Г р а ф и ч е с к и й аккомпанемент к драме А.С.Пушкина "БОРИС ГОДУНОВ".1.

Александр Лаврухин: Титул.
К о м м е н т а р и й. "Гудунов" - так у А.С.Пушкина. Драматург намеренно хотел подчеркнуть
использованием буквы (у) нерусское происхождение царя Бориса. Соответственно - нерусское
происхождение Дома Романовых.
2.

Александр Лаврухин:
.................1) "Наряжены мы вместе город ведать..." ................
3.

Александр Лаврухин:
.................2) "Наряжены мы вместе город ведать..." ...............
К о м м е н т а р и й. Слово "наряжены", поставленное А.С.Пушкиным в самом начале текста
драмы, выполняет роль ключа к пониманию подтекста всего литературного сочинения. Это слово
неоднозначно: "наряжены" могут быть как военные люди, так и с к о м о р о х и.
В 1623 г. в Англии вышел так называемый "Гросс Фолио" - 36 произведений Великого Шекспира.
Причём композиционно этот том открывается пьесой "Буря" - самой последней и незавершённой:
граф Ратленд скончался раньше срока, и работу довершили его единомышленники. И самое первое
слово, которое приветствует читателя "Гросс Фолио", пропечатано так: "Bakon !" - "Свинья!". Но
"Bakon" - это и фамилия того, кто некогда выступал тайно вместе с графом Ратлендом под именем
"Шекспир".
4.

Алесандр Лаврухин:
.....................Сцена 1. КРЕМЛЁВСКИЕ ПАЛАТЫ.........................
В р о т ы н с к и й.
...Москва пуста...
5.

Александр Лаврухин:
.............................Сцена 1. КРЕМЛЁВСКИЕ ПАЛАТЫ .....................
В р о т ы н с к и й.
Ведь Шуйский, Воротынский... легко сказать, природные княэья...
...Народ отвык в нас видеть древню отрасль
Воинственных властителей своих.
Уже давно лишились мы уделов,
Давно царям подручниками служим...
К о м м е н т а р и й. Слово "царям" (множественное число от "царь") у А.С.Пушкина указывает
внимательному читателю на перенос во времени: именно к 1825 г. царей-нерюриковичей было
около десятка, тогда как ко времени описываемых событий Борис Годунов ещё не царь, а из
тех кто успел уже быть таковым - это Иоан IV и его сын Феодр - все "природные князья",
рюриковичи. А вот представители так называемого Дома Романовых (все без исключения!) не
являются князьями : они с этой точки зрения самозванны (выскочки, узурпаторы, креатура
сторонних сил). Избрание на царствие Михаила Фёдоровича Никитина (Роман - его прадед, но
по неизвестной причине именно это имя стало вечным нам напоминанием о существовании
Вечного города ROMA) чуть было не привело к казни Освободителя Отечества князя-рюриковича
Дмитрия Пожарского: его обвиняли в краже 20 000 рублей.
Панская Польша и Швеция в течение двух десятков лет издевались над мешковатым Михаилом
и не признавали его царский титул.
Каково же было нестерпимо кн. Пожарскому починяться "царю" Михаилу ?
6.

Александр Лаврухин:
...........................Сцена 2. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ.........................
Щ е л к а л о в (с Красного Крыльца).
Собором положили
В последний раз отведать силу просьбы
Над скорбною Правителя душой.
К о м м е н т а р и й. Борис якобы отказывался от приятия Верховной Власти два раза. И вот уже
на третий раз он, якобы под угрозой проклятия из уст самого Патриарха Иова, наконец-таки
смилостивился и принял на себя царскую власть.
Понятно, что от самого начала этого спектакля и до победного его конца - всё было наперёд
выверено до мельчайших подробностей. Ровно также было и с "избранием" Михаила, только
русской крови для этого нужно было пролить целые реки.
7.

Александр Лаврухин:
.................Сцена 3. ДЕВИЧЬЕ ПОЛЕ. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ..............
П е р в ы й.
Я также. Нет ли луку?
Потрём глаза.
8.

Александр Лаврухин:
...........................Сцена 4. КРЕМЛЁВСКИЕ ПАЛАТЫ...................
Б о р и с.
Ты, отче патриарх, вы все бояре,
обнажена моя душа пред вами...
9.

Александр Лаврухин:
..................Сцена 5. НОЧЬ. КЕЛЬЯ В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ..............
Г р и г о р и й.
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню...
...И, падая стремглав, я пробуждался...
10.

Александр Лаврухин:
................Сцена 5. НОЧЬ. КЕЛЬЯ В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ................
Г р и г о р и й.
Благослови меня,
Честный отец.
11.

Александр Лаврухин:
Сцена 6. ПАЛАТЫ ПАТРИАРХА.
П а т р и а р х.
Уж эти мне грамотеи! что ещё выдумал! Буду царём на Москве!
Ах он сосуд диавольский!...
12.

Алесандр Лаврухин:
Сцена 7. ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ.
Б о р и с.
Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе...
...И мальчики кровавые в глазах...
К о м м е н т а р и й. Poor Yorik! Здесь явный намёк на участие императора Александра I в убийстве
царя Павла I, который ростом был за мальчика.
Из наблюдений над пушкинскими текстами:
1) параллель к речи Б о р и с а (см. выше): С а л ь е р и. ...Достиг я степени высокой.
2) Б о р и с. В семье моей я мнил найти отраду.
С а л ь е р и. Я мнил, быть может, жизнь принесёт незапные дары...
3) Б о р и с. Тогда - беда! как язвой моровой Душа горит, нальётся сердце ядом...
С а л ь е р и. Тогда не пропадёшь ты, дар Изоры... Теперь - пора! заветный дар любви
переходи сегодня в чашу дружбы.
13.

Александр Лаврухин:
Сцена 8. КОРЧМА НА ЛИТОВСКОЙ ГРАНИЦЕ.
(Г р и г о р и й вдруг вынимает кинжал ;
все перед ним расступаются, он бросается в окно).
К о м м е н т а р и й. По ходу пьесы беглый инок уже на третьи сутки где-то раздобыл КИНЖАЛ.
Это не кухонный прибор, это - оружие. Деталь мала, но значительна. М.П. Мусоргский в своей опере
"Борис Годунов" употребил слово "нож". А это уже - не Пушкин...
Почему?
В своё время А.С.Грибоедов писал Ф.Булгарину отзыв о только что прочитанных двух частях "Бориса
Годунова" (сцена 5 и 6 в журнальной публикации). В нём автор "Горя от ума" указал, что речи
Г р и г о р и я уж очень напоминают руку автора "Евгения Онегина".
Так вот. В рассматриваемом месте большого по объёму текста "Бориса Годунова" А.С.Пушкин
нашёл способ показать своё личное не только присутствие, но и участие в судьбе героев пьесы.
Это он - уже ко времени 1825 г. слывший первым поэтом России - решил обнажить своё оружие
(ПЕРО ПОЭТА) перед лицом всего царствующего Дома Романовых.
И перед Пушкиным "все ... расступаются".
14.

Александр Лаврухин:
Сцена 9. МОСКВА . ДОМ ШУЙСКОГО.
П у ш к и н.
Погоди.
Димитрий жив...
Ш у й с к и й.
Не может быть.
П у ш к и н.
Его сам Пушкин видел...
Ш у й с к и й.
Прав ты, Пушкин...
К о м м е н т а р и й. В тексте драмы имя "Пушкин" встречается около 40 раз, а 11 раз звучит со
сцены. Если принять, что в пьесе сам А.С.Пушкин выступает как действующее лицо, то всего
Пушкиных в "Борисе Годунове" будет три персонажа. При этом Афанасий Пушкинн - лицо вымышленное.
15.

Александр Лаврухин:
Сцена 9. МОСКВА. ДОМ ШУЙСКОГО.
П у ш к и н.
Знатнейшие меж нами роды - где ?
Где Сицкие князья, где Шестуновы,
Романовы, отечества надежда ?
К о м м е н т а р и й. К 1604 г. РОМАновых как таковых ещё не было, были Кошкины, Юрьевы и т.п.
Пушкин, когда писал "Бориса Годунова" в 1825 г., сидел безвылазно в своём Михайловском за дерзкий
выпад против РОМАнова - императора Александра I, который и был для всех "отечества надежда",
особенно для декабристов. Ирония Первого Поэта России над царствованием всего Дома Романовых
налицо.
Репрессированные князья Сицкие и род Шестуновых входили в ближайший круг заговорщико
РОМАновых. Царь Борис был заведомо обречён на гибель. Он, собственно, и был отравлен. Но вся
трагедия Бориса была в том, что он не мог не стать царём. В противном случае власть захватили бы
РОМАновы ещё в XVI в. при неминуемой его позорной казни.
И в смерти царевича Димитрия были заинтересованы прежде всего именно РОМАновы: всех своих
основных политических конкурентов они убрали ещё руками управляемого царя Iоана Грозного во
время так называемой ОПРИЧНИНЫ. Это касается и репрессий среди лиц духовного звания, т.к.
избрание "своего" патриарха было необходимым шагом на пути преодоления барьера нелегитимности,
т.е. не княжеского происхождения.
Этот вопрос касается и нашего ближайшего будущего, когда к 2018 г. возникнет необходимость в
избрании монарха в России. При этом сотни живущих ныне РЮРИКОВИЧЕЙ, каждый из которых
без всяких там натяжек и комбинаций по мужской линии является прямым наследником Владимира
Крестителя, уже заведомо отстранены от предстоящих выборов. А вот Дом РОМАновых, который по
своей крови даже и не Романов, заведомо обеспечил себе место в Кремле, естественно при поддержке
всё того же Вечного города ROMA.
Это всего лишь зарисовка ХУДОЖНИКА, этого может и не быть. Но если всё так и будет, то это будет
КРАСИВО.
16.

Александр Лаврухин:
Сцена 10. ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ.
Ц а р ь.
Противен мне род Пушкиных мятежный...
Ш у й с к и й.
...Перед тобой дерзну ли я лукавить?...
Ц а р ь.
...Ужели тень сорвёт с меня порфиру...
К о м м е н т а р и й. Вызов всему Дому Романовых.
17.

Александр Лаврухин:
Сцена 10. ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ.
Ц а р ь.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
18.

Александр Лаврухин:
Сцена 11. КРАКОВ. ДОМ ВИШНЕВЕЦКОГО.
С а м о з в а н е ц.
Рад вам, дети.
Ко мне, друзья. - Но кто, скажи мне, Пушкин,
Красавец сей.
...Имя громко!...
К о м м е н т а р и й. Приёмами литературного повествования А.С.Пушкин заставляет читателя и
слушателя (двор императора Александра 1 и Николая 1) пьесы "Бориса Годунова" говорить о себе
в превосходной степени.
19.

Александр Лаврухин:
Сцена 12. ЗАМОК ВОЕВОДЫ МНИШЕКА В САМБОРЕ.
(Ряд освещённых комнат. Музыка.)
20.

Александр Лаврухин:
Сцена 13. Ночь. Сад. Фонтан.
М а р и н а.
Постой, царевич. Наконец
Я слышу речь не мальчика, но мужа.
С а м о з в а н е ц.
Виновен я: гордыней обуянный,
Обманывал я Бога и царей...
Д И М И Т Р И Й (гордо).
Тень Грозного меня усыновила...
...Вокруг меня народы возмутила
И в жертву мне Бориса обрекла...
К о м е н т а р и й. Едва заметный переход (и только при внимательном ч т е н и и !) от речей
Самозванца к речи ДИМИТРИЯ (всего один раз) и обратно к речам Самозванца образует контекст,
из которого можно получить дополнительное подкрепление всем прежним попыткам сделать
мысленный перенос эпохи царя Бориса в эпоху императора Александра I, соотнося между собой
эти две исторические персоны. Ну а под ДИМИТРИЕМ следует понимать самого А.С.Пушкина.
21.

Александр Лаврухин:
Сцена 14. ГРАНИЦА ЛИТОВСКАЯ.
К у р б с к и й (прискакав первый).
Вот, вот она! вот русская граница!
Святая Русь, Отечество! я твой!
22.

Александр Лаврухин:
Сцена 15. ЦАРСКАЯ ДУМА.
Ц а р ь.
Возможно ли? Расстрига, беглый инок
На нас ведёт злодейские дружины,
Дерзает нам писать угрозы!
К о м м е н т а р и й. "...Дерзает нам п и с а т ь угрозы..." - это самое непосредственное указание
А.С.Пушкина на характер своей драмы - политический ПАМФЛЕТ в адрес всего Дома РОМАновых.
И поэт идёт во след сочинению кн. М.М.Щербатова (потомок Олега Гориславовича и его внука
кн.Игоря, героя поэмы "Слово о полку Игореве) "О повреждении нравов в России". Рукопись этого
памфлета была чудным образом спасена при обыске и конфискации всей семейной библиотеки
Щербатовых (15 000 единиц храниния!) в 1790 г. после смерти их хозяина. Причём Екатерина отдала
приказ на конфискацию (под предлогом покупки) не мешкая! Среди конфискованных книг была
древнейшая рукопись, т.н. "Изборник Святослава - 1076 ". Для кн.М.М.Щербатова (историка и
эзотерика) это была не просто реликвия, а вещественное доказательство его священного притязания
на обладание Верховной Властью в Российском государстве. Этой идее и была посвящена его
"История Государства Российского", которая по известной причине сегодня не переиздаётся:
все замерли в ожидании прихода Дома РОМАновых во в т о р о й редакции (это - КРАСИВО).
23.

Александр Лаврухин:
Сцена 16. РАВНИНА БЛИЗ НОВГОРОДА-СЕВЕРСКОГО.
(1604 года, 21 декабря.)
Д и м и т р и й (верьхом).
Ударить отбой! мы победили. Довольно: щадите русскую кровь.
Отбой!
24.

Александр Лаврухин:
Сцена 17. ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД СОБОРОМ В МОСКВЕ.
Ц а р ь.
Оставьте его. Молись за меня, бедный Николка.
Ю р о д и в ы й (ему во след).
Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица
не велит.
К о м м е н т а р и й. Намёки А.С.Пушкина на отцеубийство императора Александра I достаточно
прозрачные.
25.

Александр Лаврухин:
Сцена 18. СЕВСК.
П л е н н и к.
Наш брат русак без сабли обойдётся:
Не хочешь ли вот этого (показывает кулак), безмозглый!
(...Все смеются.)
К о м м е н т а р и й. Показывает кулак в виде кукиша, согнув в локте руку.
26.

Александр Лаврухин:
Сцена 19. ЛЕС. ...ЛЖЕДМИТРИЙ. ПУШКИН.
Л ж е д м и т р и й.
Мой бедный конь!...
П у ш ш к и н (про себя).
Ну вот о чём жалеет...
С а м о з в а н е ц (идёт ко своему коню).
Мой бедный конь!...
К о м м е н т а р и й. Здесь драматург А.С.Пушкин вновь прибегает к литературному приёму перехода,
очезримому и едва уловимому, от имени "ЛжедмитриЙ" к имени "Самозванец" для одного и того же
персонажа пьесы. Причём заявленный "Лжедмитрий" произнёс всего одну фразу - далее речь произносит
только "Самозванец". Но и это ещё не всё. Обратите внимание на ремарку к речи "Пушкина" - (про себя).
А теперь, если это (про себя) поместить в один ряд заявленных драматургом персонажей Сцены 19, то
получим весьма говорящую последовательность из слов-знаков:
ЛЖЕДМИТРИЙ ... ПУШКИН ...про себя...
И ещё. Дважды произнесённая фраза "Мой бедный конь" отсылает наш внутренний взор к известной
фразе Гамлета "Бедный Йорик!" Как известно, в этой трагедии разыгрывалась сцена "Мышеловки" или,
по-другому, ставился театр в театре. Я полагаю, что А.С.Пушкину очень хотелось наблюдать из-за кулис
за царём Александром I, когда тот смотрел бы из своей царственной ложи за действием героев
из "Бориса Годунова". Но этому не было суждено произойти.
27.

Александр Лаврухин:
Сцена 19. ЛЕС...ЛЖЕДМИТРИЙ. ПУШКИН.
С а м о з в а н е ц.
...Спокойна ночь.
П у ш к и н.
Приятный сон, царевич...
28.

Александр Лаврухин:
Сцена 20. МОСКВА. ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ.
Ц а р ь.
...Святый отец, приближься, я готов.
29.

Александр Лаврухин:
Сцена 21. СТАВКА.
Б а с м а н о в.
Послушай, Пушкин, полно,
Пустого мне не говори; я знаю,
кто он такой.
30.

Александр Лаврухин:
Сцена 22. ЛОБНОЕ МЕСТО.
ПУШКИН ИДЁТ ОКРУЖЁННЫЙ НАРОДОМ.
К о м м е н т а р и й. Ну как тут не вспомнить пушкинское же: "...к нему не зарастёт народная тропа."
31.

Александр Лаврухин:
Сцена 23. КРЕМЛЬ. ДОМ БОРИСОВ. СТРАЖА У КРЫЛЬЦА.
М о с а л ь с к и й.
...кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Н о р о д безмолствует.
КОНЕЦ.
К о м м е н т а р и й. В поэме "Слово о полку Игореве" последняя фраза звучит так:
"Князем слава, а дружине Аминь."
КОНЕЦ.
Смысл приведённой фразы поэмы заключается в толковании слова "Аминь". Известно, что с конца
XVII века слово "Аминь" в старообрядческой литературе приобрело трагическое звучание - "конец".
Именно такое прочтение "Аминня" из "Слова" и легло в основу завершения драмы А.С.Пушкина
"Борис Годунов".
32.

Александр Лаврухин:
К о н ц о в к а.
К о м м е н т а р и й. Даты многих сочинений А.С.Пушкина являются действующими лицами.
При постановке спектакля А.С.Пушкина "Борис Годунов" необходимо ввести в число действующих
лиц пьесы самого Автора.