Хинова, готские девы и время бусово

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 23 апр 2012, 17:41

Konrad писал(а): если автор - Володимир Галицкий, то зовет он тех, кого знает лично и с кем в родстве, только и всего.

Больно много у него при этом "отцов-покровителей" оказывается, к которым он обращается "господине" и нет НИ ОДНОГО к кому он обращается как к равному "брате" - подумайте возможно ли такое, если Автор князь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Konrad » 23 апр 2012, 18:27

Это всё у Махновца обосновано на рассмотрении родственных связей Владимира.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 25 апр 2012, 08:48

Konrad писал(а):Это всё у Махновца обосновано на рассмотрении родственных связей Владимира.

А что, Владимир Галицкий уже Мстиславичем у Махновца стал, если все перечисленные в призыве князи ему "родственниками" стали ???

Подскажу ещё одно несоответствие Вашей версии реалиям СПИ. Отец Владимира назван Осмомыслом.

* Галичкы Осмомыслѣ - до сих пор считалось, что "осмомысл" - похвала Ярославу Галицкому, прозвище необычайно умного (8 мыслей) правителя. Однако есть и более логичная расшифровка этому литературному приёму Автора, ведь нигде кроме СПИ такое прозвище Ярославу НЕ попадается.
Основой древнерусского музыкального канона явилась система осмогласия (от славянского осмь — восемь), унаследованная русской церковью из Византии. С помощью осмогласия устанавливался строгий порядок музыкального оформления службы. Каждый из восьми гласов имел свои тексты и свои напевы с присущими каждому из них мелодическими формулами, которые исполнялись в течение одной недели.
------
Т. Ф. Владышевская Музыка в синтезе древнерусских искусств

Получается, что "Осмомысл" = крепок умом своих подпевал, советников, боярской знати. Бояре в Галиче имели сильные позиции. В случае несогласия они могли принудить принять князя то или иное решение. Так в 1173 году они живьем сожгли гражданскую жену Ярослава Настасью, незаконного сына Олега посадили в заточение, а самого принудили жить со своей законной супругой Ольгой и сыном Владимиром в согласии: "Настасъка Галичани же накладъше огнь сожгоша ю, а сына ея в заточение послаша. А князя водивше ко кресту яко ему имѣти княгиню вь правду и тако уладивъшеся..."(Ипат. (1173)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Konrad » 27 апр 2012, 12:32

А зачем я Вам буду пересказывать книгу Махновца? Возьмите да и прочтите. Она по-украински, если, конечно, у Вас нет шовинистического презрения к нашему языку и речи на нем, то поймете.
Я не считаю, что Осмомысл имеет отношение к осмогласию и великорусскому выражению "крепок чьим-то умом", а также к осьминогам и т.д., тем более, что его прозвище имеет полное и прямое соответствие в скифском именослове. Тем более, что вообще интересно, было ли осмогласие именно в Киевской Руси, ведь в российских текстах "древнерусский" - понятие всеобъемлющее, с поздним средневековием Московии включительно.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 27 апр 2012, 16:38

Konrad писал(а):... было ли осмогласие именно в Киевской Руси, ведь в российских текстах "древнерусский" - понятие всеобъемлющее, с поздним средневековием Московии включительно.

Ну если Феодосий Печерский завез византийских певчих в Московию (эко!), то Ваши "подозрения" оправданы, а если всё-таки в Киевскую Русь, то нет ни малейшего шанса.

см. Осмогласие и Осмогласие // Толковый Типикон (М. Скабалланович)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Konrad » 27 апр 2012, 19:40

Хотя бы термин сей когда первый раз зафиксирован? Под какими годами?
Это ж не тропа и не береза, а культурный термин, соответствующий некоему явлению.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 28 апр 2012, 09:02

Konrad писал(а):Хотя бы термин сей когда первый раз зафиксирован? Под какими годами?

Как Феодосий Печерский ввел Студийский Устав в 1060-х.

Срезн.
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Konrad » 29 апр 2012, 00:14

Пандекты Никона Черногорца - значит, не ранее последней четверти XIII века, потому что список вроде бы конца этого века. Гапакс?
Применительно к Феодосию Печерскому употребления слова не вижу.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 30 апр 2012, 09:04

Konrad писал(а):Пандекты Никона Черногорца - значит, не ранее последней четверти XIII века, потому что список вроде бы конца этого века. Гапакс?
Применительно к Феодосию Печерскому употребления слова не вижу.

Читайте КПП. А Никон Черногорец жил в 11 веке, это токмо список перевода самый ранний сохранившийся к 13 веку относится.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Konrad » 30 апр 2012, 12:45

Вот я и хочу увидеть однокоренные слова в патерике. Можно цитату?
Никон-то жил, токмо "Пандекты" евонные написаны на греческом, следовательно им нужно было время, дабы стать известными, быть переведенными и попасть на Русь, ведь даже самые оптимистичные исследователи называют местом их перевода - Афон, а временем - не раньше 1170-х годов, ну, к 13. веку они и попали. Опять же единичность словоупотребления наводит на мысль о неологизме афонской диаспоры.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 01 май 2012, 10:11

См. 7-е слово КПП Феодосий ввел церковное пение в соответствии с Уставом Студита, по которому пели осмогласием. Проконсультируйтесь у любого историка православной церкви.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Konrad » 01 май 2012, 16:06

А я вовсе не об этом: я о самом слове, которому нужен был срок для возникновения, и времени его фиксации.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 02 май 2012, 06:25

    "Феодосии ввел в нем воздержание строгое, пощение и молитвы со слезами. И стал принимать он многих черноризцев, и собрал братии сто человек. И начал он разыскивать устав монастырский, а в это время оказался тут честной инок Михаил из монастыря Студийского, который пришел из Греции с митрополитом Георгием. И начал Феодосии расспрашивать его об уставе иноков студийских, и, найдя у него устав, списал его. И установил в монастыре своем, как петь пение монастырское, как поклоны держать и чтение читать, как стоять в церкви, и весь порядок церковный, и как за трапезой сидеть, и что есть в какие дни..." ( КПП )
Совершенно БЕЗ разницы история этого слова, поколику на Руси к моменту написания СПИ более века действовала система осмогасия:

    Осмомысл = крепок 8 умами, т.е. умами 8 подпевал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Konrad » 02 май 2012, 21:14

Знаю, знаю - давно читал, но не факт, что пение сразу же называли этим термином, скорее, наоборот, уж поверьте филологу.
Для Вашей гипотезы с осмью чужими мыслями хорошо бы, помимо осмо-гласия, осьми-ногов и прочих, еще и Двоемысла, Троемысла какого-то, у которых соответственное число советников было. Есть такие?
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 03 май 2012, 09:05

Konrad писал(а):...не факт, что пение сразу же называли этим термином, скорее, наоборот, уж поверьте филологу...

А не надо и называть. Обращение к братии, имеющей отношение к летописанию, т.е. монашеской братии, уже подразумевает знание оными Студийского Устава с его осмогласием.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Analogopotom, Лемурий и гости: 26