(продолжение)
Летописцы ассоциативно связывали "Див-дивно" ,даже не задумываясь о язычески доморощенном
существе с элементами последующих наслоений. в 60-е гг XI века - необычайно много солнечных
затмений, видимых на Руси: 1059, 1064, 1066, 1067. и Именно в это время появляются на Руси
половцы. Со временем летописцы, осмысляя историю, сопоставляют и отождествляют эти две факта.
Не случайно за 1065 год в ПВЛ мы находим огромный исторический экскурс по странам
"Божьих знамений", пожалуй, единственный в летописании. Да и солнечное затмение
4 сентября 1187 года могло навеять автору СПИ тяжелое воспоминание о затмении и походе
1185 года. Но это для тех, кто считает значимой дату 10 октября 1187 - смерть Ярослава
Галицкого.
Теперь вернемся к Диву, который кличет.
Для автора слово клич и его производные весьма значимы. Он его упоминает 7 раз.
(во всей ПВЛ это слово упоминается 9 раз). В таком емком произведении это довольно много.
Если присмотреться, то все упоминания в негативной форме, более того, возможно, автор даже
называет половцев кличанами - кликунами, как, например, в летописях они фигурируют под именами:
Кумани, Исмалтяне, Агаряне. Возможно, это из-за особого боевого клича половцев.
1185 Лавр ... Поидоша противу Володимеру кличючи, яко пожрети хотяще...
1096 ПВЛ ...Половцы...придоша на манастырь Печерский... и кликоша около
манастыря и поставиша ? стяга...