Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Евгений Беляков » 23 мар 2011, 12:27

Тут у меня возникла еще такая мысль.
Эти места могли быть старинными языческими СЛАВЯНСКИМИ центрами. То есть некие места волхвов, не затронутых христианством за 2 века.
И тогда Игорь идет на них в попытке их захватить. То есть вообще поход не против половцев, а против язычников (и я не отказываюсь от прежней своей трактовки - для реставрации хазарского кремля. Половцы же там оказываются по другой причине... Возможно, их призвали на защиту язычники. То есть призвали из Белой Кумании. (Вот так можно толковать призыв Дива "послушати"). Гза совершил быстрый конный пробег от Лукоморья до района Потудани-Тихой Сосны ("скрипят телегы во полуночи") и напал на Игоря до подхода дружественного ему Кончака. Слова же "Див на землю пал" нужно понимать иносказательно: Див КАК ОХОТЯЩИЙСЯ СОКОЛ упал на добычу, на войска Игоря (с помощью половцев).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Лемурий » 23 мар 2011, 17:54

Евгений Беляков писал(а):Тут у меня возникла еще такая мысль.
Эти места могли быть старинными языческими СЛАВЯНСКИМИ центрами. То есть некие места волхвов, не затронутых христианством за 2 века.

Чтобы увидеть такое капище столь далеко ехать не надо было. Клименту Смолятичу достаточно было выйти из своего Трахтемировского монастыря и вот оно громадное Трахтемирово городище сколотских времен.

Евгений Беляков писал(а):И тогда Игорь идет на них в попытке их захватить. То есть вообще поход не против половцев, а против язычников...

Хоть против марсиан, всё равно он в это место от Сальницы за один ночной переезд не успел бы.

Евгений Беляков писал(а):Гза совершил быстрый конный пробег от Лукоморья до района Потудани-Тихой Сосны ("скрипят телегы во полуночи") и напал на Игоря до подхода дружественного ему Кончака. Слова же "Див на землю пал" нужно понимать иносказательно: Див КАК ОХОТЯЩИЙСЯ СОКОЛ упал на добычу, на войска Игоря (с помощью половцев).

Уже проходили. Див имел охранительное, апотропеическое значение.

"Се" с последующей частицей „бо“ служит для присоединения предложения, раскрывающего причину того, о чем говорится в предшествующем:

уже връжеса дивь на землю; се бо готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня рускымъ златомъ

т.е. падение Дива из-за потери русского злата.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение userdez » 24 мар 2011, 18:59

Московский митрополит Пимен, плывший по Дону в Византию в 1389г, в своем дневнике записал:" Приплыхом к Тихой Сосне
и, видехом столбы каменны белы, дивно и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело над рекой над Сосной".
Это сейчас там голое место. А еще в 19 веке:" Меловая гора, на которой стоят меловые же пирамиды, поросла лесом"./1823 г./
А где жили грифоны? Я там бывал, тройку раз- уДИВительное место: столбы,пещеры, Успенский пещерный монастырь, Сицилийская
чудотворная икона Божией Матери,Маяцкое городище...
Что касается готских красных девок, то это не девы,а дивы южные,охраняющие половцев с юга, в отличии от наших северных.
Может были еще и с запада и востока? А иначе при чем здесь их бабы, а мы:" дружина, жадни веселия"?
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Лемурий » 24 мар 2011, 23:34

userdez писал(а): А где жили грифоны?

:arrow: Див "Слова о полку Игореве"

userdez писал(а):Что касается готских красных девок, то это не девы,а дивы южные,охраняющие половцев с юга, в отличии от наших северных.
Может были еще и с запада и востока? А иначе при чем здесь их бабы, а мы:" дружина, жадни веселия"?

:arrow: Хинова, готские девы и время бусово
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Евгений Беляков » 26 мар 2011, 11:48

Все-так не выруливается: девы были ГОТСКИМИ, а не половецкими.
Я могу себе представить их как дев из Тьмутаракани, которые занимаются тем, что колдуют, чтобы половцы "отомстили за Шарукана". Потому что не хотят, чтобы русичи напали на Тьмутаракань, а захват речного пути (Дона) как раз открывал им такую возможность. Чтобы у них не отобрали русское злато, которым незаконно овладели нынешние хозяева Тьмутаракани (кто это? кто является вассалом Византии в тот момент?)
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Лемурий » 26 мар 2011, 16:37

Евгений Беляков писал(а):Все-так не выруливается: девы были ГОТСКИМИ, а не половецкими.
Я могу себе представить их как дев из Тьмутаракани...

Готские девы, дорогой Евгений, живут на брезе с.т.в. острова, именуемого ГОТЛАНД.

:arrow: Салмина М.А. Из комментария к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ, Т. 36, Л., 1981, С.228-230 (заработала наконец-то ссылка в ОДРЛ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение userdez » 28 мар 2011, 18:18

Эти места могли быть старинными языческими СЛАВЯНСКИМИ центрами. То есть некие места волхвов, не затронутых христианством за 2 века.
И тогда Игорь идет на них в попытке их захватить. То есть вообще поход не против половцев, а против язычников
Эта мысль Евгения Белякова, мне кажется, весьма интересна. Не смотря на то, что местные краеведы относят проникновение православия
в устье Тихой сосны в 11 в. Его связывают с войной греков с мусульманами на Сицилии в 1030-1041гг., где в число наемников, входили и
россы. Этим и обьясняется появление Сицилийской иконы в этих краях/после поражения греков/. Даже если и так?, то появится на пустое
место она бы не смогла. Вполне возможно,что там уже было какое-то культовое славянское место.Ведь пещеры многие исследователи
относят даже к хазарскому владычеству.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Лемурий » 30 мар 2011, 15:27

userdez писал(а): местные краеведы относят проникновение православия в устье Тихой сосны в 11 в. Его связывают с войной греков с мусульманами на Сицилии в 1030-1041гг., где в число наемников, входили и россы. Этим и обьясняется появление Сицилийской иконы в этих краях/после поражения греков...

Может Вас это удивит, но "росы" - это норманны, которые и делали набеги на Сицилию в XI веке во главе с Рожером I...
XV. В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют RousioV, русиос, мы же по их месту жительства зовём “норманнами”. Ведь на тевтонском языке “норд” означает “север”, а “ман” - “человек”; отсюда – “норманны”, то есть “северные люди”...
------
Лиутпранд Кремонский

Один факт остается непреложным: прибалтийские финны действительно до сих пор называют Швецию Ruotsi, а шведов — ruotsalaiset. В карельском и вепсском языках этот этноним в форме ruots был даже перенесен на финнов евангелического вероисповедания. Финское обозначение норманнов проникло и в пермские языки: коми-зырянское (роч) и удмуртское (з..уч) названия русских заимствованы не из русского языка, а, скорее всего, через вепсский — около 900 г. Саамское слово ruos’sa «русский» — тоже старое заимствование из западно-финского rotsi, ruotsi в значении «Швеция, шведский язык, швед». Тот факт, что у саамов это имя стало обозначать русских, а не шведов, показывает, что термин употреблялся на восточной периферии западнофинской территории. Э. Итконен полагает, что первоначально термин обозначал варягов, или шведских викингов. Саамы знали варягов не как морской народ, а как обитателей района Ладожского озера. Варяги смешались со славянами, и постепенно это имя перешло и на славян.

Тот факт, что прибалтийские финны называют Швецию Ruotsi, не может не учитываться сторонниками северного происхождения этнонима русь. Но интерпретируется этот факт по-разному. Некоторые исследователи придерживаются той точки зрения, что русь и варяги — одно и то же и, следовательно, русь и Ruotsi — слова скандинавского происхождения. Другие полагают, что прибалтийские финны могли заимствовать название Ruotsi из германских языков гораздо раньше эпохи викингов. Славяне могли воспринять термин русь не от самих шведов, а от прибалтийских финнов, как от населения контактной области. Это заимствование произошло точно так же, как, например, венгры восприняли термин nemet «немец» через посредство славянского населения на своей новой дунайской родине; в позднем Средневековье то же славянское обозначение немцев вошло и в тюркские языки.
----------
Р.А. АГЕЕВА. Страны и народы: происхождение названий. — М.: Наука, 1990.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Евгений Беляков » 14 апр 2011, 17:04

Район Маяцкого городища -один из 2-3 культовых мест половцев, наряду с Тьмутараканским болваном. Поэтому и важно было наступить именно там на горло дивно-половецкой, гусе-лебединой песне.


Почему вы так считаете? Там есть захоронения?
На карте (по-моему, Рыбаковской) эта зона вообще не входит в Черную Куманию, то есть, возможно, там просто бродили изредка отдельные мелкие семьи кочевников...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение tyta » 22 апр 2011, 09:05

Евгений Беляков писал(а):Я считаю, что Святополк вез кого-то или вел (как раба) с Каялы в 1111 году.
История Игоря перекликается с походом 1111 года, а в этом месте имеет место порча текста.

С тоя же Каялы Святополкъ повел (...) ея отца своего междю угорьскими иноходьцы ко святей Софии к Киеву.
Каяла река это перепев более древней истории готских времен - ей соответствует река Куяльник (современный куяльницкий лиман).
Изложено здесь.
http://forum.zmeybor.mksat.net/viewtopic.php?f=22&t=31
tyta
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 22 апр 2011, 08:54

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Александр Кондрашин » 26 фев 2012, 13:26

Мое соображение по поводу Каялы-реки. Это умозрительный образ реки, которая течет на границе между жизнью и смертью, которая либо забирает в царство мертвых, либо оставляет жить в пограничной ситуации. Где сеча, там и Каяла, и в нее все могут попасть. Этимологически, возможно, от слова "каяться", воды реки как бы причащают (исповедь - раскаяние - причастие) человека перед смертью.

Про Каялу исследовательница фамилии Каяловых тут: http://skolo.ru/hidden-history/81-kayal ... ayala.html

Див-демонический персонаж, обитающий в лесу, живущий на верхушке деревьев. Ночью он спускается вниз и пугает путников своим видом и резкими криками.

Коль скоро этот самый Див живет на деревьях, то место сражения Игоря с половцами находится не в чистом поле, а в лесу или рядом с лесом.
Александр Кондрашин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 26 фев 2012, 09:49

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Лемурий » 27 фев 2012, 10:03

Александр Кондрашин писал(а):Див-демонический персонаж, обитающий в лесу, живущий на верхушке деревьев. Ночью он спускается вниз и пугает путников своим видом и резкими криками.

Приветствуем нового участника раздела СПИ.

Проблема Вашей интерпретации в том, что Ваш "демонический персонаж" никак не связан с "русским златом", а ведь в тексте Див врезался в землю именно из-за потери русскими злата:

Уже връжеса дивь на землю; cе бо Готьскыя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня Рускымъ златомъ

"Се" с последующей частицей „бо“ служит для присоединения предложения, раскрывающего причину того, о чем говорится в предшествующем. Например в ст.102:
    И ркоша бояре князю: Уже, княже, туга умь полонила; се бо два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону.
:arrow: Див (Грифон) - символ охранителя злата.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Konrad » 28 фев 2012, 14:10

Не согласен с грифонством и охранением злата, но Див не пугает, а предвещает беду княжьему дому - обладателю злата. Каяла - реальная река, подвергшаяся мифологизации, как и Днепр.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Лемурий » 28 фев 2012, 15:28

Konrad писал(а):Каяла - реальная река, подвергшаяся мифологизации, как и Днепр.

Ну и где ж она такая "реальная" :?: Напомню:

Ту ся копіемъ приламати, ту ся саблямъ потручяти о шеломы Половецкыя, на рѣцѣ на Каялѣ, у Дону Великаго.

Съ тоя же Каялы Святоплъкь полелѣя отца своего междю Угорьскими иноходьцы ко святѣи Софіи къ Кыеву. - о р. Трубеж близ Переяславля, откуда Святополк своего "отца" (тестя) Тугоркана и повез по направлению к Киеву.

    1096: Сего же мѣсяца приде Тугорканъ, тесть Святополчь, к Переяславлю, мѣсяца мая 30 и ста около града ... мѣсяца иулия въ 19 день побѣжени быша иноплеменници, и князя ихъ убиша Тугоркана... На заутрье же налѣзоша Тугоркана мертва, и взя и́ Святополкъ, акы тьстя своего и врага; и привезше и́ к Кыеву погребоша и́ на Берестовѣмь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Konrad » 01 мар 2012, 12:21

Про то, что "тая же" значит, мы еще летом говорили. Ну и в любимых Вами словарях это указано.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35