Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 сен 2012, 14:45

Лемурий, у каждого из нас есть текст «Слова…», и всякий понимает его по -разному . Кто – то видит только"ток" и "место битвы", и не замечает очень древнее счисление времени от сева до жатвы .Данное время циклично и повторяется каждый год, определяя тёплое время года, время роста растений «по былинамь сего времени», где былина
БылиеТолковый словарь Ушакова

былия, мн. нет, ср. (книжн. устар.). Трава, злак , быльё.

Толковый словарь В.Даля

ср. злак , зелень, ботва, трава или растение вообще , особ. травянистое, у которого стебель соломинкой, злак , колосянка. Было, да быльем поросло. Мало ли что было, да быльем поросло. Былина, былинка, вор . былка, былина, былочка ж. былие, трава, травка, травинка. |
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 сен 2012, 15:56

Zinchenko_tanya писал(а): БылиеТолковый словарь Ушакова

былия, мн. нет, ср. (книжн. устар.). Трава, злак , быльё.

Толковый словарь В.Даля

Опять современные (ТС Ушакова, Даля...) значения для толкования древнерусских слов... :wink:

    "Что касается вопроса, почему в „Слове“ взято былина, а не другой его синоним (быль, былица и т. д.), то на него ответить пока не удается..." [Ср. Виноградова (О методе, с. 101)]

БыЛиНА - ы, ж. Небольшая часть чего-либо, немного.
Ня сып, ня сып мне многа. Ана прасила былину принесь. ЕЛЬН.
------
Словарь смоленских говоров / Под ред. А. И. Ивановой. Вып. 1. Смоленск, 1974

    Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени
Если выбирать между "злаками, травой" сего времени и "малой толикой" сего времени (не делами, а делишками), то однозначно выбираю второе значение.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 сен 2012, 16:41

Лемурий , я бы больше удивилась, если бы Вы хоть с чем-то со мной согласились.Мы говорили с Вами о многозначности слов в тексте, а у вас опять всё однозначно."Былина" в словарях отмечена как устаревшее слово.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 сен 2012, 16:58

Тема автора явно не про «делишки». Кто –то в тексте
видит просто затмение солнца, а кто – то знамение или Божий знак «Тогда Игорь възре
на светлое солнце
и виде отъ него тьмою
вся своя воя прикрыты».

Тогда автор размышляет , как в жизни человека сочетается предопределение свыше и его свобода выбора? По замыслу Создателя человек — творец фрагментов Жизни, из которых в совокупности складывается реалистический образ ее проявления.
И рече Игорь
къ дружине своей:
"Братие и дружино!
Луце жъ бы потяту быти,
неже полонену быти;
а всядемъ, братие,
на свои бръзыя комони,
да позримъ
синего Дону!"
Творцом человек может быть только в конкретной личной позиции по отношению к Жизни, — в позиции, создающей единство противоположностей.
съ вами, русици, хощу главу свою приложити,
а любо испити шеломомь Дону".
Человек, который создает единство противоположностей, вынужден упорядочить свои взгляды на Жизнь. И эту тему Вы называете «делишками»?
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 сен 2012, 19:43

Zinchenko_tanya писал(а):Лемурий , я бы больше удивилась, если бы Вы хоть с чем-то со мной согласились.

И не раз соглашался, а потом везде отмечал о Вашем первооткрытии: и в плаче невесты (в образе Святослава) на угоре, и в стружие как струганой вехи - знаке владения наделом, и в сравнении со с сторонами идола строки "Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружіе" и т.д.

Просто ИНОГДА из-за малой огрехи Ваш "курс" далеко отклоняется, как например с Бояном - современником (эко!) Автора, а то и самим автором СПИ. Ну как с этим "согласиться" ????

Такое у нас последние время пошло общение с точки зрения критического анализа: весомые версии остаются, легковесные разлетятся.

Zinchenko_tanya писал(а):Мы говорили с Вами о многозначности слов в тексте, а у вас опять всё однозначно."Былина" в словарях отмечена как устаревшее слово.

Устаревшее с каких времен? Как Вы представляете себе значение "злак, трава" сего времени?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 сен 2012, 19:48

Zinchenko_tanya писал(а):И рече Игорь къ дружине своей: "Братие и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти;

Говорит в прямой речи ритор, ЗНАЮЩИЙ, что ВСЕ Ольговичи попали в плен живыми, предпочтя позор плена смерти в бою, а Вы всё про "героические ДЕЛИЩА", самые настоящие "делишки сего времени" - былины по смоленским говорам.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 сен 2012, 08:27

Здравствуйте , Лемурий.
Время не имеет начала и конца, поэтому счисление времени можно осуществлять только проецируя его на растения , человека, небесные объекты.
Год в представлении наших очень древних предков распадался на две половины - летнюю и зимнюю. Счет годам славяне вели по летам, то есть по числу летних периодов. Летний период отличался от зимнего появлением растительности . Это очень древнее счисление времени по приметам. Появление травы знаменовал собой переход от зимы к лету и наоборот, исчезновение растительности – к зиме. В летний период совершались и полевые работы: посев – жатва. «Былины (злак , трава) сего времени»означают появление растительности и летний период времени . Подобные счисления времени есть и у других народов , в мифах Древней Греции богиня растительности Персефона, половину года она живёт на земле и тогда появляется растительность , а вторую половину года она проводит в царстве мёртвых Аида и растительность исчезает.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 сен 2012, 14:46

Добрый день, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):«Былины (злак , трава) сего времени»означают появление растительности и летний период времени .

Песни же сей начаться по "злак, трава" сего времени, а не по замышлению Бояню - так предлагаете? А ничего, что это категория противопоставляется "замышлению Бояню" ни к зиме, ни лету, ни к флоре отношения НИКАКОГО НЕ ИМЕЮЩЕГО ???

Zinchenko_tanya писал(а):«Подобные счисления времени есть и у других народов , в мифах Древней Греции богиня растительности Персефона, половину года она живёт на земле и тогда появляется растительность , а вторую половину года она проводит в царстве мёртвых Аида и растительность исчезает.

Пока не забыл упомяну о том, что было на самом виду, а на это никто внимания НЕ обращал:

    "Егда великый Григорий Богословецъ пловяше во Афины, ун сый, навыкнути хотя тѣх писаний, и ввнезаапу възвѣавшу духу бурну и возмутившуся морю, яко разбиватися корабълю, и всѣмъ живота отчаавшимъся, юноши же рыдающи и вопиющи, яко дивитися всѣмъ сущим в корабли человекомъ, яко и абие суровства Посидонска свободишяся, рекше, морьскаго; и тако во кроткое земли, Димитры, обитати сотвори, рекше, въ кроткое и тихое земли. Димитра бо земля ся нарицает..."
    -------
    Послание Климента Смолятича
Митрополит из русинов спокойно называет имена греческих языческих богов, когда речь идет о море и земле, причем берет он их ни из сочинений "эллинских язычников", а непосредственно из самого что ни на есть христианского "Жития Григория Богослова", написанного его учеником Григорием Пресвитером и входившего в "конвой" собрания 16 Слов с Толкованиями Никиты Ираклийского на греческом языке. Сам Климент Смолятич имел самое непосредственное участие в переводе этого литературного памятника.

см. стр.137 Понырко Н.В. Был ли Климент Смолятич создателем первого славянского перевода Толкований Никиты Ираклийского на 16 Слов Григория Богослова // ТОДРЛ, Т.59, С.133-143

Вот и скажите, что противоестественного, в том что Автор СПИ (тот же Климент Смолятич) называет имена местных языческих богов???
Версия, о том что СПИ написал клирик токмо усиливается !!!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 сен 2012, 15:55

Лемурий, надо мыслить категориями времени:
"начяти старыми словесы" – прошлое время
"по былинамь сего времени" – настоящее время
"замышлению" – вымысел,замысел -будущее время .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 сен 2012, 17:21

Zinchenko_tanya писал(а):Лемурий, надо мыслить категориями времени:
"начяти старыми словесы" – прошлое время
"по былинамь сего времени" – настоящее время
"замышлению" – вымысел,замысел -будущее время .

Ей-ей удивительно как Вы синтаксический анализ делаете, вроде бы уже проходили:

    Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстій о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича?
    Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню!

Не "начяти", а "бяшеть начяти". Само слово "начяти" - инфинитив и токмо связка прошедшего времени "бяшеть" делает в прош. вр. всю форму:

"Мьстиславъ разъгнѣва ся на нѣ и хотяше на ня ити но нѣлзѣ бо бяшеть ити..." (Ипат. 1140)

перевод: Не лепо ли нам БЫЛО, братья, начать старыми словами трудных (=ратных) повестей о полку Игореве.

Второе же слово "начати ся" относит нас к НАСТОЯЩЕМУ времени, что и дополняется - перевод: начаться же этой песне по былинам СЕГО времени, а не по замышлению Бояна.

т.е. УЖЕ начинали, но "не лепо", старыми словесами ратных повестей - замышлением Бояна, из контекста СПИ следует, что Боян имеет прямое отношение к основанию русского летописания. Он и ввел эти "старые словеса ратных повестей", это и есть его "замышление".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 сен 2012, 18:19

Лемурий , поход Игоря написан в настоящем времени «сего времени», и в походе Игорь был в тёплое время года, когда на земле была трава «по былинамь».
«а сами полегоша
за землю Рускую.
Ничить трава жалощами»,
«стукну земля,
въшуме трава»,

« стлавшу ему зелену траву».
Счисление времени по приметам « по былинам» по росту травы ,( по прилёту птиц жаворонков, появлению пчёл и т.д.)очень древнее, архетипичное, свойственное всем первобытным народам. Вот Вам и пример «старых словес», древнейшее счисление времени «по былинам».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 сен 2012, 21:57

Zinchenko_tanya писал(а):Лемурий , поход Игоря написан в настоящем времени «сего времени», и в походе Игорь был в тёплое время года, когда на земле была трава «по былинамь»...
Счисление времени по приметам « по былинам» по росту травы ,( по прилёту птиц жаворонков, появлению пчёл и т.д.)очень древнее, архетипичное, свойственное всем первобытным народам. Вот Вам и пример «старых словес», древнейшее счисление времени «по былинам».

"Удивительным кажется, когда гаруспик не смеется, увидав гаруспика..." ( Цицерон, "О природе богов" )

На столь "логическую" цепочку токмо улыбнусь "улыбкой авгура"... Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 сен 2012, 23:01

«Счисление времени по приметам « по былинам» по росту травы ,( по прилёту птиц жаворонков,». Лемурий, у психологов есть такой приём , чтобы обратить внимания человека и заставить его запомнить текст намеренно делается ошибка. Этот приём работает безотказно .
Лемурий, кроме предложений есть и другие способы восприятия текста, о которых я писала и писать устала : и словосочетания , и прерванное письмо и древние формулы, и даже перечисления слов в одном порядке означают творение мира , а перечисление в обратном порядке- его разрушение, ступенчатое расширение и сужение образов. Ещё я писала , что текст «Слова…» нельзя правильно прочитать вне свадебного обрядового действия. Теперь я поняла , Вы знаете только строение предложений и значение слов в словаре Срезневского, для понятия текста «Слова …»этого мало.
Я уже писала , но Вам напомню.
Информация в «Слове …» передаётся двумя способами: предложениями и «старыми словесами»:
1)Предложе́ние (в языке) — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.
2) «старые словеса» - эта формула имеющая смысл , и отражающая мировоззрение древних людей. Грамматическая форма построения состоит из словосочетаний, складывающихся в лексическое единство на основе цепочек образов.
Вспомним как песнь творил Боян:
Бояне «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творите, то растекашеся мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орлом подъ облакы» .
Рассмотрю этот текст сначала как предложения : слова, употребляемые в предложении «Боянъ.бо вещий, еще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслiю по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымх орломъ подъ облакы» известны, и не изменили своего значения с древности(древо имеет реальное значение - многолетнее растение , орёл - птица , и волк - хищное животное).
В реальном мире есть дерево , волк и орёл.
И первым условием образования «старых словес» является утрата реалий, которые соответствует словосочетанию в предложении и жизненному опыту.
Вспомним текст Соколовой . Л В. «согласно индоевропейскому мифу о мироздании, небо, земля и соединяющее их древо жизни — это три яруса мироздания. Эмблема высшей сферы — орел, низшей — волк…».
И тогда этот текст «растекашеся мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орлом подъ облакы» .
превращается в древнюю формулу обозначения пространства , где композиционным приёмом является постепенное ступенчатое сужение образов.
1) цепочка
образ древа, как символ всего мирового пространства : корни древа находятся в подземном мире , на средних ветках - живут люди , а вершина уходит в небесный мир .
2 и 3 цепочка разделяют общую картину мира на более мелкие фрагменты , текст «серымъ вълкомъ по земли» отделяет мир людей от мира подземного, а шизымъ орлом подъ облакы- мир людей от небесного мира. Эти цепочки метафорические словосочетания, сущность которых в обобщении значений в сторону образной типичности . Боян «песнь творите», конечно, творчество есть процесс самовыражения и этот приём изложения текста присутствует во всём произведении, одни и те же слова выступают, то в прямом значении, то в метафорическом «старыми словесами».
Например: « подъ трубами повити , подъ шеломами взлелеяны, конецъ копия въскормлены, пути имъ ведомы яруги имъ знаемы …».Я думаю , что особая мифологическая нагруженность отличает блок представлений связанных с ребёнком. Рост и развитие ребёнка представляют первые самостоятельные шаги.
1 цепочка
-появления младенца на свет и отделение его от материнского тела: « подъ трубами повити»,
2 цепочка
-. отлучение от груди и самостоятельный переход к кормлению , где ложка - копьё «конецъ копия въскормлены»
3 цепочка
самостоятельное передвижение, «пути имъ ведомы яруги имъ знаемы …».
Младенческий код применяется и к деятельности взрослых ср. фразеологизмы « делать первые шаги « и крепко встать на ноги». Этот блок представлений метафорически соответствует началу самостоятельной жизни .
Решающим условием преобразования простого речения в «старые словеса» было семантическое обогащение.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 27 сен 2012, 11:59

А я соглашусь с Таней в отношении биологических признаков мироощущения в поэме...
Для человека традиционной культуры характерен повышенный интерес к живой природы, ощущения своего единства с ней, живого переживания смены сезонов и циклов роста всего живого (в противовес знакомой всем биофобии обитателей современных мегаполисов: "Когда уже это дерево спилят! Развели этих собак! Сколько можно этих кошек терпеть!"). А для язычника это вовсе нормально.
Последний раз редактировалось Konrad 27 сен 2012, 13:13, всего редактировалось 1 раз.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 27 сен 2012, 13:09

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Лемурий.
Вы правы ,личность Никона связана с летописью, соглашусь и с тем , что он записал рассказ о единоборстве Мстислава с Редедею. К «Слову…» Никон никакого отношения не имеет. И Ваши намёки , что под именем Боян подразумевается Никон, не верны. Отказывая в авторстве Слова…» Бояну, Вы автоматически переводите произведение в разряд фольклорных, при этом уничтожаете и авторское время .
.
Таня, всё, что касается Никона, - фантазии Шахматова, который просто отлавливал в летописях личностей, подходивших по годам и иногда событиям жизни на роль авторов того или иного куска летописного текста. После этого тот, кто "укладывался" в рамки, назначался автором. Это тогда в истории было модное поветрие - искать предполагаемых авторов хроник, если не всей, то хотя бы какого-то кусочка. Потом шли дальнейшие измышления - мол, тот, или иной князь, женатый на скандинавке, повелел "автору" переписать начало летописи, всунуть туда шведов и т.д. Этому же следовал Рыбаков, изобретая своих "книжников Тимофеев", "Петров Бориславичей" и т.д. Версии Шахматова он довел до абсурда.
Естественно, описать события мог любой человек того времени, а никакой не Никон. Чтобы понять это, достаточно поиграть в игру с отождествлением поэтов и писателей новейшего времени...
Я полагаю Бояна лишь давним певцом - песнетворцем (которых Кирилл Туровский прямо противопоставляет летописцам, отделяя от них!), к которому автор делает отсылки (как заведено в эпосе шаманистических народов, между прочим).
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20