"История кабаков в России в связи с историей русскoгo народа "
Иван Гаврилович Прыжов (1827-1885)
глава "Польша" (предыдущую главу Прыжов заканчивает словами о том, что считает нужным остановиться на судьбах польского народа):
"История ляхов в первое время появления их в Европе покрыта
глубокой тьмой. Это племя как будто не имевшее у
себя детства. Хотя начальный русский летописец и говорил,
что ляхами прозвались словени, седшие на Висле, но даже
в самой польской историографии, как ни жидка она, а уже
поставлен вопрос, принадлежат ли ляхи к славянскому племени?
Куник 149 сообщает за исторический факт, что польско-
чешские славяне некогда покорены бьmи неславянским
племенем лингов (Lancas, Lyncas, Lencas, Lengyel), иначе
ляхов, лехов. Судя по карте, составленной Л. Ходзько и приложенной
в истории Литвы Лелевеля, 150 ляхи в VПI и в IX веках
относительно славян занимали самое ничтожное место.
В их руках была верхняя и средняя Висла и Варта, на которой
собственно и сидели ляхи. Окружённые славянами, они
и сами носили на себе славянский характер, были братьями
других славян: «Пяст151 (половина IX века), взятый от плуга
на трон, стоит рядом с чешским Премыслом и русским
Микулой Селяниновичем». Русский летописец замечает под
848 годом, что в то время был ещё один язык у чехов, ляхов
и у полян-руси, и память об этом племенном братстве
жила ещё в ХПI веке, в предании, записанном у Богухвала 152
(1250) о трёх братьях Лехе, Чехе и Руси, прародителях трёх
славянских племён, которое доселе ещё известно у карпатов
около Загреба и у лужицких сербов.
Но на этом и кончается славянская история ляхов. Позволив
впоследствии, чтоб часть славянской земли, касавшаяся
Балтики, онемечилась, ляхи тогда обратились за силами
и даже за поэзией в Литву и Русь, и думали открыть здесь
русло своей истории. На при обретение Руси были обращены
все силы, а между тем оскорбительное вымирание балтийских
славян шло и идёт своим чередом до настоящей
минуты, когда дети-немцы не понимают больше языка сво-
146
ей матери-славянки, когда, хороня мужика, кладут к нему в
гроб и славянскую книгу. С половины IX века лядская земля
начинает принимать латынскую веру, получившую у самых
поляков имя лядской веры, и с тех цор мало-помалу отделяется
от остального славянского мира, включая сюда и
близких к ней чехов. Чехи потеряли свою независимость по
милости содействия, оказанного ляхами немцам (1620). Под
наплывом латинства из памяти ляхов вдруг исчезает вся эта
старина эпоса, преданий и обычаев, на которой у остальных
европейских племён воспиталась культура всего народа, а
не одного какого-нибудь сословия. Смолкают даже девичьи
песни (canti1ena puellaris), слышанные ещё Мартином Галлом
в начале ХН века, и сменяются латинскими виршами,
которые сочиняло католическое nabozenstwo. 153 Существуют
достоверные свидетельства, что земля ляхов сначала была
православною, употребляла кириллицу, и что до ХН! века ею
пользовались бенедиктинцы; но потом, под влиянием других
монашеских орденов, кириллица вытесняется латынью, кирилловские
рукописи исчезают, и в ХУ веке истребляются
католическим духовенством все до одной. В XIV веке из Чехии
проникает к ляхам протестантизм и делает орудием своим
народный язык. С протестантством сближается православие,
и была великая минута, когда, казалось, судьбы всего
славянского мира лежали в руках ляха. Но всё это гибнет,
сменившись иезуитизмом, побратавшимся с шляхетчиной, и
затем в целой истории ляхов слышится одно вечное зловещее
слово - измена общенародному делу.
История не помнит, чтоб когда-либо ляхи были в дружеской
связи с русским народом. Но между князьями южной
Руси и королями ляхов связи эти начались давно и были очень
близки. Князья бились за ляхов против чехов. Об одном из
таких походов Мономах с негодованием вспоминал в своём
завещании: «Та посла мя Святослав в Ляхы: ходив за Глоговы
до Чешьского леса, ходив в земли их 4 месяци». Князья
бегали в ляхи, ища там убежища от внутренних княжеских
коромол, выдавали дочерей своих в ляхи. В 1043 году Ярослав
выдал сестру свою за Казимира, получив в вен о 700 рус-
147
ских людей, полонённых Болеславом; в 1102 году Сбыслава
вышла в ляхи за Болеслава. Ольгерд женат на княжне витебской
Юлиане, бывшей матерью Ягайлы, знаменитого главы
дома Ягеллонов. Иного рода были отношения ляхов к Руси,
к русскому народу. В Х веке они овладели Галицкой Русью,
но в 981 году выгнаны оттуда Владимиром. Воротив Перемышль,
Червень и другие города, бывшие под властью ляхов,
Владимир перенёс границу русской земли с Буга на Сан,
и с тех-то пор, быть может, живётна Руси пословица, гордая
верой в будущее: «Не тронь, ляше, по Сан наше!» В 1016
году Святополк (Окаянный) бежал в ляхи и привёл оттуда на
Киев Болеслава. Летописец рассказывает с особой подробностью,
что толстый Болеслав был «такъ великъ и тяжекъ,
яко и на кони не могы сt.дt.ти». Вышел воевода Ярослава,
Будый, и начал смеяться прямо ему в глаза: «Да то ти прободем
трескою черево твое толстое». Оскорблённый Болеслав
обращается к дружине: «Аще вы сего укора не жаль, аз един
пожну!» - и бросается в битву. Одолев Ярослава, он вошёл
в Киев. Богатство города, мягкость жителей, красота женщин
соблазнили, по словам Нарушевича, сарматского дикаря,
и он предался разврату, не церемонясь даже с дочерьми
Володимира. 154 Между тем ляхи, распущенные в киевской
области «на покорм», стали невыносимы, и Святополк вынужден
был дать приказание: «Елико же ляхов по городу избивайте
я!» - «И избиша ляхи», - прибавляет летопись.
Но потом сам Святополк, разбитый Ярославом и преследуемый
виденьями, «пробежа лядьскую землю, гоним гневом
Божиим, прибежа в пустыни межи ляхи и чехи». Выражение
«межи ляхи и чехи» было пословицей у народа, означавшее
неизвестно е дальнее место, куда привыкли бегать русские
князья. «Се же, - продолжает летописец, - Бог показа на
наказанье князем русьскым, да аще сии еще сице же створять,
и слышавше, ту же казнь приимуп). Но в 1068 году Изяслав
опять приводит в Киев ляхов, опять распускает их на
покорм и их бьют из-за углов: «Избиваху ляхы отаЙ». Таким
образом, ляхи, разбойничая в русской земле, разжигали насмерть
народную ненависть, возбуждали желание мстить
148
за русскую землю. Василько говорил в 1097 году: «Боюсь,
чтобы Давыд не выдал меня ляхам, аз бо ляхам много зла
творих, и хотел есмь створити, и мсmиmи руськей земли». -
<<Я думал, - продолжал он, - на землю лядьскую наступлю
на зиму и на лету, и возму землю лядьскую, и мьщу руськую
землю». В 1249 году в Ярославовой битве, ругаясь, шли ляхи
на Русь. «Ударим на большие бороды!» - лаяли они. Как
выражается летописец: «Ляхом же лающим, поженем на великия
бороды!» - «Бог нам помощник!» - отвечал русский
князь, толкнул коня и ляхов обратил в бегство. Ляхи мутили
Русь, насиловали в ней женщин, служили у князей палачами.
Ляшко (Лешко) был одним из участников в убиении Бориса,
совершившемся, как видно, под влиянием ляхов, издавна
опытных в цареубийстве. Всё это делалось на глазах
народа, и он начал представлять себе дьявола в образе ляха.
Печерский инок Матвей раз видел в церкви «обиходяща беса
в образе ляха». Так всё шло до самого конца независимости
южной Руси. Казимир, овладев в 1471 году Киевским княжеством,
назначил ему воеводою Мартина Гоштольда, но киевляне
не приняли его, «яко ляхъ б1,»>. «И отселе, - продолжает
летопись, - киевские князи престаша быти, а вместо
князей воеводы насташа».155
Литовский период юго-западной Руси носил на себе чисто
русский характер: право и язык были русские; русские
области, новогородекая и тверская, охотно вступали в союзы
с Литвою; литовцы мирно переселялись во Псков, а русские
- в Литву, и русская народность, развиваясь свободно,
видимо, жила сильною жизнию и шла вперёд. Южная Русь,
присоединённая к Польше во второй половине XVI века,
делает её одним из могущественных государств. Имея под
руками Литву и Русь, лях является передовым в Европе и
начинает промышлять, как бы ему стать на место русского
народа. Случай для этого нашёлся в Москве.
Татарщина, убив в Москве самобытную народную деятельность,
ввела в жизнь рабство и деспотизм. Несмотря на
богатства, которые стекаются в неё из областей, несмотря на
груды золота, дорогих камней и парчи, переполнявших цар-
149
скую казну, монастырские ризницы, боярские сундуки,Москва
не знает ни блеска словесности, ни света просвещения,
и сначала побирается крохами из Ростова и Новгорода,
и потом рабски бежит за поляками и немцами. В расшатавшемся
государстве, на другой день после введения кабаков,
возникло страшно Смутное время, нашедшее опору себе в
Польше. Пословица, з~акомая ещё начальному летописцу,
что «За наши грiхи надходят ляхи», сбылася. По-видимому
казалось бы, что свободомыслящая Польша, которая твердила
миру о золотой воле (zlota wolnosc), КО1:0Рая знакома была
с республиканскими формами жизни, непременно внесёт в
Москву хоть какие-нибудь начала свободы, но у ляхов не
оказалось никакой свободы, кроме шляхетской. С Григорием
Отрепьевым являются в Москве ляхи, и тогда как в Польше
говорят, что те, которые ушли с Димитрием в Москву (польская
шляхта), - хуже татар для своей собственной земли, -
в несчастной Москве этих самых людей встречают с хоругвиями
И образами, с хлебом и солью, и всё ликует. Доходит
до того, что на троне московского царя - польский королевич;
то перед ним, то перед его отцом ползают московские
бояре, прося поместий с тамгою и кабаком, забыв, что народ
и земля отданы ляхам на разграбление.
Как прежде киевскому народу, так теперь и московскому,
пришлось отбиваться от ляха, и ляхи были выгнаны вон; но
общество, но высшие классы, давно уже чуждые народу, не
в силах были уйти из-под соблазна шляхтою, и бились теперь
из-за того, чтоб как-нибудь походить на поляков, какнибудь
уподобиться шляхте. По словам Олеария (1639-43),
знатнейший из московских бояр, Никита Романов, большой
любитель немецкой музыки, сшил себе польское платье и ходил
в нём, не обращая внимания на патриарха, который этому
противился. Жена царя Фёдора, польского происхождения
(умерла в 1681 году), уговаривала мужа снять позорные
женские охабни и вводила в употребление сабли и кунтуши
польские, словом, ляцкую веру, как выражались при верженцы
Матвеева. Затем дворяне начинают именоваться шляхетным
сословием, учатся в шляхетных корпусах. Под влиянием
150
польского соседства, как заметил Валуев,156 и у нас готовилась
та же гибельная аристократия со всеми её гибельными
и страшными последствиями для государства. Мужчины ходили
в венгерках, женщины в кунтущах, появились музыка
и танцы польские (мазурки, полонезы, польские, польки),
польское мыло, польские ботинки, а в дворянских домах учителя
из поляков, и, наконец, к удивлению мира, все граждане
или посадские люди всех городов Великороссии вдруг, забыв
своё имя, приняли польское имя мещан, которое до этих
пор совершенно не было известно на северо-востоке.
А в это самое время южная Русь вела кровавую борьбу
против шляхты ...
Под влиянием немецких разбойнических дружин, у чехов
и ляхов очень рано образовались привилегированные сословия
(nobiles secundi et primi ordinis, milites et barones), и
все они были из рода ляхов. Поляки думали, что имя ляхов
сохранилось в слове ш-лях-та, s-lach-ta, szlachta; тогда как
шляхта перешла к ним по прямому наследству от немцев:
готское slahan, немецкое schlahen, древневерхненемецкое
slahta-genus. 157 Взяв таким образом своё родное имя у немцев,
шляхта, по словам Микуцкого, чтоб скрыть своё хлопское,
то есть русское, происхождение и дабы походить на какихто
итальянцев, стала коверкать свои фамильные названия, и
из Лапа (лапа) вышел Лаппо, из Пчёлки (пчёлка) - Пщолко
и так далее. это бешенство, дополняет Зубрицкий, простёрлось
до того, что каждый выдавал свой род ежели не от королевского
или княжеского колена, то, по крайней мере, от
иноземного; считал ось честью доказывать своё происхождение
от римлян, греков, галлов и так далее, лишь бы не быть
русином, славянином, поляком. 158 Шляхта стала передовым
сословием Польши, вечно бьmа ненавистна народу, и шляхтич
стал притчею во языцех. «Шляхтич, - говорит пословица,
- з перевареной сирватки, шабелька на личку, перевеслом
пидперазаниЙ. - То ти такий шляхтич: по три акахвиста
читаешь, а по чоловику глимаешь». Весь пропитанный гордостью,
развитой иезуитизмом, шляхтич не нашёл себе брата
ни в русском, ни в немце. Русского человека шляхте нужно
151
было или охолопить или искоренить. «Если не можете досягнyrь
самых казаков, - писал Конецпольский, 159 - то карайте
их на их жёнах и детях, а домы их обращайте в ничто: лучше
пусть растёт на том месте крапива, чем будут плодиться изменники
его королевской милости».160 Но чувствуя хорошо,
что украинца нельзя было ни искоренить, ни охолопить, лях
В бессилI,НОЙ злобе твердил: «Докы cBiTh свiтомъ, доти ляхъ
русину братомъ бути не може».I61 То же самое говорили они
о немцах: «Jak swiat swiatem, nie b~dzie Polak Niemcowi bratem
». Исковеркав слово respublica в какую-то Rzecz Pospolita
szlachecka,162 шляхта измыслила и свою золотую волю, которую
один из лучших поляков (Нарушевич) изобразил в следующем
отвратительном виде:
Во w Polsce zlota wolnosc pewnych regul strzeze:
СЫора па pal, panu nic, szlachcica па wiеz~.16З
Если уж лях, так непременно пан: ляха не пана не существовало
на свете, ибо народ - это бьmа масса холопов,
окружённая гулявшим панством: «Панiвъ, якъ псiвъ!» Ненависть
к пану всасывалась в человека с первых минут детства:
«Мамо, закрий MeHi очi, нехай не дивЛ}оса на того негiдHOГO
ляха!» - «А щоб же я тричi ляхом стал!» - клялся
кто-то, а другой, удерживая его: «Стiй, чоловiче, чи то вже
зкрутився? Не губи душi!» Если уж лях - то ханжа; но тут
бывали исключения. Шляхтич Белецкий при Стефане Батории
уехал в Турцию, принял магометанство, но, считая себя
поляком, вернулся на родину. Стефан Баторий наградил его
городом ...
Сварить с кем-нибудь пиво - значило найти человека, с
которым можно было сблизиться, жить; но народ говорит,
что раз «чёрт с паном пиво варил, и молоту (пивной гущи) отрёкся
». Вот

всех историков, польских и русских, и сгубила польское
государство. «Шляхта, - говорил один из них, - живя на
счёт хлопов, не знала ни физического, ни умственного труда.
Где было этой продажной и разучившейся шляхте мыслить,
152
чувствовать и честно управлять страной? Неуменье правительственных
сословий осчастливить народ, деморализация
высших классов - естественное последствие крепостного
права, которое всегда лишает владетельные классы нравственной
силы и упругости, а у низших отнимает последние
l<ачества человека - вот причины падения Польши». Идея о
могуществе шляхты возникла из немецкого права. По Вислицкому
статуту 1347 года, кмет уже не имел никакого значения
перед шляхтичем, а Казимир Великий (1333-70) за то,
что не давал воли шляхте, награждён был титулом хлопского
короля (kr61 chlop6w).
идут столетия, идёт вперёд могущество государства, а
вместе идёт вперёд и неистовство шляхты. Хлоп (народ),
наконец, стоит как будто вне закона. За служилой шляхтой
- полные личные и имущественные права, но только
тогда, когда шляхтич не ведёт хлопской жизни, то есть не работает,
не трудится, хотя и может жить у магната в кучерах,
в конюхах, в холопах. По Уставу о волоках 1557 года, кмет
и всё его имущество принадлежат господарю. Крепостное
право называется здесь вечным правом; дети, родившиеся
от невольного, именуются невольниками. Крепостное право,
начавшееся собственно с 1554 года, в конце царствования
Сигизмунда 1 доходит до того, что всё польское дворянство
громко требует права жизни и смерти над хлопами. Варшавская
конференция 1573 года предоставляет помещику право
наказывать крестьян in secularibus et spiritualibus.
В 1569 году постановлением Люблинского сейма Украина
соединена бьща с польской короною. Трудно, говорит
Соловьёв, найти в архивах какой-нибудь страны такой бесчестный
акт, в котором история была так дерзко поругана.
Со стороны Украины соединение совершалось на праве людей
равных с равными (jako r6wnych do r6wnych i wolnych
do wolnych ludzi); со стороны польской шляхты - на праве
насилия над Украиной. «Але вижу, - говорит князь Константин
Острожский, - иж то костатной сгубе всее короны
польское идет; бо за тым нихто своего права, ани вольности
беспечен уже не будет».
153
Многим было обязано шляхте и южнорусское дворянство,
которое, ополячившись, изменило народу и сгнило самым
постыдным образом. Русскому народу пришлось наконец
жаловаться не на одну польскую шляхту, но и на русское дворянство.
Каштелян смоленский Иван Мелешко в 1589 году
на Варшавском сейме в присутствии короля бросал в глаза
русских дворян следующую горькую правду. «Кажучи правду,
- говорил он, - не так виноват король, як гетые радные
баламуты, што пры ним сидят да крутят. Много тута гедаких
есть, што хоть наша костка, однако собачым мясом поросла
и воняет; тые-то нас деруть, а за их баламутнями, нашые не
поживятся. Речь посполитую губят, и Волынь с Подлясьем
пропал! Знаю, нам приступило, што ходим как подвареные,
бо ся их боимо. А коли б гетакого беса кулаком в морду, забыв
бы другый мутытьш. Так говорил Мелешко. И что ж!
Проходит несколько лет, и он сам окатоличивается и строит
базилианский монастырь! Боплан,l64 посетивший Украину в
половине ХУН века, писал: «и русское дворянство походит
на польское и стыдится, по-видимому, исповедовать иную
веру, кроме католической, которая ежедневно приобретает в
нём новых приверженцев, несмотря на то, что вельможи и
князья ведут свой род от русских».165 Русская земля таким
образом оставалась как будто без высшего сословия, русское
православие теряло своих членов дворянского происхождения,
и к ХУН веку опорой Руси оставался один лишь южнорусский
народ."
Об авторе
http://krotov.info/history/19/1890_10_2 ... ryzhov.htm
"Предлагаемый Вашему вниманию труд является частью амбициозного, но так и нереализованного автором грандиозного исследования о русской (славянской) культуре. Прыжов хотел «на основании законов исторического движения... проследить все главные явления народной жизни, и каждое из них с первых следов их существования и вплоть до нынешнего дня… первому дать возможность государству опознаться, ориентироваться в том, что было, что есть и чему должно быть, на основании умственно-социального уровня».
Собирая материал для книги, Прыжов много путешествовал, ходил по деревням и городам Московской, Тверской, Владимирской губерний.
«История кабаков в России в связи с историей русского народа» была издана М. О. Вольфом в 1868 г., но издание было сильно изрезано цензурой. Строго говоря, оно представляло только первый том исследования, а второй и третий тома были Прыжовым сожжены, так как в работе довольно ярко прослеживалась тенденция зарождения всех народных бунтов в кабацкой среде".
http://www.kubar.ru/showthread.php?t=807