Эмир Байдар, который был... монгольского головного отряда, отправил к Китбука-нойону некоего человека по имени... и уведомил его о движении мисрского войска. Китбука прислал ответ: «Оставайся-де на месте и жди меня». Поскольку до прибытия Китбукая Кудуз ударил на Байдара и отогнал его до берега реки Аси, Китбука-нойон в пылу двинулся вперед, словно огненное море, вполне полагаясь на свою силу и военную мощь. Кудуз расставил войско в засадах, а сам, сев [на коня], встал с небольшим числом [воинов]. Китбукаю с несколькими тысячами всадников, все заправскими воинами, случилось сойтись с ним у Айн-и Джалут (3). Монгольское войско напало, стреляя из луков, а Кудуз уклонился и ударился в бегство. Монголы, осмелев, отправились вслед за ними и многих из мисрцев перебили. Когда они поравнялись с местом засады, мисрцы с трех сторон бросились из засады и помчались на монгольское войско. С раннего утра до полудня бились врукопашную. Монгольскому войску сопротивляться стало невмоготу, и в конце концов оно обратилось в бегство.
Китбука-нойон в пылу и рвении разил направо и налево и валил [наземь]. Некоторые побуждали его к бегству, [но] он не послушал и промолвил: «От смерти не избавишся, лучше бы им умереть с честью и славой, а не бежать подло и презренно. В конце концов один кто-либо из великих и малых этого войска да придет на служение к государю и доложит мои слова, что Китбука не захотел постыдно повернуть назад и в усердии он пожертвовал сладкой жизнью. Надобно, чтобы благословенное сердце государя не кручинилось, что монгольское войско погибло. Пусть он представит себе, что жены его воинов один год не были беременны, а кобылы их табунов не жеребились. Да будет счастье государю. Раз благородная особа государя пребывает в здравии, всякому утраченному [воину] будет замена, а бытие или небытие слуг, подобных нам,- пустяк».
Хотя воины бросили его, он старался за тысячу человек. В конце концов лошадь его оступилась, и он попал в полон. Вблизи поля битвы находились заросли камыша, и в них укрылся отряд монгольских всадников. Кудуз приказал поджечь те [заросли] и всех сожгли. Затем Китбукая, связанного по рукам, представили Кудузу. [Кудуз] сказал ему: «О вероломный человек, много ты крови пролил несправедливо, лишил жизни витязей и великих людей, нарушением обещания и лживым словом ниспроверг древние семьи. Наконец-то и ты попался в сети»...
[Ответ Китбуки - Ilik]: «Ежели я буду убит твоею рукой, то я посчитаю [что это] от бога, а не от тебя. Ни на миг не обольщай себя и не гордись этим случаем. Как только весть о событии со мною дойдет до Хулагу-хана, вскипит море его гнева и [всё] от Азербайджана до самого Мисра будет сравнено с землей копытами монгольских коней, и песок Мисра унесут вон в конских торбах. У Хулагу-хана подобных Китбукаю славных всадников триста тысяч, считай одним меньше». Кудуз сказал: «Не хвастай так туранскими всадниками, ибо они ведь дела вершат хитростью да увертками, а не по-мужски, как Рустем [сын] Дастана». Китбука промолвил: «Я пока существовал, был слугою государя, а не как вы предатели и убийцы [своего] господина... Пореши меня как можно скорее» (4). Кудуз приказал, чтобы ему отрубили голову.
[Затем] они совершили набег по всей Сирии до берегов Евфрата, валили всех, кого находили, разграбили лагерь Китбукая, захватили в полон его жен, детей, родичей и перебили чиновников и воевод областей. Те же, которые были оповещены, бежали. Когда весть о событии с Китбука-нойоном и речи его в ту пору дошли до слуха Хулагу-хана, он очень сожалел о его кончине, запылал огонь его гнева, и он сказал: «Где мне найти другого такого слугу, который бы перед лицом смерти проявил такую доброжелательность и рабскую верность». Он обласкал осиротевших членов его семьи и оказал им почет и уважение.
До этого, однажды, он пожаловал халебского мелика Насир-[ад-дина] и, отдав ему должность хакима в Дамаске, отправил в путь с тремя стами сирийских всадников. После прибытия вести о Кутбукае некий сириец доложил: «халебский мелик Насир с тобою не прямодушен и хочет, бежав, отправиться в Сирию на помощь Кудузу, по повелению которого убили Китбукая». Хулагу-хан для отражения его отправил вслед три сотни монгольских всадников. Их передовой отряд настиг его и остановил: «Приказ, мол, таков, чтобы мы тебя угостили, дабы ты восчуствовал полное благоволение [государя]». Как в обычае у монголов, они его напоили мертвецки пьяным.Внезапно подоспели остальные из трехсот всадников и мелика Насир-[ад-дина] с тремя стами сирийцев убили. Они не оставили в живых ни одной души из тех людей, кроме Мухьи-ад-дина Магриби, который спасся благодаря тому, что был звездочетом.
Хулагу-хан отправил в Сирию Элькэ-нойона с великой ратью. Когда он туда прибыл, воины стали заниматься грабежом. Бундукдар, ставший государем Мисра, был оповещен и выступил, чтобы [их] отразить. Когда Элькэ-нойон услышал весть о его приходе, он с монголами, которые оставались в Сирийском крае, ушел в Рум (5), а в Дамаске стали читать хутбу и чеканить монету именем Бундукдара. Хулагу-хан хотел было в отмщение за Китбукая повести еще рать на Миср и Сирию, [но] по причине события с Менгу-каганом и разногласий, которые появились между ним и родичами, положение и время не разрешели исполнить это. Вследствие этого он отставил [поход]...
(
Рашид ад-Дин. Рассказ о походе Китбука-нойона в Миср, сражении его с тамошней ратью и казни его. Сборник летописей. Т. III, с. 51-54).
1). Последний хорезмшах энергичный и способный Джелаль ад-Дин Менкбурны увел часть хорезмийской армии на Запад и в 20-х – начале 30-х гг. XIII в. попытался создать новую державу на части территории Ближнего Востока: в Восточной Анатолии, Сирии, Северной Месопотамии, Азербайджане и Грузии. Эти расчеты рухнули после поражения его войска (август 1230 г.) от коалиционной армии румских сельджуков, Аййубидов Сирии и франко-армянских отрядов Киликии.
Сам Джелаль ад-Дин, преследуемый монголами, сгинул в следующем году в горах Курдистана, а уцелевшие хорезмийцы рассеялись по всему региону – от трапезундского Причерноморья на севере и до франкской Иудеи на юге. Отступая перед появившимися в Восточном Средиземноморье в 1259 г. монгольскими войсками, хорезмийские отряды оказались в Египте.
2). Это ближайший соратник Кудуза и будущий мамлюкский султан аз-Захир Рукн ад-дин Байбарс I ал-Бундукдари, т.е. тот самый Бейбарс.
3). В Изреельской долине, юго-западнее озера Кинерет (Галилейского моря) 3-го сентября 1260 г.
4). Китбука имеет ввиду, что мамлюки захватили власть в Египте, свергнув законную династию Аййубидов.
5). То есть на территорию подчинявшегося тогда монголам сельджукского Румского султаната в Малой Азии.
Но война между мамлюкским Египтом и хулагидским Ираном на этом не закончилась, а продолжалась ещё долгие годы.