Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 май 2012, 06:30

corvin писал(а):...огнемь от жизни сея искушение приемши.

При всем Уважении к А.С. Орлову здесь значение бытие сие.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 24 май 2012, 08:49

Перед смертью Святослава Мария Васильковна, потрясенная переменой мужа, вопрошает, не видел ли он некий СОН. Мал древлянский тоже видит сон, похожий на сон Святослава из СПИ - опять же предсмертный. И девица, переходя в состояние НЕВЕСТЫ, тоже видит предсмертный сон. За смертью закреплен сон, а не за бракосочетанием!
Нет тут свадебной обрядности.
Применим свадебный обряд к обиде.
Начнем с того, что обида ступает ДЕВОЮ.
Девы в свадебном обряде задействованы как подружки невесты - кандидатка же в жены по ходу обряда умирает, не дева становится женой, а невеста. Стало быть, девица утицей С СУШИ НА ВОДУ.
Посмотрим, как перемещается обида. В Слове-то она встает из синего моря и СТУПАЕТ НА ЗЕМЛЮ. Несколько затруднительно плескаться в море, ступив на землю... Обида не собирается превращаться в невесту, не помирает она - и тут не видно свадебного обряда.
Теперь другой свадебный обряд - поединок с невестой. Он тоже в Слове отсутствует - притом напрочь. В Слове недвусмысленно заявлено через описание торга Гзы и Кончака - Владимир Игоревич не имел намерения жениться на Кончаковне, эту идею двинул в массы Кончак ПОСЛЕ побега Игоря. Свадебного ПОЕДИНКА с Кончаковной НЕ БЫЛО.
Как там в иной реальности - не знаю, но в реальности Слова ни Игоревича, ни Кончаковну никто не завоевывал.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 май 2012, 10:20

Здравствуйте Nikola!
Nikola писал: «Нет тут свадебной обрядности».
Откройте книгу свадебных обрядов и Вы найдёте и сон невесты похожий на сон Святослава, и деву – невесту, перелетающую на море в образе лебедя, и юношей в образе соколов. Ещё там Вы разыщите много традиционных образов и сюжетных схем, которые применил в своём произведении автор .

Мне нравится позиция Konrada , он проверяет то , что я пишу, и дополняет . Konrad , Вы всё правильно написали по теме брачного поединка. Вы молодец!!!!
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 май 2012, 11:40

Zinchenko_tanya писал(а):Откройте книгу свадебных обрядов и Вы найдёте ... деву – невесту, перелетающую на море в образе лебедя...

Это из сказки А.Н. Афанасьева Данило Бессчастный или что-то пропустил?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 24 май 2012, 12:16

Татьяна, Вы ведь ведете речь вовсе не о свадебном обряде, современном Слову. Но даже из того, что зафиксировано в НОВОЕ время, видно, что так называемый свадебный обряд - комбинация стандартных обрядов перехода, главные - смерть и рождение. Притом в эту комбинацию встрял еще и церковный обряд венчания - чисто инородный. Разумеется, в таком сложном действенны, как свадьба, можно найти все разом.
Вам с Робертом надо доказать сущий пустячок - что все эти сны и лебедушки с соколами свойственны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СВАДЕБНОЙ обрядности. И - привязать их к конкретным словам из Слова.
В первой части поэмы свадебный мотив даже не прослеживается - он на поверхности и автор нас в него носом тычет. Есть жених, есть невеста, даже ковровые дорожки для жениха, для тех, кто совсем в танке - СВАТОВ ПОПОИША.
Но где причина продолжать свадьбу после пира на Каяле?
А пока получается - раз Зевс имел Леду в облике лебедя, значит, лебединые крыла непременный и эксклюзивный атрибут супруги Менелая.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 май 2012, 13:34

Nikola писал : «Вам с Робертом надо доказать сущий пустячок - что все эти сны и лебедушки с соколами свойственны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СВАДЕБНОЙ обрядности. И - привязать их к конкретным словам из Слова.»
Я уже это доказывала, только , видимо , Вы не читали мои предыдущие посты. Напомню очень кратко :
Полный чин свадьбы требовал, чтобы каждое из обрядовых действий занимало своё время и место. В русском обрядовом фольклоре получили распространения свадебные песни о соколе – юноши и лебёдушке девушке, как о женихе и невесте
« Ты Сокол Соколович,
Да ты летал перелетывал
Да замечал себе лебедушку»
В «Слове…» « пущашеть10 соколов на стадо лебедей».

Началом самой свадьбы было закрывание невесты платком, для которой мерк белый свет.
«Перекатное красное солнышко
Закатилось за облачко».
В «Слове…» «…възре на светлое солнце и виде от него тьмою…».

Сватовство: В «Слове…» « Не буря солокы занесе ,черезъ поля широкие галицы стада бежать»
В обряде «Не было ветру , да вдруг навеяло, не было гостей , да вдруг наехали»

По свадебному ритуалу невеста расставалась с « дивий волей» « Я из див здивовалась». По поверьям дивья красота уходила в лес и садилась на верхушку дерева. «Цестна дивья-то красота, сидит на самых вершиноцках» (Русская свадьба. Москва.1985 стр. 144).. В « Слове…» «Збися див кличет върху древа…».

Самое знаменательное событие, предшествующее свадьбе, это встреча двух родов – сватовство. В свадебных песнях мосты мостить означало свататься, а мотив перевода по тоненькой мостиночке замужество
« По мостиночкам дубовым
Идёт наша барыня».
В «Слове…» «…красные девкы половецыя … начаша мосты мостите…».


Название свадебного обряда « запоручивать» происходит от того ,что обе стороны бьют по рукам – сговариваются.
« Во сегодняшний день, что не громы грянули
То родители мои по рукам ударили».
Во время сговора невеста причитала:
« Наставала тучка тёмная
Туча тёмная страховитая
Со громом, с частой молнией»
В «Слове…» « Чърныя тучя с моря идут …а в них трепещут сини млънии».

В обряде :Застолье у невесты, запой . В «Слове…» « ту пир докончаша…свата попоиша».

Сон Святослава в «Слове…» похож на сон невесты, который она традиционно рассказывает матери утром в причётах «недели»:
«Привиделся мне страшный сон».
В « Слове…» « Святослав мутенъ сонъ виде…».
В плаче невесты « Да всё пуста стоит хоромина
Да углы все отвалились».
В «Слове…» « Уже дъски без кнъся в моем тереме златовръсем».
В обряде « Мягкая то постелюшка
Да как на синем море…»
В «Слове… « …на кроваты тисове… и несошася к синему морю».
Сон невесты разгадывался подругами « Мы рассудим страшный сон…».
В «Слове…» сон осмысливался боярами « И ркоша бояре князю…».

Вывод невесты «перед столы».Она причитает: «Дивья красота» ,которая сидела «на самых вершиночках» «да красота та свалилась»
В « Слове…» «Уже връжеся див на землю»

После застолья совершался постельный обряд – молодых отводили в спальное помещение и оставляли наедине. В «Слове …» « с хотию на кровать…».
Я излагаю последовательность свадебного обряда с текстами причётов, указывая границы каждого элемента свадьбы.
Для сравнения я использовала книги :
1) Русская свадьба (Свадебный обряд на Верхней и средней Кокшеньге и на Уфтюге Вологодской области) « Современник» Москва. 1985г.
2). Русская народная поэзия (обрядовая). Ленинград. « Художественная литература». 1984г.
В книге Роберта Манна можно прочитать ещё подробные дополнения. Да и на нашем форуме очень много сообщений на эту тему.
Лемурий , Ваш пример из сказки А.Н. Афанасьева Данило Бессчастный тому подтверждение. Всё правильно.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 24 май 2012, 16:57

И что значит эта свадебная вакханалия?
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 24 май 2012, 18:30

Татьяна, это Вы невнимательны. В описании событий до Каялы свадебный мотив очевиден и даже прямо указан автором. Напомню так же, что и соколы, слетевшие с грея стола в ответе бояр - тоже относятся к самому походу. То есть к свадебному обряду. До Каялы - все вполне доказательно.
Я веду речь о продлении свадебного мотива за пределы, установленные самим автором.
Сон Святослава - смерть она и есть смерть, Святослава во сне хоронят, где тут свадьба? Это лишение похоронного обряда самостоятельного значения на том лишь основании, что и в свадебном ритуале он присутстствует. Всем кандидатам в покойники приличествует одинаковое поведение - независимо от того, продолжится цепочка переходов или этот - последний. Это не предсвадебный, а предсмертный сон.
Дева-лебедка засветилась в свадебной обрядности - но обида-то НЕ УМИРАЕТ, не сходит в море, как положено по свадебному обряду.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 май 2012, 22:10

Всех участников Форума СПИ поздравляю с Днем славянской письменности и культуры

corvin писал(а):И что значит эта свадебная вакханалия?

Уважаемый corvin, тему свадебного обряда в СПИ давно развивают Татьяна и Роберт Манн. Сперва и сам с ними не соглашался, пока не увидел очевидные параллели во сне Святослава. Ироническая получается невеста, но совпадения очевидные: причитания на угоре, одевание и лелеяние невесты, её плач по отчему дому: мысленный развал стен терема и сноса крыши, для облегчения перехода души невесты в дом жениха. Всё это и есть 100% свадебный обряд. Иронический, конечно, ведь в роли "невесты" получается сам Святослав, но видимо такое отношение Автора к старому киевскому князю.

Токмо помогите объяснить Татьяне, а то меня не слушает, что в СПИ нет никакого "постельного обряда" и Изяслав под литовскими мечами не с хотью на кровати, а "исхоти ю на кров":

И с хотию на кровать и рекъ: = Исхоти ю на кров ать и рекъ:
«Дружину твою, княже, птиць крилы пріодѣ, а звѣри кровь полизаша»

Не просто жив остался Изяслав Мстиславич, а ещё и отрапортовал своему отцу Мстиславу Великому по возвращению из литовского похода 1132 года, что на ЕГО (отца) дружину напали - "на возвратном пути киевские полки пошли отдельно от княжеской дружины; литовцы настигли их и побили много народу" - цит. по С. М. Соловьеву.

К тому же о Изяславе Мстиславиче есть летописное свидетельство с ЭТОЙ ЖЕ идиомой:

    "Изяславъ же изнемагаше велми с ранъ, зане ишелъ бѣ кровию" (Ипат. 1151)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 май 2012, 08:30

Здравствуйте , Лемурий! .
Лемурий писал: « Иронический, конечно, ведь в роли "невесты" получается сам Святослав, но видимо такое отношение Автора к старому киевскому князю.»
Нет никакой роли «невесты» у Святослава .
Сон невесты содержит традиционные образы, предвещающие в будущем беду , горькую жизнь. Эти символы и перенесены автором в сон Святослава. Ситуация одинакова: у невесты сон предвещает беду и таков же сон Святослава, поэтому мы и «видим очевидные параллели во сне Святослава».
Лемурий писал : «Токмо помогите объяснить Татьяне, а то меня не слушает, что в СПИ нет никакого "постельного обряда" и Изяслав под литовскими мечами не с хотью на кровати, а "исхоти ю на кров".
В данном тексте у Вас явная путаница . Как же свадьба да без постельного обряда ?Такого не бывает .
Текст ,определяющий историческую вставку, « Уже бо Сула … литовскими мечи» относится к деду Всеслава Полоцкого «притрепа славу деду своему Всеслав» Изяслав сынъ Васильковъ ( Василий христианское имя Владимира ( ум 1015г). Изяслав умирает в 1001 г, раньше своего отца, значит его наследники не имеют права на киевский стол .
С текста «и с хотию на кровать»( постельный свадебный обряд) автор сообщает о деде теперь уже Ярославичей Владимире ( ум1015) . Здесь наследование происходит через дочь (хоти), и только при условии вымирания всех мужчин .К наследованию можно придти только через смерть . В и 980г Владимир силой берёт в жёны Рогнеду и убивает её отца «княже» и братьев « не бысть ту брата Брячислав, ни другого – Всеволода… изрони жемчужную душу…». Между внуками «старого Владимира»( «Ярославе вси») и «Изяслава сына Василькова» Полоцкого (« внуце Всеслав») начинаются междоусобные войны, от которых «бо беше насилие от земли половецкыи». Сообщая о событиях, автор традиционно откладывает время от дедов « первыхъ князей … старого Владимира» и до внуков « Ярославе вси», сыновей Ярослава Мудрого .Это начало междоусобных войн сыновей Ярослава Мудрого с племянниками (которые старшей братии противятся). Войны продолжаются, только уже не с Полоцким князем Всеславом , а Олегом из Тмуторокани в 1078г. Минула лета Ярослава ( дед ум. 1054г) были плъци Олговы ( его внук). Это ещё одна историческая вставка в текст «Слова…».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 май 2012, 10:17

Доброе утро, Татьяна! Даже не сомневался. что будете упорствовать.

Zinchenko_tanya писал(а): Нет никакой роли «невесты» у Святослава .
Сон невесты содержит традиционные образы, предвещающие в будущем беду , горькую жизнь. Эти символы и перенесены автором в сон Святослава. Ситуация одинакова: у невесты сон предвещает беду и таков же сон Святослава, поэтому мы и «видим очевидные параллели во сне Святослава».

Вы пишите тоже самое. Никто не говорит, что "Святослав - невеста", Автор переносит предсвадебные страхи невесты, покидающий родительский дом, в мутен сон Святослава, также боящегося потери "отчего терема".

Zinchenko_tanya писал(а): В данном тексте у Вас явная путаница . Как же свадьба да без постельного обряда ?Такого не бывает ..

А постель с хотью в разгар битвы бывает? :wink:

Zinchenko_tanya писал(а):Текст ,определяющий историческую вставку, « Уже бо Сула … литовскими мечи» относится к деду Всеслава Полоцкого «притрепа славу деду своему Всеслав» Изяслав сынъ Васильковъ ( Василий христианское имя Владимира ( ум 1015г).

"Золотые слова", именно христианское имя Василий (княжеское Василько). Токмо имя Василько в крещении не един Владимир Святой носил, но и Владимир Мономах, а "внук" здесь не родственник, а приемник дедовой СЛАВЫ.

Zinchenko_tanya писал(а): Изяслав умирает в 1001 г, раньше своего отца, значит его наследники не имеют права на киевский стол .

И что есть сведения, что Изяслав Владимирович Полоцкий (ум.1001) на Литву ходил, да ещё докладывал более старшему князю, что ЕГО (этого князя) дружина погибла под литовскими мечами?

Zinchenko_tanya писал(а): С текста «и с хотию на кровать»( постельный свадебный обряд) автор сообщает о деде теперь уже Ярославичей Владимире ( ум1015) . В 980г Владимир силой берёт в жёны Рогнеду и убивает её отца «княже» и братьев « не бысть ту брата Брячислав, ни другого – Всеволода….

Ах вот откуда путаница: братья (Брячислав и Всеволод) самого Изяслава, а отнюдь не Рогнеды, у которой отец был варяг и своим неназванным в летописях сыновьям русские имена дать при всей фантазии не мог.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 май 2012, 15:18

Здравствуйте , Лемурий!
Обряды инициации, после которых юноши создавали семью, имели целью подготовить молодёжь к общественной жизни. Им сообщались законы, по которым жило общество. И самой главной информацией конечно было принцип престолонаследия для князей . И эту тему автор «Слова…» развивает в тексте «Уже бо Сула…. къ горам Киевскимъ».
Окончательно установилось патрилинейное наследование киевского стола, и при том с правом на наследование его лишь старшим из живых сыновей. И автор объясняет данный закон на примере смерти старшего сына «старого Владимира»( ум 1015г) (Василия) «Изяслава сына Василькова» ( ум 1001), погибшего в битве с литовцами раньше отца.
Муж дочери мог призываться к наследованию, но лишь в случае вымирания всей мужской линии княжеского дома . И такой пример есть у потомков «старого Владимира» . «И с хотию на кровать …» и убийство и « княже» и «братьев» Рогнеды в 980г.Видимо , уже в 1185г в обществе уже было запрещено предавать смерти кого - либо из княжеского рода, из родственников и автор осуждает поступок Владимира ( ум .1015) «О стонати Руской земли помянувшее пръвую годину и пръвыхъ князей. Того старого Владимира нельзя бе пригвоздить ( распять как разбойника) къ горамъ киевскимъ».
Унаследовать киевский стол можно было и женившись на вдове , в отсутствии мужа. Таков жребия хотел использовать Всеслав. С текста «На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребий о девицу себе любу… звонъ слыша». Основная схема сюжета следующая : муж покидает жену. На чужбине он задерживается, её принуждают к новому замужеству. Муж возвращается и изгоняет самозванца «а сам въ ночь влъкомъ рыскаше изъ Киева». Это сюжет очень распространён и в зарубежной ( возвращение Одиссея) и русской литературе «Добрыня и Алёша . « Чурила и Давид Попович»
Автор исследует все случаи наследования через смерть и объединил их в историческую вставку «Уже бо Сула…. къ горам Киевскимъ».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 май 2012, 16:01

Zinchenko_tanya писал(а):...самой главной информацией конечно было принцип престолонаследия для князей . И эту тему автор «Слова…» развивает в тексте «Уже бо Сула…. къ горам Киевскимъ».

При чем тут среброносные струи (= Залозный и Солоный пути), переставшие течь к Переяславлю?
Вы уж покажите этот "принцип" в отрывке.

Zinchenko_tanya писал(а):автор объясняет данный закон на примере смерти старшего сына «старого Владимира»( ум 1015г) (Василия) «Изяслава сына Василькова» ( ум 1001), погибшего в битве с литовцами раньше отца.

т.е. Изяслав Владимирович не токмо умер в 1001 году, но ещё и в каком-то неведомом походе с литовцами. Так кто ж тогда и какому князю о погибшей княжеской дружине докладывал? По тексту СПИ Изяслав, а по Вашей мертвец получается...

Zinchenko_tanya писал(а): Того старого Владимира нельзя бе пригвоздить ( распять как разбойника) къ горамъ киевскимъ».

Пригвоздить - по контексту оставить в бездействии на горах киевских. Тот старый Владимир, что в СПИ в пример поставлен, был славен своими ратными подвигами.

Zinchenko_tanya писал(а): С текста «На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребий о девицу себе любу… звонъ слыша». Основная схема сюжета следующая : муж покидает жену. На чужбине он задерживается, её принуждают к новому замужеству. Муж возвращается и изгоняет самозванца «а сам въ ночь влъкомъ рыскаше изъ Киева»...

Вообще-то под "девицей" подразумевается ГОРОД. И вероятнее всего Новгород, владением которым добивался Всеслав. В Киев его без всякой борьбы посадили.
Может Вы имеете в виду "город-девицу" Киев как покинутый Изяславом Ярославичем и впоследствии возвращенный ?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 май 2012, 10:38

Здравствуйте , Лемурий!
Начнем с самого начала .Согласны ли Вы со мной , что в тексте «Слова…» три большие исторические вставки:
1) О Бояне соловию старого времени…. стязи в Путивле.
2) Были веци Трояни минула лета Ярослава были плъци Ольговы … полетети на уедие»
3) Уже бо Сула … въ Киеве звонъ слыша
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 26 май 2012, 12:33

Татьяна, к какому периоду истории Вы относите галици стада и стязи в Путивле? О ком это сказано?
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 60