СПАСИТЕЛИ РОССИИАлександр Павлович находился в Вильно (Вильнюс) с 8 июня 1812 года. 12(24).6.1812, когда Великая армия начала вторжение в Россию, Александр. находился на балу у генерала Беннигсена в имении Закрет под Вильно.

Здесь он получил сообщение о начале войны. 13(25) июня 1812 года Александр в Вильно отдал приказ по армии:
«И так, видя его (Наполеона) никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как, призвав на помощь... всемогущего Творца небес, поставить наши силы против неприятельских... Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу... Я с вами. Затем Александр направил к Наполеону А.Д. Балашова с предложением начать переговоры при условии, что французские войска покинут пределы империи, а сам отправился в Свенцяны 84 километра от Вильно, где в то время находился штаб действующей армии (1-ая Русская армия). Прибыв к действующей армии, он не объявил Михаила Богдановича Барклая-де-Толли главнокомандующим и тем самым принял на себя командование. Император находился при армии с 13 июня по 7 июля 1812 года, то есть 25 дней. За это время 1-ая Русская армия 2 июля 1812 года вышла из Дрисского лагеря (план с Дрисским лагерем был разработан прусским военным теоретиком Карлом Людвигом Августом Пфулем, и одобрен императором Александром I) отступила на 181 километр (30,2 километра в день) в глубь страны. Присутствие царя в действующей армии не принесло ни какой ощутимой пользы, кроме решения об оставлении Дрисского лагеря. Кризис в управлении армией был разрешен с неожиданной стороны.

Сестра императора Екатерина Павловна написала брату, что «…семья его ждет и все соскучились… не имея возможности, так долго лицезреть … его императорское величество должно успокоить двор и семью…». В ночь на 7(19) июля 1812 года в Полоцке Александр Павлович покинул армию и отбыл в Москву. Первая и Вторая Русская армия продолжают отступать в глубь страны. Ошибку Пфуля пришлось исправлять большой кровью, объединить 1-ю и 2-ю армии, разрыв между армиями по фронту 100 километров, именно в этот разрыв была направлена армия французов 412 тысяч человек, единственно правильный план был избран командующим Первой Русской армией Михаилом Богдановичем Барклай де Толли «отступать».

Так называемая «скифская война» была мера вынужденная, а так же единственно верная из-за многих факторов, с которыми конечно военный министр России (должность Барклая до войны) был знаком не понаслышке. Вторая Русская армия 127 тысяч человек под управлением опытнейшего тактика Петра Ивановича Багратиона отступала южнее и смогла объединиться с Первой Русской армией 166 тысяч человек лишь под Смоленском.

На протяжении 450 километров армия Наполеона 306 тысяч человек и 610 артиллерийских орудий действовала против 1-ой армии, а против 127 тысяч солдат 2-ой армии Наполеон имел 208 тысяч 389 орудий. Перед сражения под Смоленском в 1-армии оставалось 127 тысяч солдат, а 2-ой армии 55 тысяч солдат. 17(29) августа 1812 года в Царево - Займище принял армию генерал от инфантерии Михаил Илларионович Кутузов.

У Барклая оставалось 76 тысяч, а у Багратиона 34 тысячи. Что мог сделать Кутузов с 120 тысячами? Отступать, а от него обстановка требовала сражения.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов