Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Лемурий » 27 дек 2011, 19:46

Nikola писал(а):Лемурий, кто назвал Иллариона гимнографом? Вы не раз так его называли - но на каком основании, я так и не понял.

Кто такой гимнограф? Это тот, кто гимны Богу слагает. Читайте: Молитва, Исповедание веры и т.д.

    МОЛИТВА
    Симь же убо, о Владыко, Царю и Боже нашь, высокъи и славне, человѣколюбче, въздаяи противу трудомъ славу же и честь и причастникы творя своего царьства, помяни, яко благъ, и насъ, нищиихъ твоихъ, яко имя тобѣ человѣколюбець! Аще и добрыих дѣлъ не имѣемь, нъ многыа ради милости твоеа спаси ны, «мы бо людие твои и овцѣ паствы твоеи», и стадо, еже ново начатъ пасти, исторгъ от пагубы идолослужения! (СЗБ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Nikola » 27 дек 2011, 20:11

Очень интересно, кто это мне совсем не давно на пальцах доказывал, что гимнограф сочиняет гимны исключительно по канону - с тропарями? И тропа Трояня - тропарь, потому что гимнограф не может просто так сочинять, без тропарей?
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Лемурий » 27 дек 2011, 20:32

"На пальцах" это токмо "невеголоси" "доказывают", что библейских сюжетов в СПИ нет...

Акростих на "Ирмосы" (первые тропари песен) «Слово на антипасху (Фомину неделю)» Кирилла Туровского:

Слева цифры означают: № песни и тропаря в песни
1.1 Велика учителя и мудра сказателя
2.1 Вѣнчаим, братие, царицю днем
3.1 Того ради и артусный хлеб от пасхы и до
4.1 Ныне зима греховнаа покаянием престала
5.1 Бѣ хомбо преже акы древа дубравнаа
6.1 Ныне мнишьскаго образа трудолюбиваа пчела
7.1 И всю печаль телесную и страх сердечный
8.1 К нему же под сень с двема ангелома
9.1 О Нем же писана пророци дозряще духом

А вообще, читайте Анатолия Ивановича Золотухина «Тайны «Слова о полку Игореве» (Николаев, 2000), он этих акростихов выделил с перебором. По произведениям Илариона хотел отдельный том издать «Гимны Киевской Руси», но пока это издание не видел.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Konrad » 27 дек 2011, 20:49

Акростихи можно выделить из любого крупного текста, особенно поддающегося произвольным разбивкам на строки, тем более, если выделять там слово, там слог, там букву заглавную. Поэтому они принадлежат к сфере мало доказуемой.
Поскольку пока иной пример именования человека чужим именем, попадающим в святцы на тот же день, что и его, не обнаружен, то оставляю за собой право при всем уважении к Лемурию, его исследовательскому труду и работе админа, а также при всей благодарности к его любезной и добросердечной помощи, за которую ему нижайший поклон, - отклонить гипотезу об отождествлении Никона, Иллариона и Бояна по недоказанности. Извините и не обессудьте, господа.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Nikola » 28 дек 2011, 04:29

Лемурий писал(а):"На пальцах" это токмо "невеголоси" "доказывают", что библейских сюжетов в СПИ нет...

Акростих на "Ирмосы" (первые тропари песен) «Слово на антипасху (Фомину неделю)» Кирилла Туровского:

Слева цифры означают: № песни и тропаря в песни
1.1 Велика учителя и мудра сказателя
2.1 Вѣнчаим, братие, царицю днем
3.1 Того ради и артусный хлеб от пасхы и до
4.1 Ныне зима греховнаа покаянием престала
5.1 Бѣ хомбо преже акы древа дубравнаа
6.1 Ныне мнишьскаго образа трудолюбиваа пчела
7.1 И всю печаль телесную и страх сердечный
8.1 К нему же под сень с двема ангелома
9.1 О Нем же писана пророци дозряще духом

А вообще, читайте Анатолия Ивановича Золотухина «Тайны «Слова о полку Игореве» (Николаев, 2000), он этих акростихов выделил с перебором. По произведениям Илариона хотел отдельный том издать «Гимны Киевской Руси», но пока это издание не видел.

Во как отсюда можно вывести "Никон гимнограф"?
Я отклоняю не гипотезу отождествления Бояна с Илларионом - я отклоняю гипотезу этого отождествления церковником... как противоречащую прямой речи автора Слова.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Лемурий » 28 дек 2011, 07:52

Konrad писал(а):Акростихи можно выделить из любого крупного текста... Поэтому они принадлежат к сфере мало доказуемой.

Не любой текст завершается Богородичной и его можно разбить на 9 песен в строгой последовательности. Незнание этого пласта церковной литературы не делает его утопическим.

Konrad писал(а):Поскольку пока иной пример именования человека чужим именем, попадающим в святцы на тот же день, что и его, не обнаружен, то оставляю за собой право... отклонить гипотезу об отождествлении Никона, Иллариона и Бояна по недоказанности.

Ну тогда начинайте с того, что про Редедю и тмутороканских князей в ДКС писал ни Никон, ни Иларион называл каганами Владимира и Ярослава и читал СЗБ в присутствии "снохи Ерины" = "хоти кагана" Ярослава, ни "Никоне Великому" написано акростихом в припевках Бояна и т.д. Совпадение имени в святцах лишь один камень в ГОРЕ аргументов.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Лемурий » 28 дек 2011, 08:04

Nikola писал(а):Я отклоняю не гипотезу отождествления Бояна с Илларионом - я отклоняю гипотезу этого отождествления церковником... как противоречащую прямой речи автора Слова.

т.е. Вы согласны, что Боян - это Иларион/Никон, но сомневаетесь, что Автор клирик? Ну что же, кто-то и Даниила Заточника в Аники-воины определял, а то и скоморохом делал, откидывая ФАКТ, что текст СДЗ на 70% компиляция церковных текстов.

Именно высокопоставленный клирик общегосударственного масштаба может обращаться к князьям разных княжеств "княже", "господине" или просто по имени, причем в повелительной форме. Именно прямая речь Автора в призывах и выдает его социальный статус.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Nikola » 28 дек 2011, 09:16

Я что-то загнул... поправляюсь. Я не могу отринуть вероятности авторства церковника, хотя достоверности не вижу. Церковник аристократического происхождения и не от своего имени - Оккам в гробу переворачивается. Но прямая речь - это "Велесов внук Боян", а для Иллариона языческие Боги суть бесы.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Лемурий » 28 дек 2011, 09:37

Nikola писал(а):... прямая речь - это "Велесов внук Боян", а для Иллариона языческие Боги суть бесы.

А Вы задумайтесь почему Автор называет клирика Бояна "Велесовым внуком"? Здесь и здесь найдете подсказки.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Nikola » 28 дек 2011, 09:58

Я прекрасно понимаю без подсказок, почему песнотворец Боян назван Велесовым внуком. Но назвать Велесовым внуком клирика в конце 12 века - нонсенс. Оно бы и прошло, не окажись по соседству Троян, Даждьбог и Хорс. Тем более не клирика вообще, а конкретно автора СЗБ.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Лемурий » 28 дек 2011, 10:02

Nikola писал(а):Велесовым внуком клирика в конце 12 века - нонсенс. Оно бы и прошло, не окажись по соседству Троян, Даждьбог и Хорс. Тем более не клирика вообще, а конкретно автора СЗБ.

Каноническому христианину - НОНСЕНС, а стороннику Русской Церкви, видящему языческий этап истинным путем к Благодати - НОРМА.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Nikola » 28 дек 2011, 11:43

Лемурий, ну нет ни в СЗБ, ни в ПКС ничего подобного... никаких следов "русской схизмы". Где Илларион и Климент обращаются к языческой традиции, как это делает автор СПИ?
И тождество "Велесов внуче"="бесов внук" никуда не девается - вне зависимости от того, какой путь к благодати более верен. Как раз для Иллариона - гонителя язычества.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Konrad » 28 дек 2011, 12:06

Видеть языческий этап истинным путем к благодати - это одно, а поминать, вопреки запретам, языческих Богов, да еще и звать князей и других людей их потомками, то есть признавать языческие родословные, - иное совсем. Согласен с Николой, такое понимание как бесов никуда не пропадает. Сел себе отец Павел Флоренский да и подумал: "Дай-ка я поэму настрочу, а патриарха Гермогена назову в ней Вельзевуловым внуком - за то, что мудр да суров вельми... А Богохранимого царя-батюшку Николая Александровича - Бафометовым внуком. Пусть возрадуется!".
Называние, но не "каганами", а "нашими каганами", "благоверными каганами" (по принципу "Это наш Гомер (Лафонтен, Мюрат, Геббельс, Че Гевара...)", еще не делает Бояном. Про Редедю, которого знали все, и тмутороканских князей мог написать кто угодно, а существование акростихов в припевке Бояна - опять же, не общепризнано, не доказано и имеет своим источником снова Вас.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Лемурий » 28 дек 2011, 13:18

Nikola писал(а):Где Илларион и Климент обращаются к языческой традиции, как это делает автор СПИ?

Не к языческой традиции обращались, зачем так передергивать, а видели языческий этап - вехой истинного пути к Благодати христианства.
Да и Автор СПИ не обращается к языческой традиции. Игорь, отвернувшийся от Божьего знамения терпит сокрушительное поражение под опекой языческих сил и приходит не на капище, а к ЦЕРКВИ. Где здесь "языческие традиции" ?

Nikola писал(а):И тождество "Велесов внуче"="бесов внук" никуда не девается - вне зависимости от того, какой путь к благодати более верен. Как раз для Иллариона - гонителя язычества.

1. Когда родился песнотворец времен Ярослава Мудрого - Олега Гориславича? Правильно, ещё при Владимире. Значит его деды жили в языческое время.

2. Когда клирики жили по уставу Великой Константинопольской церкви Иларион слагал гимны по древним ладам, именуемых "тропами":

    Тропарь...от τρόπος, то есть образец. Уже у древних эллинов способ пения, «лад», в котором пелось, назывался тропот. Древние лады: лидикийский, миксолидикийский, иполидийский, фригийский и т.д. назывались «ТРОПАМИ».
    ( Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.)
Какие это были "тропы"? Языческие, Трояни.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Nikola » 28 дек 2011, 14:09

Упоминание имен старых богов - и есть обращение к языческой традиции.
В какое бы время ни жили предки Иллариона - для него Велес бес. Он сам так сказал. Это для греков Велес - мертвый Бог, допустимый как аллегория поэта. Не знаю, где они его взяли - но применили точно.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 16