Речь пойдёт о довольно отдалённом и тихом уголке горной Адыгеи — окрестностях станицы Новосвободной. Можно долго рассказывать как чудят там местные деятели. Это и устройство песчаного карьера прямо на месте меотского поселения, и крушение дольменов техникой лесозаготовителями, и регулярное прокладывание ими же своих дорог через поселения всех времён, при этом врезаясь даже в материковую глину. Но сейчас коснёмся лишь некоторых аспектов, связанных с деятельностью питерского археолога Резепкина А. Д.
Урочища под Новосвободной до недавнего времени оставались единственным местом, где были известны памятники новосвободненской культуры (или новосвободненского этапа майкопско-новосвободненской общности). Эта мегалитическая культура раннего бронзового века (IV тыс. до н. э.) предшествовала здесь гораздо более известной дольменной культуре. Так вот, уже много лет именно А. Д. Резепкин специализируется на этих уникальных объектах.
Всё бы хорошо, да только после его методы эти объекты перестают существовать или обречены на скорое уничтожение. В этом, конечно, виновны и сидельцы из Майкопа, которые профукали своё наследие и возможность создания археологического заповедника мирового значения.
Несколько примеров в связи с впечатлениями 2011 года.
В одном из курганов, насыпанных дольменниками, был обнаружены, видимо, части многогранного дольмена. Скорее всего, это фрагменты той гробницы, которая была раскопана ещё в XIX веке, но затем затерялась. Возможно, там были фрагменты и от других интересных сооружений. Куски разбитых плит и 1-2 треугольные плиты — целые части от крыши-шатра можно было потом долго ещё видеть брошенными на кургане. Пока их, видимо, не растащили для нужд строительства местные жители. Часть экспонатов была перевезена для хранения на пасеку: колонна, разбитая гравированная плита (причём один фрагмент умудрились оставить на месте) и многогранная, с углублением в центре, плита. На пасеке всё это провалялось несколько лет, пока колонна и плита с изображением не были перевезены в Национальный музей республики Адыгея, в г. Майкопе. Там сейчас выставлен обрубок расписной гробницы из урочища Клады, колонна, и три разрозненых фрагмента от двух разных гравированных плит. Музейщикам не хватило ума разобраться и выставить плиту целиком, Впрочем, ещё нет уверенности, что все её части попали в фонды музея.


В экспозиции можно видеть отдельно пару кусков от плиты в компании с камнем от совсем другого объекта.

Плита на пасеке.

Так должна выглядеть эта гравированная плита. Это или стенка многогранного дольмена, или отдельная стела.
Ещё печальнее судьба многогранного диска. Пасечник Александр утверждает, что Резепкин продал ему этот артефакт. Камень был сразу положен под дверь и уже много лет истирается ногами. А в этом году он вообще оказался залит цементом. Причём питерский археолог видит всё это каждый год, т. к. продолжает свои раскопки и живёт на этой самой пасеке.

Так выглядела многогранная плита много лет.

Теперь она стала частью цементного пола.
В заключение, можно привести вид полностью испоганенного и обречённого на разрушение дольмена Серебряного кургана в урочище Клады, раскопанного Резепкиным.

А ведь это мог бы быть интересный экскурсионный объект. Огромный курган из чернозёма с плоской глиняной площадкой наверху. С одной стороны из него выглядывает дольмен, с остатками росписи внутри. Перед дольменом расположена большая четырёхугольная площадка, выложенная камнем и покрытая сверху зелёной галькой. На площадке, напротив дольмена, находится антропоморфный менгир. Два небольших менгира обозначают вход на площадку. Так бы и было. Только не у нас.