
В лѣто 6639.... заложилъ Мстиславъ церковь Святые Богородици Пирогощу (Радз.1131)
Игорь ѣдетъ по Боричеву къ Святѣй Богородици Пирогощей, как и писал выше, Игорь ехал по Боричеву НЕ к иконе, а к Церкви Мстислава. А вот почему Автор сделал для Ольговича Игоря такой "странный" выбор нам и предстоит выяснить.
Сумаруков Г.B. в книге "Кто есть кто в Слове о полку Игореве". М.: Изд. МГУ, 1983, с. 67-74 сделал анализ всех церквей Киева и не скрыл своего удивления по поводу столь политически некорректного выбора Игоря. Вот его аргументы:
- В Киеве великим князем был Святослав. Он был старшим князем Ольговичей. На северной окраине Киева Ольговичи имели свою резиденцию, в которую входили большой княжеский дворец, монастырь с Кирилловской церковью, где был похоронен дядя Игоря Всеволод, позднее в 1194 году здесь же будет похоронен Святослав. Летом 1185 года Святослав посылал сыновей против половцев, напавших на города Посемья. Русские полки подоспели вовремя, половцы убрались "восвояси"... Благодарность Игоря Святославу должна быть безмерной, Игорь должен был бы отслужить благодарственный молебен, причем наиболее подходящим для этого местом разумеется была Кирилловская церковь, однако, Игорь туда НЕ пошел;
- Киевской волостью (всей землей Руской) правил Рюрик (Василий).
"Рюрикъ...размысливъ с мужи своими, угадавъ бѣ бо Святославъ старѣи лѣты, и урядився с нимь:
съступи ему старѣшиньства и Киева, а собѣ возя всю Рускую землю... "(Ипат.1180)
В то время фактической властью, как военной, так и политической, обладал Рюрик(Василий). При нем была построена Васильевская церковь, однако церковь Рюрика Игорь НЕ посетил;
- Не посетил Игорь и кафедральный Софийский собор - центр духовной и политической жизни древней столицы;
- Не посетил и патрональный собор Чернигова, исконной вотчины Ольговичей, Спасский собор ;
- В покаянной речи Игоря перед его пленением упомянуты его грехи перед переяславцами:
"Рече бо дѣи Игорь: " помянухъ азъ грѣхъı своя пред Господомь Богомъ моимъ, яко много убииство кровопролите створихъ в землѣ кресьяньстѣи, яко же бо азъ не пощадѣхъ хрестьянъ, но взяхъ на щитъ городъ Глѣбовъ у Переяславля..." (Ипат. 1185)
Покровителем Переяславля был архистратиг Михаил. В Киеве было три Михайловских церкви. В центре города стояла знаменитая Михайловская Златоверхая, в Выдубецком монастыре - вторая Михайловская и на Подоле, рядом с Пирогощей - третья. Можно было бы ожидать, что Игорь их посетит замаливая свои прежние грехи, к тому же Михаил Архангел считается не токмо архистратигом небесного воинства, но и покровителем воинов вообще... Однако Игорь НЕ пошел и в Михайловские храмы;
- Князь Игорь носил крестильное имя Георгий. 23 апреля 1185 года он выступил в поход в день Георгия Победоносца. В центре Киева рядом с Софийским собором была Георгиевская церковь, которую основал общий предок Мстиславичей и Ольговичей Ярослав Мудрый, однако и в эту церковь Игорь НЕ пошел;
- Сын Игоря Владимир носил крестильное имя Петр, казалось бы отец должен был проявить христианскую заботу о сыне, посетив церковь Петра, однако, Игорь этого НЕ сделал;
- Племянник Игоря Святослав носил крестильное имя Борис. О судьбе Святослава в плену после побега Игоря ничего не известно. В Киеве рядом с Пирогощей и Михайловской была церковь Бориса и Глеба, однако и туда Игорь НЕ поехал;
- Можно было бы предположить, что Игоря что-то связывало с Мстиславом Великим (Федором), заложившим Пирогощую, но в этом случае он должен был посетить Федоровскую церковь, где Мстислав и был похоронен, однако и эту церковь Игорь НЕ посетил;
- Пирогощая относится к богородичным храмам. В Киеве таких храмов было несколько. Десятинная церковь - первый каменных храм Руси, стоявший у начала Боричева спуска, однако Игорь проехал мимо.
Благовещенская церковь на Золотых воротах вблизи главного въезда в Киев, Успенский собор Печерского монастыря - грандиозное сооружение того времени, церковь Влахернской богородици - крупное здание у центра города, окруженное со всех сторон галереями. Однако из всех богородичных храмов Игорь выбирает пятый по счету небольшой приходской храм на торговой площади посада Подола;
Нетрудно заметить, что у любого из перечисленных патрональных храмов, имевших отношение к трем южнорусским центрам-городам или к великим и малым князьям, причастных к событиям Игорева похода, а также у любого из богородицких храмов были явные преимущества перед малозаметной посадской Пирогощей. Более того, Пирогощая, связанная с именем Мстислава Великого, была для Игоря тем храмом, посещение которого с дипломатической точки зрения представлялось нежелательным, поскольку Мстислав и его потомки были в недружественных, а порой во враждебных отношениях с Ольговичами. Но Игорь выбрал именно Пирогощую, предпочтя ее, против всех ожиданий, всем остальным. Иными словами, Игорь направился к той церкви, посещение которой представляется не только неожиданным, но и противоестественным...
----------
Сумаруков Г.B. Кто есть кто в Слове о полку Игореве". М.: Изд. МГУ, 1983, с. 72