Великий Хорс

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 28 дек 2011, 11:34

Konrad писал(а):Это опять цитата из современного синодального перевода. Которую обычно знают с "бисером". К душе не имеющая отношения. И уже другая, а не та, что подсовывалась. Вторая цитата из Пандекта Никона Черногорца на библеизм тоже тянет с натяжкой, ведь много подобных фраз типа украинского "тямить, як вовк у зорях", не предполагающих исходного текста.
И тот факт, что ассоциация жемчуг - душа есть у парфян, согдийцев, осетин, персов, курдов и других народов, родственных иранскому субстрату Юго-Восточной Европы, то есть скифам, сарматам и аланам, означает, что мы имеем дело с субстратным явлением, от перечисленных иранцев наших степей унаследованным.


Факт!
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 28 дек 2011, 12:14

Насчёт слова "поганые".
Keil писал(а):
Новый писал(а):Все эти возможные значения, помимо исходного (для русской лексики) и поставленного первым - "язычник", - оттеночные и вторичные, они отражают те характеристики, которые в глазах христиан свойственны были язычникам и вытекали из языческой сущности этих последних.

И что? Все равно значений множество. Но я думаю это множество значений появилось не в результате вытекания из языческой сущности, а в результате соприкосновения с русским идейным фондом...
... У нас нет никаких иностранных словечек, которые мы используем как хотим и даже как бранные? Кроме того, истинное значение этого слова - окружной, районный, непрестижный, лимита. Далее в развитие оно приобрело значение -язычник. Когда это слово пришло на Русь оно уже употреблялось не в одном значении, а соприкоснувшись с русским идейным фондом приобрело еще больше. Кстати значение враг-иностранец более ближе к исходному значению - окружной, районный, непрестижный, чем к значению - язычник...
Новый писал(а):Разумеется, язычники могли использовать христианские термины, но насколько вероятно, чтобы они взяли и высекли себя сами?

Христиане высекли же, вобрав в себя огромный пласт языческой лексики. И ничего с ними не стало. У язычников тоже самое, тем более, что значение использованное в Слове никаким боком язычника не коробит. В значении враг государства данное слово могло использоваться любым.

Это слово пришло в славянскую речь именно в значении "язычник". Я действительно не буду зацикливаться на примерах, вы их знаете. Но "просто бранным" (типа "нечистый", "скверный") это слово быть в те времена не могло, оно имело "смысловой вектор" и было негативным лишь в устах христиански настроенных людей. Когда Ольга, будучи в Константинополе, говорит "Аз погана есмь", она не "бранит" себя, но от лица летописца слово "погани" всегда звучит осуждающе. Аналогично - ни вы, ни, скажем, наш собеседник Homo Sapiens не станете, ругая кого-то, называть его "язычником", а в лексике православного это будет вполне естественным порицанием... "Векторность" использования термина "поганый" бесспорна, она явствует из документов, чья идеологическая направленность не дискуссионна, а предельно ясна. Давайте теперь мысленно поставим себя на место гипотетического "язычника", пишущего о сражении с половцами и желающего наделить этих последних максимально отталкивающими эпитетами. При этом - знающего летописные тексты (едва ли мог не знать - вы с этим согласны?) И писавшего, разумеется, не "под подушку", а обращаясь к некоей аудитории (тоже, вероятнее всего, летописи читавшей). Тогда ДАЖЕ ЕСЛИ бы (чего я, правда, представить не могу, но - допустим условно) он воспринимал эту лексему иначе, нежели летописцы, - допускаете ли вы, что он просто взял и "абстрагировался" бы от типичного для его современников способа осмысления и восприятия этого слова (типичного - наверняка, потому что и летописцы писали не "в стол", а значит, учитывали, как будет восприниматься используемая ими терминология). Мне этот вариант возможным не кажется. Такой "язычник" прекрасно понимал бы: что бы ни означал этот эпитет лично для него (пусть даже "враги родины"), - читатели/слушатели в большинстве своём воспримут иначе. И тогда - зачем бы ему было использовать ИМЕННО это слово в качестве бранного? При том, что в языке-то ведь хватало ругательных слов (даже без христианского "окаянные"). "Нечистые", "злобесные", "супостаты", "супротивные", "сквернавцы", "сыроядцы"... да мало ли ещё как! Зачем же ему понадобилось бы, пренебрегая столь богатым лексическим арсеналом, взять "засветившееся" уже давно в качестве обозначавшего, помимо прочего, его собственных единоверцев?.. Это я и называю - "высечь самих себя".
(Христиане - это "в скобках", - себя ничем не "секли", поскольку не "вбирали языческую лексику". Не вбирали, потому что, если их родным языком был славянский, то, как бы ни называть его лексику, она была для них исходной. И она "языческая" только в том смысле, что "этническая)
То есть, рассуждая "от противного", я прихожу к тому, что реально только убежденный христианин мог так использовать слово "поганые" в те времена.
Keil писал(а):... Примеры смотрите в словарях (у Срезневского достаточно много, я брал материал именно у него... (страницы 1011-1013 второго тома) - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3507118.

Спасибо за ссылку, но, когда я пытаюсь по ней пройти, открываются только образцы нескольких страниц (видимо, первых). Думал, что проблема в моём компьютере, но и на других (пробовал) не получается. Может быть, выпишете кратко цитаты с иным использованием слова "поганые" (и в каком источнике)?..
Что же касается примера (из СССПИ - статья "Поганые") со значением "грубые, невежественные" (о "мужах поганых и дивиих...", цитата, где "идоша в страну Киликискую..."), - я долго искал, но всё-таки нашёл, откуда это:

◦Память святых мучеников Илии, Прова и Ариса
Святые Илия, Пров и Арис происходили из Египта. Они исповедывали христианскую веру и по ревности к славе Божией, посещали страдальцев за Христа, заключенных в темницах, утешая их среди мучений и вылечивая их от ран. Однажды они пошли в страну Киликийскую [] и при входе в город Аскалон [] у самых городских ворот задержаны были свирепыми НЕВЕРНЫМИ (SIC! - НОВЫЙ) стражами, которые сочли их за соглядатаев и представили к князю Фирмилиану. На допросе перед князем они объявили себя христианами и за то подверглись жестоким мучениям. Святой Арис первый подвергся многочисленным пыткам и предан был на сожжение огнем. Затем истязан был святой Пров и усечен мечом. Наконец, после многих мучений, усечен был мечом также и святой Илия".

http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/12/19Iliya.htm

Т. е. при всех разночтениях ("Аскалон" - "Александръ градъ"), "поганые" здесь - это всё-таки "неверные", "язычники".
Последний раз редактировалось Новый 28 дек 2011, 20:18, всего редактировалось 1 раз.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 28 дек 2011, 12:25

Homo Sapiens писал(а):
Konrad писал(а):Точно.
Вообще, надо Остромирово Евангелие поглядеть


В Остомировом Евангелии "добра бисьра"...


Что и требовалось доказать.

http://old_russian.academic.ru/732/бисьръ
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 28 дек 2011, 13:27

Konrad писал(а):Это опять цитата из современного синодального перевода. Которую обычно знают с "бисером". К душе не имеющая отношения...

Ярославский список рукописи Пандектов Никона Черногорца относится к XIIв. Митингующих не поправляю - им читать первоисточники некогда. Но Вы то видите, что речь о "жемчуге" (а не "бисере"), в противовес "свиньям" (неверующим в евангельском понятии) - это XII в.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 28 дек 2011, 13:37

Konrad писал(а):Что и требовалось доказать. http://old_russian.academic.ru/732/бисьръ

Не пользуйтесь древнерусским словарем XI-XIV вв, там много поздних наслоений.

Срезн.
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 28 дек 2011, 13:46

Новый писал(а):"поганые" здесь - это всё-таки "неверные", "язычники".

Поддержу. Не может "погани" переводиться как невежественные, т.к. в известной цитате будет "масло масленое":

    «бяху бо людие погани и невеголоси» (ПВЛ.1118)
Срезн.:
Изображение
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 28 дек 2011, 13:47

Лемурий писал(а):
Konrad писал(а):Это опять цитата из современного синодального перевода. Которую обычно знают с "бисером". К душе не имеющая отношения...

Ярославский список рукописи Пандектов Никона Черногорца относится к XIIв. Митингующих не поправляю - им читать первоисточники некогда. Но Вы то видите, что речь о "жемчуге" (а не "бисере"), в противовес "свиньям" (неверующим в евангельском понятии) - это XII в.


Эт Вам просто уже и возразить-то нечего.
В 12-м веке слово "жемчуг" уже употреблялось (взять хотя бы Слово), но не в библии. Следовательно и его употреблении к библейской душе никакого отношения иметь не может. То, что Паднекты полагают всех, кто не "по-понятиям", за свиней, не делает "жемчужные души" христианскими, как и христианские - жемчужными, впрочем. :)
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 28 дек 2011, 16:28

Уважаемый Лемурий. я имел в виду, что "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Мф. 7:6)" взято из современного синодального перевода. Разве не так? Поэтому в полемическом запале не приписывайте мне, пожалуйста, того, что я не говорил.
Цитата из Никона Черногорца "И свинья не знает, что такое жемчуг", скорее всего, не библейский парафраз, ведь в ней не идет речь о запрете бросать бисер вблизи свиней, а то втопчут в грязь, - а просто фигуральное оксюморонное выражение с упоминанием животного, каковых доселе много. Например, в украинском.
Неістинність модельованої зворотом ситуації породжує його своєрідне значення. Так, чимало фразеологізмів із зоонімами позначають заперечення змісту компонентів висловлювання з цим зворотом: (схожий) як свиня на коня; (розбирається) як вовк (цап) у зорях; (потрібно) як зайцеві бубон, як собаці п’ята нога, як корові сідло; (буде) як п’явка крикне, як свині з череди йтимуть; (є) як з цапа молока, як у карася вовни; (любить) як собака редьку, цибулю; (знається) як свиня на перці; (пристало) як свині наритники тощо.

http://librar.org.ua/sections_load.php? ... 10&start=3
Особенно интересно выражение
"(знається) як свиня на перці"
, ведь в нем идет речь о перце, бывшем в средние века не меньшей ценностью, нежели перлы.
Уважаемый Homo Sapiens, обратите внимание, что в приведенной Лемурием цитате из словаря велемудрого Срезневского нет ни единого примера со словом "жемчуг" именно из перевода Библии.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 28 дек 2011, 16:38

Konrad писал(а):Уважаемый Homo Sapiens, обратите внимание, что в приведенной Лемурием цитате из словаря велемудрого Срезневского нет ни единого примера со словом "жемчуг" именно из перевода Библии.


Да, действительно, спасибо.
Пробовал найти где-нибудь эти самые Пандекты, чтоб посмотреть фразу в контексте. Лемурий пишет о христианском окрасе фразы, но надобно это перепроверить, а то чрезмерное поклонение словарю Срезневского может сбить нашего уважаемого супермодератора с пути истинного - куда ж он без нас, невголосых? :) Нет ли у Вас ссылки? (кроме как на фотокопии не нашел, но это для меня чересчур сложно)
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 28 дек 2011, 17:09

ни свиньи бо весть что есть женчюгъ. та(к) и с(вя)таи повьргутсА ими. не върующими что суть та.
Пример из словаря...
Словарь древнерусского языка, XI-XIV вв: в десяти томах: Том 5.
Поэтому здесь именно сказанное мною выше оксюморонное значение, но никак не парафраз.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 28 дек 2011, 17:14

Konrad писал(а):Цитата из Никона Черногорца "И свинья не знает, что такое жемчуг", скорее всего, не библейский парафраз, ведь в ней не идет речь о запрете бросать бисер вблизи свиней, а то втопчут в грязь, - а просто фигуральное оксюморонное выражение с упоминанием животного, каковых доселе много...

Вы знаете контекст Пандектов Никона Черногорца в древнерусском переводе XII века, если уже за него сделали вывод ?

Есть парафразы недвусмысленные для клирика, "не бросайте жемчуга вашего перед свиньями" один из них. Житейского контекста он не содержит.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 28 дек 2011, 17:23

Здесь нет библейского контекста, как нет его в украинском народном выражении "разбирается, как свинья в перце", ибо здесь ничего не бросают и не топчут, а контекст ясен из фразы дальше: "Свинья же не знает, что такое жемчуг - так и святое (или святые, святыни) будут повергнуты теми, кто не верит, что они таковые". Библеизм здесь можно усмотреть лишь при довольно сильном желании.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 28 дек 2011, 18:06

Если бы Никон Черногорец был сельский ратай, то можно было бы и такое предположить, токмо он был КЛИРИК.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 28 дек 2011, 18:16

Лемурий писал(а):Если бы Никон Черногорец был сельский ратай, то можно было бы и такое предположить, токмо он был КЛИРИК.

Ну да, конечно, откуда у антиохийского монаха XI века познания о свинье, кроме как из Евангелия? Свинья - она почти что грифон, и не может быть помянута всуе, да?
Здесь единственное совпадение с библейскою цитатой - образ свиньи, которая играет совсем другую роль.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 28 дек 2011, 18:22

Лемурий писал(а):Если бы Никон Черногорец был сельский ратай, то можно было бы и такое предположить, токмо он был КЛИРИК.


Главное, что он был, похоже (поправьте, если ошибаюсь), грек. И по русски ваще не понимал. Надобно смотреть в первоисточник, что там на греческом и откуда в переводе жемчуг (за одно проверить цитирование Срезневским, есть же несколько вариантов перевода, с разными датировками: нам нужен только тот, что старше Слова) - может быть и местного деятеля перелицовка какого-то схожего грецкого выражения.
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 50