h08serch писал(а): По поводу желательного брака. "И это было". В родовых отношениях (родье) были не только обязательные браки, но и желательные (меньше распространены чем обязательные, но подтверждение этнографией огромно). Хотя в последующем всё, что произошло между Фамарью и Иудой подтверждает скорее мои слова -- Фамарь оказалась более права (по крайней мере, так сказал Иуда), т.е. была определённая система отношений, в которых было "правильно" и "неправильно". Но, ещё раз, хотите считать, что был желательный брак -- пожалуйста, он не отменяет наследования терминологии родовых отношений.
История Фамари напрямую связана с такой формой брака, как левират - брак с деверем (лат. «левир» - брат мужа, евр. «йабам»).
И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. (Быт.38:8)
Втор. 25:5-10:
5 Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, -
6 и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.
7 Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»;
8 тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять ее»,
9 [тогда] невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему».
10 и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого
Таким образом, с помощью этого, в большей мере, юридической установки, сохранялось равенство родовых прав и обеспечивалось увеличение рода, т.к. сыновья и дочери оставались жить со своими родителями, а младший брат со своим старшим женатым братом. Так же левират служил защитой имущества рода, ведь если бы вдова вышла замуж за постороннего, то все богатства покойного перешли в другой род. А в том случае, если вдова умирала бездетной, ее состояние могли наследовать слуги и рабы.
Понятно, что деверя никто насилу не заставлял жениться на вдове брата, однако в случае отказа от выполнения обязанности он и его потомство причислялось к разряду нелояльных граждан.
Пару слов о древнееврейской семье. Притом, что уклад был в основном патриархальный, в книгах Ветхого завета встречаются указания на фратриархат (главой семьи является старший брат) и матриархат (родство по материнской линии). Но главным образом, все же родство велось по отцовской линии. Самым ближайшим родственником отца являлся его брат (Лев. 25: 49)
Кстити, обратите внимание на терминологию родовых отношений

47 Если пришлец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя, или кому-нибудь из племени пришельца,
48 то после продажи можно выкупить его; кто-нибудь из братьев его должен выкупить его,
49 или дядя его, или сын дяди его должен выкупить его, или кто-нибудь из родства его, из племени его, должен выкупить его; или если будет иметь достаток, сам выкупится.
Но вернемся к левирату. О его церемониально-правовой стороне так же рассказывается в книге Руфи.
Руфь 5: 1-12
1 Вооз вышел к воротам и сидел там. И вот, идет мимо родственник, о котором говорил Вооз. И сказал ему [Вооз]: зайди сюда и сядь здесь. Тот зашел и сел.
2 [Вооз] взял десять человек из старейшин города и сказал: сядьте здесь. И они сели.
3 И сказал [Вооз] родственнику: Ноеминь, возвратившаяся с полей Моавитских, продает часть поля, принадлежащую брату нашему Елимелеху;
4 я решился довести до ушей твоих и сказать: купи при сидящих здесь и при старейшинах народа моего; если хочешь выкупить, выкупай; а если не хочешь выкупить, скажи мне, и я буду знать; ибо кроме тебя некому выкупить; а по тебе я. Тот сказал: я выкупаю.
5 Вооз сказал: когда ты купишь поле у Ноемини, то должен купить и у Руфи Моавитянки, жены умершего, и должен взять ее в замужество, чтобы восстановить имя умершего в уделе его.
6 И сказал тот родственник: не могу я взять ее себе, чтобы не расстроить своего удела; прими ее ты, ибо я не могу принять.
7 Прежде такой был [обычай] у Израиля при выкупе и при мене для подтверждения какого-либо дела: один снимал сапог свой и давал другому, и это было свидетельством у Израиля.
8 И сказал тот родственник Воозу: купи себе. И снял сапог свой.
9 И сказал Вооз старейшинам и всему народу: вы теперь свидетели тому, что я покупаю у Ноемини все Елимелехово и все Хилеоново и Махлоново;
10 также и Руфь Моавитянку, жену Махлонову, беру себе в жену, чтоб оставить имя умершего в уделе его, и чтобы не исчезло имя умершего между братьями его и у ворот местопребывания его: вы сегодня свидетели тому.
11 И сказал весь народ, который при воротах, и старейшины: мы свидетели; да соделает Господь жену, входящую в дом твой, как Рахиль и как Лию, которые обе устроили дом Израилев; приобретай богатство в Ефрафе, и да славится имя твое в Вифлееме;
12 и да будет дом твой, как дом Фареса, которого родила Фамарь Иуде, от того семени, которое даст тебе Господь от этой молодой женщины.
В истории (Быт. 38) действия Фамари, хотя и вступают в противоречие с законом левирата, а так же нарушают предписания, связанные с инцестом, поскольку библейские законы строжайше запрещают браки и половую связь между близкими родственниками (Левит, глава 18 – «Кодекс святости»), оправдываются тем, что женщина, в конце концов, родила, близнецов, которые носили имя ее мужа, продолжателей рода. Таким образом, конечная цель была достигнута.
Вероятно, в тех случаях, когда брак между близкими родственниками заключался по закону левирата, не принимались во внимание установления, относившиеся к инцесту.