Великий Хорс

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 02 дек 2011, 17:24

Новый писал(а):
Homo Sapiens писал(а):...Как Вы собираетесь доказывать идентичность Хорса и Христа, если только что дезавуировали какие-либо возможности сравнивать разных персон по функционалу? У Вас только имя и осталось в арсенале аргументов. Теперь, если Вы скажите: "прерыскивание пути - это нарушение заповеди "не суди - не судим будешь"", то я могу сказать - не аргумент! могла такая же тема быть и у славян, независимо возникнув! Разве нет?
Поэтому я и говорю: Либо Вы заранее ставите себя в ситуацию, когда дальнейшее обсуждение бессмысленно (так как Вам никак не удасться аргументировать производность хорсианства от христианства, и будь оди даже настолько же похожи друг на друга, как глаз осьминога, на глаз млекопитающего, я буду вправе ссылаться на поправку о параллельных культах), Либо Вы признаете, что это ж-ж-ж-ж (параллелизм, как в случае с Сантой), как говорил Винни-Пух, неспроста! И тогда теряете еще одну посылку - посылку о быстрой забывчивости имени замещаемого бога."

Сейчас только по одному пункту: хочу разрешить недоразумение. Я НЕ сравниваю разных персон. Видите ли, Вы можете считать, что, скажем, под именем святого Николая чтился тот же самый Один, но Вы же не будете отрицать, что ИСХОДНО это разные лица? Не будете. Вы отстаиваете идею их слияния, контаминации - называйте как хотите, - в сознании почитателей. Я с этим не согласен, но правильно ли я пояснил здесь Вашу точку зрения? Надеюсь, что да. По-Вашему - "икс" заместил "игрека", но ИЗНАЧАЛЬНО они не тождественны. Так вот, у меня - совсем другое! ПО моей модели, никакого Хорса у славян никогда, до знакомства с Христом, не было. Так же, как, допустим, у англосаксов не было ведь никакого своего отдельного "Крайста", - ну правда же, не было? "Хорс" - аналог "Крайста", он НЕ "заместил" Христа, он И ЕСТЬ Христос. Звучит иначе? "Крайст" - тоже звучит иначе. О-кей, Вы скажете, что там тождество безусловное, а у меня - очень спорная версия модификации на фонетической основе. Совершенно верно, это именно так, моё дело эту спорную модель отстаивать, а оппоненты - они на то и оппоненты, чтобы оспаривать. Но против ВНУТРЕННЕЙ логики своей модели я, не соглашаясь с идеей "замещения образа образом", ничем не погрешил.


Да это я все понимаю, но обращаю Ваше внимание не на это.

Вы утверждаете что Хорс это Христос исходя из фонетического аргумента + какие-то "смысловые аргументы". Так вот все "смысловые" аргументы дезавуированы Вашими допущениями о возможной параллельности похожего. Т.е. "смысловых аргументов" у Вас уже нет никаких, какими бы они не были. Только фонетический, который спорен.

Либо мы все-таки возвращаемся к функциональным схожестям и т.п., но тогда работает и мой аргумент с Сантой, о забывчивости людской. Дилема.

Я не настаиваю на замещении образа образом (в этом споре это не важно), я говорю, что люди в этом случае, очень забывчивы. А Вы - спорите.

Вы считаете, что такая забывчивость - свидетельство того, что это один и тот же персонаж, я говорю: вовсе не обязательно - Санта и Один - явно разные, но и Одина за Сантой забыли.
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Евгений » 02 дек 2011, 17:54

Новый писал(а):Написано не "на заборе", а на этимологическом сайте, разницу улавливаете? "Русый" и "рудый" родственны между собой более отдаленно, чем каждое из них "рыжему", поскольку и "С", и "Д" могут перерождаться в "Ж", а они друг в друга - нет. "С" и "Ж" звуки существенно более фонетически близкие, чем "С" и "Д", надо ли это доказывать? И что скажете о "если" и "ежели"? И о том, что латинский "crux" превратился в славянский "крыж"? "Ж" - один из тех звуков, к которым славянская фонетика в достаточной мере тяготеет.

Какой там этимологический сайт?! Где там анализ этимологический? Любительщина. То, что русый и рудый от рыжий происходит - ложь. Доказывайте, как с в ж переходит. Польские примеры не проходят - никакого отношения. Ежели и если от "есть(есь, еси) же ли" и "есть ли же ".
Остальное - опять софистика. Я вас спросил - вы понимаете, кто такие Баба Яга, Василиса, Кощей, Иван-царевич? При чём тут система приоритетов? Опять какое-то одно ак. издание 30ых? Вы к нам по машине времени пишете?
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Великий Хорс

Сообщение Владимир Медведев » 03 дек 2011, 11:26

Новый » Чт дек 01, 2011 2:22 pm

Владимир Медведев писал(а):Уважаемый Новый!
Итак, Вы считаете, что "Хорс" - это усеченное именование Христа по городу Корсуню. Однако награждать Христа, Сына Божьего, таким усеченным прозвищем, пожалуй, было бы слишком фамильярно, - Вы как психолог не находите этого? Ср. другие прозвища Христа: Галилеянин, Назарянин (как видим, усеченных форм нет).


Нахожу. Вообще, если честно, версию о модификации, приведшей к появлению этого именования, я не считаю сильным звеном моей гипотезы, и сам думаю о дополнительных факторах, которые могли бы подтолкнуть к такой и именно такой форме. Некоторая фамильярность тут чувствоваться может, но простонародье к ней в принципе часто бывает склонно ("Боженька" - тоже фамильярно), а стихийные лексические сдвиги происходят обычно в простонародной среде.

Уважаемый Новый!
Как известно, Великого Хорса уже пытались превратить прямо в Христа и другие. И что же тогда получалось бы: Всеслав волком перерыскивал (перебегал) путь Христу?.. Вряд ли бы гениальный Святослав Златослов мог допустить такой абсурд!
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Re: Великий Хорс

Сообщение Nikola » 03 дек 2011, 11:50

Владимир Медведев писал(а):Как известно, Великого Хорса уже пытались превратить прямо в Христа и другие. И что же тогда получалось бы: Всеслав волком перерыскивал (перебегал) путь Христу?.. Вряд ли бы гениальный Святослав Златослов мог допустить такой абсурд!

А абсурд-то где? Нормальная метафора, я сам ее в Слове нашел, потом потерял... нет ее там на самом деле.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 03 дек 2011, 11:54

Поразительно, как долго люди могут изобретать подобные "теории" и насколько рьяно они их отстаивают, когда речь идет о том, чтобы отказать неким народам или народу в праве на самобытность
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 04 дек 2011, 12:40

Новый писал(а):Уважаемый Лемурий, у Вас очень много хороших идей и находок, и я рад возможности обсуждать с Вами интересующие нас вопросы, но в данном случае - при всём искреннем уважении, - я просто вынужден сказать, что Вы идёте совершенно тупиковым путём. и жаль. что дискуссия уклонилась в эту тематику..

Уважаемый Новый, алаверды. Мне также приятно обсуждать с Вами как со специалистом библейские вопросы, затронутые сторонниками Русской Церкви. Токмо Вы так и не ответили на вопрос, без ответа на который Вы так и будете "плутать не по тем путям".

Перед тем как продолжить жду ответа: чем отличались в метафорических прообразах Климента потомки Лии и Рахили, если обе ветви "были в числе принявших Закон"?
Если потомки Рахили приняли Закон, то от какой по-Вашему "дьявольской лести" они отказались по пришествию Спасителя?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Nikola » 04 дек 2011, 13:29

Лемурий, что-то я не понимаю... я не вижу у Климента, где потомки Лии или Рахили отвергают дьявольскую лесть!
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 04 дек 2011, 14:54

Евгений писал(а):
Новый писал(а):Написано не "на заборе", а на этимологическом сайте, разницу улавливаете? "Русый" и "рудый" родственны между собой более отдаленно, чем каждое из них "рыжему", поскольку и "С", и "Д" могут перерождаться в "Ж", а они друг в друга - нет. "С" и "Ж" звуки существенно более фонетически близкие, чем "С" и "Д", надо ли это доказывать? И что скажете о "если" и "ежели"? И о том, что латинский "crux" превратился в славянский "крыж"? "Ж" - один из тех звуков, к которым славянская фонетика в достаточной мере тяготеет.

Какой там этимологический сайт?! Где там анализ этимологический? Любительщина. То, что русый и рудый от рыжий происходит - ложь. Доказывайте, как с в ж переходит. Польские примеры не проходят - никакого отношения. Ежели и если от "есть(есь, еси) же ли" и "есть ли же ".

Извольте, докажу. И не беспокойтесь, польских примеров приводить не буду. И не сошлюсь на "прясть - пряжа", "красть - кража" и т. д. Потому что отлично знаю: "С" в этих случаях - не корневое. И Париж не трону, поскольку там исчезающий согласный звук - не "С", а "З" ("паризьен"). Кабы дела не понимал, был дилетантом, - ссылался бы на подобные вещи. Но я дело понимаю и не только европейские столицы знаю, но ещё и древнерусскую литературу читывал, включая переводную. К сему - ссылка:

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5129

Вот и объясните мне, почему тот древнегреческий ПариС стал ФариЖем, и найдите иные причины, кроме фонетических (если вам мало "crux" - "крыж"). И кроме версии, что я по машине времени с переводчиком договорился, чтобы он так написал. И ведь именно ПариС, а неи ПариЗ, так же, как, допустим ТеСей - не ТеЗей, а ЯЗон - это у Гарри Гаррисона, у греков - ЯСон.
Что касается "есть же ли" - малоубедительно. Тем более, что "ежели" - форма более поздняя, чем "если".
Евгений писал(а):Остальное - опять софистика. Я вас спросил - вы понимаете, кто такие Баба Яга, Василиса, Кощей, Иван-царевич? При чём тут система приоритетов? Опять какое-то одно ак. издание 30ых? Вы к нам по машине времени пишете?

Я, конечно, понимаю, кто они такие, но не совсем понимаю, к чему вы задаёте этот вопрос. В академическом издании - тексты в том самом виде, в котором были записаны, без приглаживаний. Если интересоваться вопросом серьёзно, с ними стоит ознакомиться. Вот один пример, текст здесь только самую чуточку подретуширован по сравнению с тем, что в упомянутом издании.

http://mirckazok.ru/view_post.php?id=513
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 04 дек 2011, 15:15

Владимир Медведев писал(а):Уважаемый Новый!
Как известно, Великого Хорса уже пытались превратить прямо в Христа и другие. И что же тогда получалось бы: Всеслав волком перерыскивал (перебегал) путь Христу?.. Вряд ли бы гениальный Святослав Златослов мог допустить такой абсурд!

Уважаемый Владимир, вынося за виртуальные скобки дискуссионный вопрос от авторстве СПИ, - мы же говорили уже о том, что интерпретация "перерыскивания" в любом случае проблемна. Ни настоящий волк, ни Всеслав в образе волка не мог бы, находясь на земле, перерыскать путь солнцу или луне, находящимся на небе. Если Вы летите в самолёте, ни один волк не будет в состоянии пересечь Вам путь: волки не летают, так природа захотела. Вы скажете, что это метафора? Отлично, но если так, то столь же возможна и метафора пути отвлеченно-нравственного. И добавлю к этому, что именно в христианской традиции есть понятие и выражение "путь Господень".
См. Деяния апостолов, 18, 25-26 и там же, 19, 9 и 23. Причём в Деян. 19, 23 - "мятеж против пути Господня". Разве это не приближается по смыслу к некоему "перерыскиванию пути"?
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 04 дек 2011, 15:33

Лемурий писал(а):
Новый писал(а):Уважаемый Лемурий, у Вас очень много хороших идей и находок, и я рад возможности обсуждать с Вами интересующие нас вопросы, но в данном случае - при всём искреннем уважении, - я просто вынужден сказать, что Вы идёте совершенно тупиковым путём. и жаль. что дискуссия уклонилась в эту тематику..

Уважаемый Новый, алаверды. Мне также приятно обсуждать с Вами как со специалистом библейские вопросы, затронутые сторонниками Русской Церкви. Токмо Вы так и не ответили на вопрос, без ответа на который Вы так и будете "плутать не по тем путям".

Перед тем как продолжить жду ответа: чем отличались в метафорических прообразах Климента потомки Лии и Рахили, если обе ветви "были в числе принявших Закон"?
Если потомки Рахили приняли Закон, то от какой по-Вашему "дьявольской лести" они отказались по пришествию Спасителя?

По Клименту, метафорические потомки Рахили - "отъ языкъ людие". Более специфично - принявшие христианство. Это не "ветвь, отшедшая от Иакова, но не принявшая Закон", как Вы писали в одном из постов (24-го ноября, стр. 18): они от Иакова никуда не могли отойти, поскольку не были от него и при нём. Потомки именно и только МЕТАФОРИЧЕСКИЕ. Потомство же Лии в буквальном смысле - шесть из колен Израилевых, в метафорическом же - евреи вообще, "иудеи" в расширительном понимании.
Реальное потомство Рахили (биологическое), разумеется, приняло Закон. Метафорическое же ("отъ языкъ людие") до христианизации пребывало в язычестве, но, уверовав в Иисуса, исторгло (из своей жизни и души) "дьявольскую лесть"="язычество и идолов". Обратите внимание, что в этом библейском рассказе нет больше ничего, что могло бы напоминать некое "исторжение", "извлечение". Исторгаются только идолы: кроме них, кандидатов на аналогичность "дьявольской лести" там вообще нет.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 04 дек 2011, 17:36

Homo Sapiens писал(а):Вы утверждаете что Хорс это Христос исходя из фонетического аргумента + какие-то "смысловые аргументы". Так вот все "смысловые" аргументы дезавуированы Вашими допущениями о возможной параллельности похожего. Т.е. "смысловых аргументов" у Вас уже нет никаких, какими бы они не были. Только фонетический, который спорен...
... Как Вы собираетесь доказывать идентичность Хорса и Христа, если только что дезавуировали какие-либо возможности сравнивать разных персон по функционалу? У Вас только имя и осталось в арсенале аргументов. Теперь, если Вы скажите: "прерыскивание пути - это нарушение заповеди "не суди - не судим будешь"", то я могу сказать - не аргумент! могла такая же тема быть и у славян, независимо возникнув! Разве нет?

Я позволил себе перекомпоновать, цитируя, Ваши фрагменты из разных постов, поскольку они близки по смыслу.
Почему мои "смысловые" аргументы "дезавуированы"? Я не доказываю математически, что Хорс - это Христос, я выдвигаю свою версию, понимая, что и другие не исключены. Конечно, Вы можете сказать, что "могла быть такая тема у славян". И можете, разумеется, выдвинуть свою версию, основанную на параллелизме, и она будет иметь право на существование. Но, чтобы она была правдоподобной, её лучше было бы всё-таки подкрепить конкретными материалами. Если вдруг обнаружится документ о ком-то, чьё имя Хорс или отчасти похоже, кто мог суд вершить, с которым связан некий "путь" и кого изображали в виде идола (хотя бы так же специфично описываемого, как Перун в ПВЛ), то я сдам позиции. Ибо у Христа не могло быть идола. А параллелизм - одна из возможностей, я это вполне признаю. Я НЕ ИСКЛЮЧАЮ возможности того, что был такой Хорс. Но сколько-нибудь конкретных материалов о нём нет. Пока, во всяком случае, нет. А о Христе они имеются: фраза "не судите, да не будете судимы", агнец - зафиксированная в связи с ним метафора, "антонимичная" волку, "путь Господень" из Деяний Апостолов, о котором я недавно написал Владимиру Медведеву. И подкрепляющие факторы: София и Божий суд (выражение, которое, как бы ни было, только в библейско-христианской системе зафиксировано буквально).
Поэтому на текущий момент я считаю свою модель - в рамках которой даю вариант системы (потом отвечу на Ваше утверждение, что систематизированности могло и не быть), - более вероятной, чем что-либо иное.
Homo Sapiens писал(а):... Либо Вы признаете, что это ж-ж-ж-ж (параллелизм, как в случае с Сантой), как говорил Винни-Пух, неспроста! И тогда теряете еще одну посылку - посылку о быстрой забывчивости имени замещаемого бога."

Параллелизм - неспроста. Он бывает. Но я оспариваю тезис о том, что именно он имеет место в данном случае. И привожу аргументы.
А вот второе Ваше предложение меня удивило. Я ведь всё объяснил! Я же говорю не о замещении БОГА, а о замещении ИМЕНИ. Именования. В том случае, когда одна система "растворяется в другой, сущностно идентичной. И, когда Вы пишете о том, что забыли советские названия некоторых улиц и станций метро, то самым блестящим образом подтверждаете этот мой тезис. Конечно! Ведь город тот же, улицы те же, советская Москва "растворилась" в постсоветской, и многое забывается за ненадобностью. То самое, в яблочко... Я Вам больше скажу. Месяца три с половиной назад я ездил в Санкт-Петербург - правда, ненадолго, это была не совсем частная поездка. Так вот, общался я там, разумеется, с людьми, города не покидавшими... и далеко не все из них помнили, что Троицкий мост назывался Кировским, станция метро Сенная площадь - Площадь Ленина, а ул. Большая Конюшенная - Желябова (там, кстати, классная пышечная, ещё с тех времён... рекомендую, если будете в Питере... "Шоколадницы" и "Теремки", наверное, и в Москве есть, ну а пышки в сахарной пудре - это ленинградское, фирменное... пальчики оближете). Они, живущие там, не помнили, а я, давно живущий в другой стране и в другом городе, - помнил всё! И чувствовал себя там чуть ли не экскурсоводом по Ленинграду, который для них давно растворился (улицы и станции те же, это очень существенно! объект, по сути тот же) в современном Петербурге.
Но это лирическое отступление. С тезисом о забывчивости я согласен - с той, правда, оговоркой, что она срабатывает сильнее или слабее в зависимости от того, насколько имеют место факторы, предрасполагающие к забвению. Если бы Хорс, Дажьбог и т. д. (те, чьи имена сошли со сцены в 10-11 вв) были языческими персонажами, то в те времена произошла бы крутая ломка этнического сознания, переход к принципиально иному (подобно эмиграции), былое не могло бы тогда "раствориться, и эти имена сохранились бы отчасти в народной памяти.
Продолжение следует.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 05 дек 2011, 02:10

Homo Sapiens писал(а):Во-первых, насчет благочестия полян. Что о нем мог знать Нестор, который лет на двести жил позже, да и в стране в которой не было по сути письменности? Не так уж и много. Скорее всего, об этом благочестии он передавал слова кого-то другого, современного этим полянам. Очевидно, что Нестор не располагал подробным описанием нравов полян (иначе бы, дотошный, их передал бы нам), а располагал уже резюмирующей оценкой: "скромность имеют". Оценка эта, следовательно, была вынесена источником на основании его, источника, представлений о скромности, которые основывались на его системе моральных ценностей, которая, вряд ли могла быть христианской. Так что эта "скромность" - большой вопрос. Скорее этот фрагмент следует понимать так, что у полян был какой-то уклад жизни, порядок в ней, что ли. А окрестные племена жили черте-как, без видимого порядка ( т.з. этого источника). Весьма такое нейтральное замечание, не стоит на нем замок строить."

Я тоже не уверен, что поляне были столь предельно благонравны, но нам-то здесь важен всё же сам текст летописи, независимо от того, основан ли он на реальных фактах. Нестор не всегда и не во всём такой дотошный, некоторые моменты он смазал. Он ничего не написал о религии этих полян, хотя для него, церковного человека, верования общности должны были бы являться основным из её "паспортных данных". Не написал почему-то "молились Перуну и... X, Y, Z... Яриле, допустим, ну, ещё кому-то там..." Обошёл этот вопрос. И почему, спрашивается, обошёл, если считать, что был у него какой-то "вряд ли христианский" источник? С другой стороны, всё, что могло бы служить прямой информацией о приобщенности к христианству века до 10-го, - тоже отсутствует. даже то, что фактически имело место. О "Фотиевом крещении" ни полслова (хотя сам патриарх Фотий о нём писал в 9-ом в.), и о крещении Аскольда и Дира - тоже, но косвенная информация есть: упомянуты церкви над их могилами. Вот я и думаю, что "благочестие" полян - это тоже косвенная информация, намёк. ПВЛ - произведение подцензурное, заказное, и официальная, заказанная версия, по всему видно, была такая, что христианизация страны - целиком и полностью заслуга правящей династии. Заказ и выполнялся, но, на мой взгляд, намекнуть "между строк" на правду летописцу, кое-что контурно знавшему пусть не о нравах полян в деталях, но о религиозной предыстории, всё же хотелось.
А вот понимать так, что только у одних полян был "порядок", а прочие жили "чёрте-как", можно скорее купившись на вводные слова о том. что древляне жили, дескать, "зверинским образом". Если же это всерьёз не принимать, то критикуются эти общности не за какую-либо "дикость", а за несоблюдение христианских норм ("нечистая пища", правда, кажется мне хазарским по истокам "довеском"): у них многоженство, кровная месть, кремирование мёртвых, умыкание невест... И, по логике, осуждать за такое уместно не иноверцев, а тех, кто, поступая описываемым манером, что-то "нарушает" (а нарушить может тот, кто по закону обязан соблюдать). Кого скорее осудил бы абстрактно-гипотетический христианский священник за пережитки многоженства - мусульман или мормонов? А за кровную месть - черкесов или корсиканцев?
Порядок же, и совершенно определенный, обязательно существует и существовал в любой общности (при всём уважении к таланту автора "Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева"), без него просто нет социума. Об этом ниже.
Homo Sapiens писал(а):Что касается Ваших методов - то это скорее абдукция, чем дедукция. Вы идете т.н. обратной логикой - как в бридже (не играете?). Вы делаете выводы не из какого-то факта, а из-за его отсутствия: "практически полное забвение этих имён народом, которое я объясняю "растворением" в системе, по сути идентичной".

Элементы редуктивности в моих рассуждениях есть, но не только и даже не в основном. Взять хотя бы то, что я во многом опираюсь на СПИ. Оно даёт мне позитивный материал, и именно оно является для меня главным, наиболее информирующим об интересующих нас именах, источником. Книгу я построил и в самом деле в значительной степени как "расследование", поэтому перехожу в ней от странности к странности, но путь создания модели был всё-таки дедуктивным: я исходил из того, что должна быть система, и из обусловленной культурологическими соображениями тенденции предполагать, которая именно. Ну, и, располагая уже этой "матрицей", сверял с нею и подставлял в неё имеющиеся сведения. Стараясь при этом максимально учитывать и предусматривать возможные возражения (увидите, если книгу прочтёте). Чем эта методика хуже других?
В бридж не играю, не довелось.
Homo Sapiens писал(а):... что нам известно о нашей до христианской религии? Довольно мало, но кое-что известно. Например - скорее всего князья выполняли роль жрецов. Т.е. жреческого сословия - не было. Так откуда тогда взяться системе в нашем язычестве? Князьям явно не до того было, чтобы культ упорядочивать. (Владимир, впрочем, очевидно - пытался, но вышло не очень). Стоит ли тогда удивляться разнорубашечной колоде? Да, на мой взгляд - так и было. Верили кто в кого, от места к месту - по разному. Нельзя от нашего язычества требовать какой-то стройности, как от язычества античного - очень может быть, что оно было гораздо более бессистемным."

Князья могли кое-где играть роль жрецов номинально, как, допустим, египетские фараоны, но чтобы не было (в реально языческие времена) профессиональных жрецов? Это в культурологическом отношении едва ли вероятно. Ведь общность-то - индоевропейская, она могла быть этак две тысячи лет назад не шибко цивилизованной, но безусловно - тут сомнений не может быть, исходя из арсенала понятий (который языковым анализом более или менее установлен), общих уже до разделения "праэтноса", - была очень далека от "дикости". Теперь учтём, что "чем ближе к цивилизации, тем больше специализации" - разве не так; а между тем ДАЖЕ в любом диком племени были свои колдуны, шаманы, при отдельно наличествующем вожде. Это - МИНИМАЛЬНОЕ разделение, и просто логически я не могу себе представить, чтобы его не было у славян.
И - насчёт упорядоченности культа. Людям (тем, кто верует) всегда, на любом уровне, нужно было и нужно будет относительно упорядоченное мировоззрение, иначе нет ни ценностных ориентиров, ни даже минимального чувства контроля над происходящим (чувства, что можешь как-то повлиять). Чем это чувство контроля уславливалось? Да тем, в частности, что человек "знал", как должен он поступать, чтобы сделать "всё возможное", всё, что в его силах, для своего блага. Если он "знал", что утром надо помолиться Мумбе-Юмбе, а вечером Шурум-Буруму, то воображал себе некие сущности, которым есть дело до его молений, а тогда вдруг, может статься, и до него самого. Хоть как-то есть дело, хотя бы на уровне "прогневаю - совсем изничтожит, а угожу - слегка прибьёт". А если "кланяйся кому хочешь", это - полная дезориентация, ибо подтекст - "да кому ты нужен со своими поклонами..." Это больший дискомфорт, чем ощущение над собой чьей-то требовательной, но всё же небезразличной власти. Регламентированные верования и ритуалы давали ощущение относительно надёжного "русла", на них всегда был "социальный заказ". И на единство религиозное хотя бы в пределах политической единицы (хотя бы клана, княжества): оно укрепляло чувство родства, сплочённости. Поэтому не могло быть такого бардака, чтобы уж совсем от места к месту, от деревни к деревни по разному веровали. А чтобы отдельные деревни могли быть политическим единицами (и "культурными" в смысле мифологии, скажем) - вряд ли у славян вероятно. Уже тысячу лет назад была (у восточных славян, в частности) существенная общность языка, а если почитать Прокопия Кесарийского, то у антов и "склавинов" был один язык. А язык расползся бы, не будь значительного культурного, духовного, скажем так, единства: оно только и могло "цементировать". Поэтому я и думаю, что в незапамятные языческие времена были у славян и порядок религиозный, и систематизированная мифология, а почему её не увековечили - вопрос интересный, но отдельный.
Homo Sapiens писал(а):... Вы совершаете ту же ошибку, что и критикуемые Вами товарищи - предлагаете свою систему. На мой взгляд, нет ничего страшного в том, что некоторые аспекты прошлого так и останутся для нас неясными, главное, что бы мы четко себе представляли, что мы о нем твердо знаем, а что твердо НЕ знаем. Лучше уж наше язычество так и останется для нас лоскутным одеялом, как и те факты о нем, что дошли до нас, нежели мы будем из них складывать кто Спаса, а кто беса.
В этом смысле - чем меньше предположений (и следствий из них) - тем лучше. Это я и имею ввиду под "экономичностью".

Но таким же образом, чем пытаться вообще как-то изучить вопрос, "экономичнее" просто сказать "не знаю", поскольку в первом случае понадобится много букв, во втором же - если по-русски, всего шесть. Изучение же разве не всегда тяготеет к системности?
Продолжение следует.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Евгений » 05 дек 2011, 09:00

Новый писал(а):
Евгений писал(а):Какой там этимологический сайт?! Где там анализ этимологический? Любительщина. То, что русый и рудый от рыжий происходит - ложь. Доказывайте, как с в ж переходит. Польские примеры не проходят - никакого отношения. Ежели и если от "есть(есь, еси) же ли" и "есть ли же ".

Извольте, докажу. И не беспокойтесь, польских примеров приводить не буду. И не сошлюсь на "прясть - пряжа", "красть - кража" и т. д. Потому что отлично знаю: "С" в этих случаях - не корневое. И Париж не трону, поскольку там исчезающий согласный звук - не "С", а "З" ("паризьен"). Кабы дела не понимал, был дилетантом, - ссылался бы на подобные вещи. Но я дело понимаю и не только европейские столицы знаю, но ещё и древнерусскую литературу читывал, включая переводную. К сему - ссылка:

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5129

Вот и объясните мне, почему тот древнегреческий ПариС стал ФариЖем, и найдите иные причины, кроме фонетических (если вам мало "crux" - "крыж"). И кроме версии, что я по машине времени с переводчиком договорился, чтобы он так написал. И ведь именно ПариС, а неи ПариЗ, так же, как, допустим ТеСей - не ТеЗей, а ЯЗон - это у Гарри Гаррисона, у греков - ЯСон.

Уважаемый, там нет никаких доказательств! Парис- Париз, Тесей - Тезей вообще ни причём! Вы давайте, обоснуйте уж, как-нибудь по-научнее, как это ваши языковые трансформации вопреки установленным историческим процессам происходят:
первая палатализация — переход [k], [g], [x] соответственно в шипящие [č'], [ž'], [š'] перед гласными переднего ряда (кадити — чадъ, гърдло — жьрдло, ходити — шьдъ; в современном русском языке отражается в виде позиционных чередований при словообразовании: рука — ручка, ручной, вручать; друг — дружок, дружно, дружить; порох — порошок, запорошить);
вторая палатализация — переход тех же согласных в свистящие [c], [z], [s] перед гласными переднего ряда нового происхождения (из прежних дифтонгов: цѣна — ср. лит. kainà; в виде живых чередований в русском языке уже не существует, но, например, в украинском, белорусском и церковнославянском сохраняется, ср. в фразеологизмах: облакъ — темна вода во облацѣхъ, Богъ — почити въ Бозѣ, воздухъ — на воздусѣхъ);
третья палатализация (прогрессивная; прошла непоследовательно и не во всех славянских диалектах) — переход [k], [g], [x] в [c], [z], [s] после гласных переднего ряда (пророкъ — прорицатель, льгъкъ — польsа).

"Д" в "Ж" и "С" может превратиться, а не наоборот, понимаете? Так что Дажьбог с *Дагадейвос вполне адекватно соотносится, а с Деус Саваоф - никак.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 05 дек 2011, 11:34

Проанализировать процесс я не могу, поскольку не являюсь профессиональным лингвистом. И никогда не обязывался делать это. Обоснование моей модели требовало привлечения к делу достаточно широкого спектра научных дисциплин, и, что касается этимологии терминов, обязанностью моей было аргументировать ПРИЕМЛЕМОСТЬ предполагаемых мною трансформаций. Не "доказать" их в качестве единственно возможных, а показать, что они не являются с лингвистической точки зрения некорректными. И эта обязательная программа мною выполнена. Гипотезу о модификации "crux" - "крыж" отстаивал профессионал - А. Г. Преображенский.

http://dspace.utlib.ee/dspace/bitstream ... sequence=5

Посмотрите 41-ую стр. текста. Правда, автор данной статьи с ним не согласна и склонна производить "крыж" от исконно славянских лексем. Может быть она и права, кто знает... Но версия с "круксом" отнюдь не является ненаучной, и сам факт, что она выдвинута профессиональным лингвистом, свидетельствует о принципиальной возможности такого лексического сдвига. Мне это и нужно. Я не доказываю теорему, а предлагаю модель.
И, опять же, объясните, как же всё-таки "Парис" (который НЕ "ПариЗ") стал "Фарижем". Что здесь могло произойти, кроме того самого перерождения "С" в "Ж"?
Теперь насчёт "Дагадейвоса". "Д" может, конечно, превращаться в "Ж", но в данном случае (ЕСЛИ БЫ "Дагадейвос" стал "Дажьбогом, или на них разветвилась бы некая предшествующая форма), в "Ж" должна была бы превратиться фонема "Г", а "Д" так и осталась бы на своём месте. Но ведь я аргументировал уже крайнее неправдоподобие У СЛАВЯН (после разделения на группы "кентум" и "сатем") лексемы, близкой "деусу", в значении "божество". У них была уже в этом значении иная лексема ("бхага" - "бага" - "бог"). Мой вариант ("Deus Sabaoth" - "Дажьбог") предполагает модификацию совсем иного плана, заимствование двучлена, который славянами, по моей модели, был воспринят (весь целиком, включая "дэус") в качестве личного имени Бога-Отца.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Евгений » 05 дек 2011, 12:47

Новый писал(а):И, опять же, объясните, как же всё-таки "Парис" (который НЕ "ПариЗ") стал "Фарижем". Что здесь могло произойти, кроме того самого перерождения "С" в "Ж"?
Теперь насчёт "Дагадейвоса". "Д" может, конечно, превращаться в "Ж", но в данном случае (ЕСЛИ БЫ "Дагадейвос" стал "Дажьбогом, или на них разветвилась бы некая предшествующая форма), в "Ж" должна была бы превратиться фонема "Г", а "Д" так и осталась бы на своём месте. Но ведь я аргументировал уже крайнее неправдоподобие У СЛАВЯН (после разделения на группы "кентум" и "сатем") лексемы, близкой "деусу", в значении "божество". У них была уже в этом значении иная лексема ("бхага" - "бага" - "бог"). Мой вариант ("Deus Sabaoth" - "Дажьбог") предполагает модификацию совсем иного плана, заимствование двучлена, который славянами, по моей модели, был воспринят (весь целиком, включая "дэус") в качестве личного имени Бога-Отца.

Вот видите, вы со всем согласны, Дага-дейвос = Даж-бог, дейвос - это славянское "диво", родственное див, Зевс, Дис. В Дажьбог -бог заменило -див. И "а" осталось "а", а не как у вас из "эу" в "а" превратилось.

Крыж в любом случае отношения к данному случаю не имеет, оно позднее, и "ж" там из "ц" или "з":
род. п. -а́ "католический крест, эфес шпаги" (крыж латынский, Аввакум 207); через укр. криж, блр. крыж из польск. krzyż "крест"; ср., кроме того, также болг. крижна неделя (Мi. ЕW 141), сербохорв. кри̑ж, род. п. кри́жа "крест", словен. kríž, чеш. kříž, слвц. kríž, польск. krzyż, в.-луж. křiž, н.-луж. kśica, полаб. kreiz. Вероятно, заимств. из ром. *сrоgе в Аквилее и Венеции; от лат. сruсеm; см. Скок, RЕS 5, 18; 7, 191; Архив за арбанаску старину 1, 12; Бартоли, Jagić-Festschrift 47 и сл.; Мейе, МSL 11, 179; Богач, LF 35, 433, прочие предполагают заимствование из д.-в.-н. krûzi, chrûzi "крест" через ром. посредство или непосредственно (Миккола, "Мém. Sос. Néophil.", 7, стр. 278; Траутман, GGA, 1911, стр. 248; Бернекер 1, 619 и сл.; Уленбек, AfslPh 15, 488), а наличие i объясняют частично влиянием звука r (Миккола, там же; Мейе, IF 5, 334; Ét. 185; Мейе–Вайан 90, 102), частично – влиянием имени Christus (Корш, Сб. Дринову 56). Относительно ž ср. цслав. калежь "чаша, кубок".


Про Фарижа я даже не стану трогать, пока вы не найдёте другие, менее тёмные примеры.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 41