Великий Хорс

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Великий Хорс

Сообщение Владимир Медведев » 15 ноя 2011, 09:33

Уважаемый Новый!
Интересно бы узнать, а как Вы смотрите на соображения Прейса о Хорсе? Мне кажется, что заимствование иранизма "Хорс" через еврейский язык вовсе не исключено. Не потому ли Хорс в "Беседе трех святителей" и назван "жидовином"? - т. е. это указание не на национальность Хорса, а на национальный источник заимствования данного имени.
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Re: Великий Хорс

Сообщение Евгений » 15 ноя 2011, 10:08

Новый писал(а):
Евгений писал(а):Я в целом согласен с вашей теорией - что до православия славяне уже были знакомы с христианством западного толка. Скорее с арианством.

Да, это могло быть в том числе и арианство. Так или иначе, эта разновидность христианства (если она имела место, т. е. если моя гипотеза верна) должна была казаться православным чем-то очень еретическим. Что и может быть причиной полного молчания о ней церковных источников и того, что не уцелел ни один образец литературы, в жанровом отношении близкой "Слову", т. е. принадлежавшей к той же "субкультуре", которая содержала сентименты к этим верованиям. Видимо, сжигали.

Богомилы и ариане любили шифровать свои тексты вычурным "готским" письмом, в том числе глаголицей. Отсутствие свидетельств (помимо языковых артефактов типа алтарь, поп, и церковь) не удивительно, учитывая "пересмотр" церковных книг в никоновскую реформу. В любом случае, эта версия христианства не могла просуществовать на Руси более 300 лет (~ 500-800 н.э.), а вера иранского толка должна иметь на Руси гораздо более глубокие корни. Короче, я считаю что доправославное христанство славян связано с их подчинением Аварскому ханству.

Не стоит забывать, что религия - это в первую очередь политическая идеология, основание для существования социальной общности. У дохристианской религии был другой формат/масштаб, она была менее "государственной", более местной. Храмы были общественными домами для собрания жителей конкретной деревни или улицы, а не собственностью отдельного конфессионального объединения, управляемого извне, и до принятия христианства не было особого противопоставления религиозных систем, пантеонов - отождествляли чужих богов со своими, интерпретировали в одной и той же матрице. Молились в одном и том же доме одним и тем же персонажам, у которых было несколько наборов имён-эпитетов. Я так думаю.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Великий Хорс

Сообщение Евгений » 15 ноя 2011, 10:16

Новый писал(а):... А поэтому в произведении, написанном человеком, так или иначе (даже если Вы считаете его язычником) использующим христианскую фразеологию ("Софийские колокола" и т. д.), это словосочетание, коль скоро оно имеется, естественно - в силу большей вероятности, - считать христианским.

Это софистика. Тогда кита - в силу большей вероятности - надо считать рыбой.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 15 ноя 2011, 10:22

Владимир Медведев писал(а):Уважаемый Новый!
Интересно бы узнать, а как Вы смотрите на соображения Прейса о Хорсе? Мне кажется, что заимствование иранизма "Хорс" через еврейский язык вовсе не исключено. Не потому ли Хорс в "Беседе трех святителей" и назван "жидовином"? - т. е. это указание не на национальность Хорса, а на национальный источник заимствования данного имени.

Уважаемый Владимир, я посмотрел Ваш пост об этом от 31-го июля. Упомянутый Вами "Кореш" (כורש) - это КИР (подлинная, персидская форма - "Куруш"), и это слово абсолютно не связано с малоупотребительным "херес" (חרס). Эти слова и по первым буквам отличаются, у них разные корневые основы. "Херес" - слово не иранского происхождения, это имя некоего ближневосточного (моавитского, кажется) божества (и, кстати, Барац-то Хорса от этого божества и производил), и оно формально и в самом деле является одним из синонимов слова "шемеш" - "солнце", но в повседневной речи оно совершенно не использовалось в самой еврейской среде, так что вероятность заимствования его каким-либо другим этносом стремится к нулю. Оно просто на слуху не было.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 15 ноя 2011, 10:26

Евгений писал(а):
Новый писал(а):... А поэтому в произведении, написанном человеком, так или иначе (даже если Вы считаете его язычником) использующим христианскую фразеологию ("Софийские колокола" и т. д.), это словосочетание, коль скоро оно имеется, естественно - в силу большей вероятности, - считать христианским.

Это софистика. Тогда кита - в силу большей вероятности - надо считать рыбой.

А его и считали, и по внешним признакам вполне логично, пока не исследовали его организм и не обнаружили однозначные структурные отличия от рыбы. А у нас здесь нет ничего такого, что столь же однозначно свидетельствовало бы, вопреки "Софийским колоколам", в пользу "языческой" версии.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Nikola » 15 ноя 2011, 10:52

Почему бы и птицу не быть мужского рода? Не научный же трактат изучаем... нет других примеров - ну так Слово само себе пример.
"Суд Божий" в общем случае - вряд ли только христианский. Но СПИ - случай не общий.
Автор указывает, что о Всеславе - припевка Бояна, цитата. Ранее автор сам говорил за Бояна - показывал, как Боян, по его мнению, воспел бы время автора. Тут же - время самого Бояна, который служил противникам Всеслава! Между прочим, предкам и Владимира Галицкого, и Игоря Черниговского...
Привлеку для пояснения Вещего Олега. Вещим его прозвали люди, не просвещенные христианством, с точки зрения христианина он не может быть Вещим! Точно так же не может быть для истинного христианина вещим и Боян, и Велесовым внуком христианин-церковник мог назвать его разве что в эпоху Петровских реформ, когда Велеса уже довольно прочно забыли. Но вот сам-то Боян вполне может быть христианином или прикидываться таковым. Есть у меня подозрение, что "христианскую фразеологию" (с) Keil Ярослав вбивал в свое ближайшее окружение на конюшне с казенной части. Не сам же Боян себя называет Вещим и Велесовым внуком? Называет его так автор Слова. А в его особой религиозности есть большие сомнения - как в христианской, так и в языческой. Сказители всегда наособицу, слегка "не от мира сего" - и представление, что если дан человеку дар сплетать слова, у него в родословной непременно затесался первый поэт - Велес, вполне органично, точно так же, как в роду вождя непременно присутствует Бог - лестно подчиняться потомку Бога, а не равному по происхождению. Мнение самого поэта никого не волнует. А "не от мира сего" - и есть Вещий, не от себя вещает - вдохновляется свыше.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 15 ноя 2011, 14:02

Новый писал(а):"Дерево"-то было и у них одно, поскольку язычество заведомо содержало возможность обожествления людей, отхода от сущностных основ здесь не было. Просто они в имперский период дообожествлялись до того, что в Риме стало "легче встретить бога, чем человека" (знаете эту фразу?). Божественность - в качестве идеи, - обесценилась, "девальвировалась", и "дерево" стало расти вкривь и вкось, ну, и рухнуло вполне закономерно. Боги же у римлян были не "греческие", а свои, но на них, в силу структурной схожести систем и аналогичности многих божеств, были перенесены сказания о греческих аналогах: не будем забывать о том, что греческие колонии появились в Италии ещё в 8-ом веке до н. э., и имело место интенсивное общение. Исходно Юпитер - не Зевс, а Минерва - не Афина.


Да сейчас уже не разобраться - как там было исходно, но на тот момент, что есть документы - "римляне" уже весьма плотно соответствовали "грекам". В то же время как и у греков - полно заимствованных богов. Заимствование - ключевой механизм культурного взаимодействия. И как мы с Вами дискутировали тут последние годы - даже иудаизм (имхо) этому не чужд. А, следовательно, если нет единой книги, то есть - многообразие культа одного и того же бога, есть разные варианты мифов - тут сложно говорить о "системе". Мы видим системы в классическом язычестве поскольку она прошла уже преломление в рефлексии литературы, драматургии и т.д. - она уже выступила декорациями, базисом, для отражения каких-то вполне себе нам понятных, бытовых идей, но я больше чем уверен, что представление верующих людей того времени, или еще хуже - жрецов, сильно отличались от мира Гомера и Еврипида, и вряд ли бы мы нашли в них "систему". Конечно, мы можем просто классифицировать, каталогизировать и назвать все это "системой" (без осознания внутренней сути), но в случае славянского язычества, стараниями православных летописцев даже эта дорога нам заказана: никто не удосужился внятно изложить в чем заключалась религия предков, какова наша национальная история. Вместо этого они копипастили с греческого чужую историю и чужие сказки. Ну что ж - выбор высококультурных людей, адназначно.

Вообщем - давайте оставим "систему" за скобками, иначе Вы уже всем все доказали. Не думаю, что Вам это интересно.

Новый писал(а):Насчёт этой Марьятты мы же ещё больше года назад договорились, что она девушка чисто финская и что имя её означает, по всей видимости, "брусника". Это Вы же и написали, а я легко и охотно согласился. Другое дело, что вообще-то такие заимствования имён объектов культа бывают - так, допустим, эвенки и якуты молились вроде бы "русскому богу Николе". Но моя концепция не содержит ничего подобного. По моей гипотезе, славяне заимствовали из Рима не "отголоски" христианской терминологии, а настоящее христианство, полноценное и осмысленное. Сильнее же этой конфессии в культурном плане "греческая вера" была потому, что располагала - едва ли в этом можно усомниться, - неизмеримо бОльшим объёмом литературно-философского материала. И "культура" ведь - понятие многомерное, имеются разные типы культур, и было бы некорректно считать, что религиозно ориентированная культура - заведомо ниже той, в которой более секулярные, скажем так, ценностные приоритеты.
Продолжение следует.


Полноценное заимствование вряд ли могло быть с таким коверканьем имен, с идолами и т.п. Вот просто поставить византийскому Богу идол, ради уважухи - это хоть сто порций. Лужков вон у нас в Москве, у синагоги в Спасоглинищевском устроил филиал "западной стены" :shock: , и ведь даже не язычник! :)
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 15 ноя 2011, 15:53

Homo Sapiens писал(а):Полноценное заимствование вряд ли могло быть с таким коверканьем имен, с идолами и т.п. Вот просто поставить византийскому Богу идол, ради уважухи - это хоть сто порций...

В том-то и фишка, что не было у них (ИМХО, конечно) идолов. Вот аргументы (переношу из "Религиозной загадки):

(начало цитаты)... в древности и в средние века перечисление использовалось в качестве одного из способов убеждения читателя. Оно давало "наглядность", очень нужную тогда людям, у большинства которых преобладало образное, а не формально-логическое мышление. Обращаться к аудитории было удобнее на языке "притчи", нежели оперируя формально-философскими категориями. Вот почему так важно было, осуждая, кого-то НАЗВАТЬ. И не столь важно было соблюсти фактическую точность в этих именованиях и в том, "кто есть кто". БЛАГОЧЕСТИВАЯ ПРИТЧА НЕ СЧИТАЛАСЬ ЛОЖЬЮ.
Это выделенное мною предложение относится прежде всего к "Владимирову пантеону", который тоже, если подумать, является именно такой "притчей".
Начну с того, что в двух списках ПВЛ - Академическом и Радзивилловском, - Владимир поставил в Киеве, "на холме, вне двора теремного", "кумира" в единственном числе, а не "кумиры" (как в Лаврентьевском). Тем более, что в Новгороде, по словам летописи, он велел поставить одного идола - Перуна, - и вряд ли можно считать вероятным, что религиозные мероприятия варьировались им от города к городу.
Далее, неправдоподобно, чтобы у разных божеств было одно капище, и крайне маловероятно, чтобы они могли располагаться рядом: в любой языческой религии каждый из объектов поклонения имеет право на свое "жизненное пространство". Наконец, Перун и те, кого мы видим в "Слове", явно принадлежали к разным системам.
Во-первых, Перуна в поэме нет, а в ЧЬЕЙ-ТО религии он был главным и ни за что не был бы проигнорирован Автором, если бы тот входил в число его приверженцев. Далее, обрывки впечатлений о нем в народной памяти крайне негативны (в словаре Даля приводятся белорусские присловья, где он аналогичен черту, в Новгороде же он именовался "змиякой"), что психологически было бы невозможно, будь верования в него когда-то родными: ни один этнос так со своими почвенными божествами, даже развенчанными и отвергнутыми, не обходился, а законы социально-культурной психологии у всех общностей одни и те же. Так что я имею все основания принять уже высказанную не раз точку зрения, что Перун - это божество чисто варяжское, родственник литовского Перкунаса и германского Тора-Донара (которые для разноплеменных дружинников легко сливались воедино, подобно Зевсу и Юпитеру). Тем более что и появляется он в летописи в первый раз только в связи с Олегом-Хельги.
И я считаю, что в этом "пантеоне" реальной фигурой является только Перун - названное по-славянски, но относящееся к варяжскому культу божество, приверженность которому укрепилась в душе Владимира после трех лет, проведенных в Скандинавии (куда он бежал в 977 г., опасаясь нападения из Киева), под впечатлением увиденного там. Остальные же имена вставлены вместо успевших позабыться "божков" одной с Перуном системы (каждый из которых имел, естественно, отдельное капище; но летописцы начала 12-го столетия едва ли представляли себе хоть сколько-нибудь отчетливо языческую обрядность). Взяты же они были, я полагаю, из некоего указа ранних Владимировых времен (еще в бытность его язычником) о том, чьи культы в стране надлежит дозволить и одобрить.(конец цитаты)

Что же касается коверканья имён, то, во-первых, надо учесть, что восточное славянство с 4-го-6-го (точнее я пока "нижний рубеж" указать не могу) по 10-ый вв. (период, который я считаю временем преобладания этой религии) далеко не являлось светочем цивилизованности. Поэтому людей, знавших язык культурной метрополии - и способных в силу этого знания как-то сверять правильность произнесения терминов с образцами, - должно было быть считанное число, и эта лексика модифицировалась почти бесконтрольно - так же, как, впрочем, и сами языки вплоть до времён, когда сохранность и специфических разделов терминологии, и языка в целом (возьмём, скажем, английский в Сев. Америке, Австралии и т. д.) уже обеспечивалась относительно широкой распространенностью хотя бы элементарной грамотности. Но отсюда не следует, что искажалась и суть верований. Романские языки, допустим, создались на базе искажённой латыни, по-латински "bonus", а по-испански "bueno", но понятие-то осталось всё тем же...
Во-вторых, например, в Московии до 17-го столетия включительно Стокгольм называли "Стекольной" (точность, что называется, ещё та...), и при этом никакой путаницы географических объектов у посольских дьяков не возникало, отлично разбирались они, где этот самый Стокгольм, а где Копенгаген. И к религиозному сумбуру лексические сдвиги совсем не обязательно должны были приводить.
Об остальном потом.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 15 ноя 2011, 16:36

Новый писал(а):
Homo Sapiens писал(а):Полноценное заимствование вряд ли могло быть с таким коверканьем имен, с идолами и т.п. Вот просто поставить византийскому Богу идол, ради уважухи - это хоть сто порций...

В том-то и фишка, что не было у них (ИМХО, конечно) идолов. Вот аргументы (переношу из "Религиозной загадки):

(начало цитаты)... в древности и в средние века перечисление использовалось в качестве одного из способов убеждения читателя. Оно давало "наглядность", очень нужную тогда людям, у большинства которых преобладало образное, а не формально-логическое мышление. Обращаться к аудитории было удобнее на языке "притчи", нежели оперируя формально-философскими категориями. Вот почему так важно было, осуждая, кого-то НАЗВАТЬ. И не столь важно было соблюсти фактическую точность в этих именованиях и в том, "кто есть кто". БЛАГОЧЕСТИВАЯ ПРИТЧА НЕ СЧИТАЛАСЬ ЛОЖЬЮ.
Это выделенное мною предложение относится прежде всего к "Владимирову пантеону", который тоже, если подумать, является именно такой "притчей".
Начну с того, что в двух списках ПВЛ - Академическом и Радзивилловском, - Владимир поставил в Киеве, "на холме, вне двора теремного", "кумира" в единственном числе, а не "кумиры" (как в Лаврентьевском). Тем более, что в Новгороде, по словам летописи, он велел поставить одного идола - Перуна, - и вряд ли можно считать вероятным, что религиозные мероприятия варьировались им от города к городу.
Далее, неправдоподобно, чтобы у разных божеств было одно капище, и крайне маловероятно, чтобы они могли располагаться рядом: в любой языческой религии каждый из объектов поклонения имеет право на свое "жизненное пространство". Наконец, Перун и те, кого мы видим в "Слове", явно принадлежали к разным системам.
Во-первых, Перуна в поэме нет, а в ЧЬЕЙ-ТО религии он был главным и ни за что не был бы проигнорирован Автором, если бы тот входил в число его приверженцев. Далее, обрывки впечатлений о нем в народной памяти крайне негативны (в словаре Даля приводятся белорусские присловья, где он аналогичен черту, в Новгороде же он именовался "змиякой"), что психологически было бы невозможно, будь верования в него когда-то родными: ни один этнос так со своими почвенными божествами, даже развенчанными и отвергнутыми, не обходился, а законы социально-культурной психологии у всех общностей одни и те же. Так что я имею все основания принять уже высказанную не раз точку зрения, что Перун - это божество чисто варяжское, родственник литовского Перкунаса и германского Тора-Донара (которые для разноплеменных дружинников легко сливались воедино, подобно Зевсу и Юпитеру). Тем более что и появляется он в летописи в первый раз только в связи с Олегом-Хельги.
И я считаю, что в этом "пантеоне" реальной фигурой является только Перун - названное по-славянски, но относящееся к варяжскому культу божество, приверженность которому укрепилась в душе Владимира после трех лет, проведенных в Скандинавии (куда он бежал в 977 г., опасаясь нападения из Киева), под впечатлением увиденного там. Остальные же имена вставлены вместо успевших позабыться "божков" одной с Перуном системы (каждый из которых имел, естественно, отдельное капище; но летописцы начала 12-го столетия едва ли представляли себе хоть сколько-нибудь отчетливо языческую обрядность). Взяты же они были, я полагаю, из некоего указа ранних Владимировых времен (еще в бытность его язычником) о том, чьи культы в стране надлежит дозволить и одобрить.(конец цитаты)

Что же касается коверканья имён, то, во-первых, надо учесть, что восточное славянство с 4-го-6-го (точнее я пока "нижний рубеж" указать не могу) по 10-ый вв. (период, который я считаю временем преобладания этой религии) далеко не являлось светочем цивилизованности. Поэтому людей, знавших язык культурной метрополии - и способных в силу этого знания как-то сверять правильность произнесения терминов с образцами, - должно было быть считанное число, и эта лексика модифицировалась почти бесконтрольно - так же, как, впрочем, и сами языки вплоть до времён, когда сохранность и специфических разделов терминологии, и языка в целом (возьмём, скажем, английский в Сев. Америке, Австралии и т. д.) уже обеспечивалась относительно широкой распространенностью хотя бы элементарной грамотности. Но отсюда не следует, что искажалась и суть верований. Романские языки, допустим, создались на базе искажённой латыни, по-латински "bonus", а по-испански "bueno", но понятие-то осталось всё тем же...
Во-вторых, например, в Московии до 17-го столетия включительно Стокгольм называли "Стекольной" (точность, что называется, ещё та...), и при этом никакой путаницы географических объектов у посольских дьяков не возникало, отлично разбирались они, где этот самый Стокгольм, а где Копенгаген. И к религиозному сумбуру лексические сдвиги совсем не обязательно должны были приводить.
Об остальном потом.


Не совсем понял Вашу мысль. Почему в Слове не помянут Перун? Вариантов тут может быть масса: Владимир уничтожил идола Перуна - если пращуры наши отождествляли идола с Богом (вдруг), то на момент создания Слова, Перун мог быть уже типа "убит", т.е. (или) выведен из состава языческой пантеона (триады?), как Крон, к примеру. Или автор Слова принадлежал какой-то особой клике, не упоминающей Перуна по тем или иным причинам. Не уверен, но, мог ли жрец Апполона, скажем, аппелировать к каким-то другим богам из 12, или бог-ревнитель его бы тут же покарал апполоновой болезнью?

Или Вы вообще считаете, что у славян не было идолов, кроме Перуна?
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 15 ноя 2011, 17:02

Перун, на мой взгляд, божество скандинавско-балтийское, у варяжских дружинников - синтез Тора и Перкунаса (от второго имени - его славянское именование). Всплывает он в тексте ПВЛ в первый раз в связи с Олегом-Хельги (перечитайте внимательно то, что я цитирую), а напоследок - по возвращении Владимира из Скандинавии, откуда он привёл новую варяжскую дружину: он сначала распорядился поставить Перуна в Новгороде (а значит, до того идол там "не стоял"), а потом устроил это самое капище (которого тоже, стало быть, раньше не было) в Киеве. Должны были быть и ещё божки, и капище, по языческой логике, должно было быть у каждого своё, но всё это - раз уж надо было эти культы в стране "учреждать" - чуждые восточным славянам объекты поклонения. И логично предположить, что привезены они были именно оттуда, откуда Владимир приехал, и согласно настроениям тех людей, на коих он в тот момент опирался, т. е. тех самых пришедших с ним варягов. Имена же "Хорс" и т. д., ИМХО, вставлены туда в летопись спустя столетин с лишним, когда имена прочих - опричь Перуна, - идолов позабылись, ну, а поименовать перечень каких-то "нечестивых" имён, для наглядности, следовало (опять же, я об этом пишу в том, что процитировал, перечитайте).
Если Вы спросите, как же могли церковные люди, пусть хотя бы для создания "притчи", выдать имена пусть "еретического" с их точки зрения, но всё же христианского культа за имена идолов, - это будет уместный вопрос, и я дам Вам ссылку на тот отрывок из своей собственной книги, где на этот - предусмотренный мною ещё при её написании, - вопрос отвечаю. Вкратце пока скажу, что мы иногда переоцениваем информированность людей, и я совсем не уверен, что церковные писатели лет через сто после Владимира сколько-нибудь основательно разбирались в различных "ересях и нечестиях" и хорошо понимали, что из продолжавшего быть отчасти "на слуху" к какой категории относилось.
Идолы у восточных славян, на мой взгляд, когда-то были, но не в те времена, а ДО принятия этого предполагаемого мною доправославного христианства. А чтобы понять, ЧЬИ идолы, нужна реконструкция язычества.
Продолжение следует.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 15 ноя 2011, 17:25

Новый писал(а):Перун, на мой взгляд, божество скандинавско-балтийское, у варяжских дружинников - синтез Тора и Перкунаса (от второго имени - его славянское именование). Всплывает он в тексте ПВЛ в первый раз в связи с Олегом-Хельги (перечитайте внимательно то, что я цитирую), а напоследок - по возвращении Владимира из Скандинавии, откуда он привёл новую варяжскую дружину: он сначала распорядился поставить Перуна в Новгороде (а значит, до того идол там "не стоял"), а потом устроил это самое капище (которого тоже, стало быть, раньше не было) в Киеве. Должны были быть и ещё божки, и капище, по языческой логике, должно было быть у каждого своё, но всё это - раз уж надо было эти культы в стране "учреждать" - чуждые восточным славянам объекты поклонения. И логично предположить, что привезены они были именно оттуда, откуда Владимир приехал, и согласно настроениям тех людей, на коих он в тот момент опирался, т. е. тех самых пришедших с ним варягов. Имена же "Хорс" и т. д., ИМХО, вставлены туда в летопись спустя столетин с лишним, когда имена прочих - опричь Перуна, - идолов позабылись, ну, а поименовать перечень каких-то "нечестивых" имён, для наглядности, следовало (опять же, я об этом пишу в том, что процитировал, перечитайте).
Если Вы спросите, как же могли церковные люди, пусть хотя бы для создания "притчи", выдать имена пусть "еретического" с их точки зрения, но всё же христианского культа за имена идолов, - это будет уместный вопрос, и я дам Вам ссылку на тот отрывок из своей собственной книги, где на этот - предусмотренный мною ещё при её написании, - вопрос отвечаю. Вкратце пока скажу, что мы иногда переоцениваем информированность людей, и я совсем не уверен, что церковные писатели лет через сто после Владимира сколько-нибудь основательно разбирались в различных "ересях и нечестиях" и хорошо понимали, что из продолжавшего быть отчасти "на слуху" к какой категории относилось.
Идолы у восточных славян, на мой взгляд, когда-то были, но не в те времена, а ДО принятия этого предполагаемого мною доправославного христианства. А чтобы понять, ЧЬИ идолы, нужна реконструкция язычества.
Продолжение следует.


Ну так понятно что он капище устроил - он вообще стремился опереться на религию, как институт, и как логический конец - принятие христианства, причем на конкурсной основе среди централизованных религий (по преданию). До этого эксперимент с созданием пантеона. Язычество предполагает, что в разных местах молятся разным богам, при этом кто-то может считаться главным, но не обязательно будет его идол. Может ли жрец Апполона обратится с молитвой к Зевсу? Далеко не факт - скорее всего нет. И если в Новгороде идол Велеса сохранялся аж до 11 века на чудском конце города, то, видать, Новогород был "велесовым" городом и идола Перуна мог и не иметь, или иметь его где-нибудь в пригироде, как второстепенного (для них) бога. Первая реформа Владимира - собрать русское язычество вокруг Перуна, возвеличить его культ там где необходимо, для того чтобы опереться на него и стричь с этого купоны. Но христианство, по понятным причинам, подходит для строителей разного рода вертикалей власти гораздо лучше.
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 15 ноя 2011, 21:47

Еще Рапов доказал, что никто никаких Богов не стягивал и никаких пантонов с миру по нитке не создавал. Чужой якобы культ Перуна на Полтавщине до 1730-х годов дожил
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Евгений » 15 ноя 2011, 22:21

Новый писал(а):
Homo Sapiens писал(а):Полноценное заимствование вряд ли могло быть с таким коверканьем имен, с идолами и т.п. Вот просто поставить византийскому Богу идол, ради уважухи - это хоть сто порций...

В том-то и фишка, что не было у них (ИМХО, конечно) идолов. Вот аргументы (переношу из "Религиозной загадки):
(начало цитаты)... в древности и в средние века перечисление использовалось в качестве одного из способов убеждения читателя. Оно давало "наглядность", очень нужную тогда людям, у большинства которых преобладало образное, а не формально-логическое мышление.

Про перечисление - это хорошо, вот Конрад тоже перечисление тут из Хождения Богородицы цитировал (я правда не вполне уверен как этот текст и СПИ связаны):
«Это те, кто не веровали в Отца и Сына, и Святого Духа, забыли Бога и веровали в то, что сотворил нам Бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, - Трояна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются...»


Новый писал(а):Далее, неправдоподобно, чтобы у разных божеств было одно капище, и крайне маловероятно, чтобы они могли располагаться рядом: в любой языческой религии каждый из объектов поклонения имеет право на свое "жизненное пространство". Наконец, Перун и те, кого мы видим в "Слове", явно принадлежали к разным системам.

А вот тут фантазия началась. Что значит "неправдоподобно"? На основании чего сложилось такое ваше мнение? В любой языческой... с какими языческими религиями вы знакомы? Есть примеры в подтверждение неправдоподобности одного культового места для нескольких объектов культа?

Новый писал(а):И я считаю, что в этом "пантеоне" реальной фигурой является только Перун - названное по-славянски, но относящееся к варяжскому культу божество, приверженность которому укрепилась в душе Владимира после трех лет, проведенных в Скандинавии (куда он бежал в 977 г., опасаясь нападения из Киева), под впечатлением увиденного там. Остальные же имена вставлены вместо успевших позабыться "божков" одной с Перуном системы (каждый из которых имел, естественно, отдельное капище; но летописцы начала 12-го столетия едва ли представляли себе хоть сколько-нибудь отчетливо языческую обрядность).

Как мило вы нафантазировали, что летописцы всё нафантазировали.

Новый писал(а):Что же касается коверканья имён, то, во-первых, надо учесть, что восточное славянство с 4-го-6-го (точнее я пока "нижний рубеж" указать не могу) по 10-ый вв. (период, который я считаю временем преобладания этой религии) далеко не являлось светочем цивилизованности.

"Далеко не светоч цивилизованности" выглядит необоснованным личным мнением, которое надо "учесть" лишь как признак некоторой предвзятости.

Новый писал(а):Поэтому людей, знавших язык культурной метрополии - и способных в силу этого знания как-то сверять правильность произнесения терминов с образцами, - должно было быть считанное число, и эта лексика модифицировалась почти бесконтрольно - так же, как, впрочем, и сами языки вплоть до времён, когда сохранность и специфических разделов терминологии, и языка в целом (возьмём, скажем, английский в Сев. Америке, Австралии и т. д.) уже обеспечивалась относительно широкой распространенностью хотя бы элементарной грамотности.

Вы в курсе, какой был уровень грамотности в Новгороде, исходя из количества и содержания берестяных грамот? Сохранением единого английского мы обязаны не грамотности, а СМИ, причём не печатным, а радио и телевидению.

Новый писал(а):Но отсюда не следует, что искажалась и суть верований. Романские языки, допустим, создались на базе искажённой латыни, по-латински "bonus", а по-испански "bueno", но понятие-то осталось всё тем же...
Во-вторых, например, в Московии до 17-го столетия включительно Стокгольм называли "Стекольной" (точность, что называется, ещё та...), и при этом никакой путаницы географических объектов у посольских дьяков не возникало, отлично разбирались они, где этот самый Стокгольм, а где Копенгаген. И к религиозному сумбуру лексические сдвиги совсем не обязательно должны были приводить.

Вы всё это мудрствование в обоснование того приводите, что Хорс - это искажённое Христос? А почему не Зойдберг?! Буэно от бонуса вовсе не сильно отличается, "дифтонг уэ" из "о под ударением" - это в испанском регулярное изменение, абсолютно прозрачное, причём когда используется форма слова, в которой ударение переносится на другую гласную, о восстанавливается. Bueno - bondad, cuerno - cornudo. Конечная s в бонус уже на рубеже эр не произносилась, и у перед ней ещё при республике в некоторых регионах как о произносилась. Что касается второго примера - слово Стекольна за всё время до 17-го столетия сильно изменилось? Было оно Стегольма, или Здикёльма? Если в слове есть смысл, то оно не корёжится как попало, а видоизменяется вместе с остальным лексиконом, по одним и тем же правилам с остальным языком живёт, и никакой контроль образованных не нужен и не поможет. А если слово не живёт, не используется, и смысл его забыт, то его записали-прочитали, и не будет оно никак от этого меняться.

Ладно, пора вернуться к перечислениям и наглядности. У нас ведь какой вопрос - кто такой Хорс, так? Причём Хорс упоминается вместе с Перуном, местами один зовётся еллинским старцем, а другой - жидовином. У меня есть разные основания для нижеследующего вывода, но я не стану их сейчас пытаться подробно излагать - это долго и далеко в сторону, а мне ещё поработать надо. Вспомните лишь, что и в иранских религиях, и в арианстве, и в ходивших на Руси апокрифах, и в мифологии финно-угорских соседей славян очень много дуализма. Ен и Омоль, Ормизд и Ариман, Бог и...
...прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, - Трояна, Хорса, Велеса, Перуна ...»

солнце - месяц
земля - вода
звери - гады
Троян - Хорс
Перун <-> Велес (ну, не весь перечень в табличку ровно ложится)
яз. бог - яз. чёрт
хр. чёрт - хр. бог
(причём не сын божий, а бог завета, который с Яковом на переправе всю ночь боролся)
П-маете?

Видимо Хорс - другое имя Велеса, его теоним. Как там у осетин Св. Николай будет? Хорз Микола? Велес - скотий бог, ненецкие оленеводы вместо идола Дарителя Оленей уже в начале 1800 икону св. Николая предпочитали. И называли его "русский бог Николка". И говорили (и до сих пор говорят), что русские - дети Нга, дьявола. Его праздник - в самое тёмное время года, он - хозяин тёмного, влажного, холодного. Да, Хорс - это Месяц, теперь я в этом уверен.

(Мне кажется важным отметить, что в этой картине есть и другие составляющие, которые... Огонь и согреет, и сожжёт, вода и напоит, и утопит, слишком много холода и слишком много жары - одинаково плохо. Лучше всего гармония, баланс, мир. Вот за балансом между Перуном и Велесом, Ильёй и Николаем, летом и зимой, ян и инь и должен был следить Мир-Пырысь-Дажбог-Христос, судья "суда божия").
Последний раз редактировалось Евгений 15 ноя 2011, 23:03, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Великий Хорс

Сообщение Евгений » 15 ноя 2011, 22:39

Новый писал(а):
Евгений писал(а):Это софистика. Тогда кита - в силу большей вероятности - надо считать рыбой.

А его и считали, и по внешним признакам вполне логично, пока не исследовали его организм и не обнаружили однозначные структурные отличия от рыбы. А у нас здесь нет ничего такого, что столь же однозначно свидетельствовало бы, вопреки "Софийским колоколам", в пользу "языческой" версии.

А по-моему кит - это хищный олень, который очень любит морепродукты, а "Софийские колокола" звенели из здания, на крыше которого стояли позолоченные изображения сомы - грибов, которых, скорее всего, и набрал Андрей Боголюбский на той поляне, где увидел Богородицу, и где в честь этого построил Церковь Покрова на Нерли. Как вы думаете, понимал ли он, кушая эти грибы, что изображают белые башенки с золочёными куполами на русских церквях? Или это ему потом Богородица объяснила?
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 15 ноя 2011, 23:55

Новый писал(а):Во-вторых, например, в Московии до 17-го столетия включительно Стокгольм называли "Стекольной" (точность, что называется, ещё та...), и при этом никакой путаницы географических объектов у посольских дьяков не возникало, отлично разбирались они, где этот самый Стокгольм, а где Копенгаген. И к религиозному сумбуру лексические сдвиги совсем не обязательно должны были приводить.
Об остальном потом.


Оффтопик, но все же...

В Стокгольме странным образом делали окна заподлицо (фактически) с внешней стеной, поэтому стекло в старом городе - что-то вроде архитектурной доминанты - окна бликуют, отражают небо, их хорошо видно, они бросаются в глаза - в чем-то этот эффект напоминает стеклянные современные здания, может от того и название переосмыслили? :)
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 23