Модератор: Лемурий
Konrad писал(а):Да как бы звериный стиль Руси исследователи, тот же Лелеков, выводят из скифо-сарматского звериного стиля.
Лемурий писал(а):Konrad писал(а):Да как бы звериный стиль Руси исследователи, тот же Лелеков, выводят из скифо-сарматского звериного стиля.
Для этого тема "Звериный стиль" древнерусских соборов и существует, чтобы НАГЛЯДНО убедиться, что ничего "языческого" на стенах ХРИСТИАНСКОГО Храма нет и быть не может.
...
А читать надо литературу специалистов по древнерусской архитектуре.
Очень рекомендую подборку проф. С. В. Заграевского на РусАрх.
Евгений писал(а):Лемурий писал(а):Konrad писал(а):Да как бы звериный стиль Руси исследователи, тот же Лелеков, выводят из скифо-сарматского звериного стиля.
Для этого тема "Звериный стиль" древнерусских соборов и существует, чтобы НАГЛЯДНО убедиться, что ничего "языческого" на стенах ХРИСТИАНСКОГО Храма нет и быть не может.
...
А читать надо литературу специалистов по древнерусской архитектуре.
Очень рекомендую подборку проф. С. В. Заграевского на РусАрх.
Тема вышеуказанная служит только тому, чтобы убедиться в том, что ничего конкретного против адаптации скифских узоров к христианству во времена Боголюбского у приверженцев находить исключительно ветхозаветные трактовки в любом узоре НЕТ.
А у Заграевского спросите, пусть обоснует христианское (или нехристианское, языческое, я не против) происхождение куполов-луковок на территории России, Средней Азии, Китая, Индии, но не Европы.
Новый писал(а):Надо ещё отметить, что первые храмы были без луковичных куполов, а в качестве повсеместного этот стиль укоренился только веке в 16-ом.
С таким же успехом можно ставить вопрос о том, почему восточную изогнутую саблю русские взяли на вооружение раньше европейцев. Да просто потому, что раньше познакомились с нею . Русские земли были, в силу геополитических обстоятельств, тесно связаны с Востоком, и это лучше любых идеологий может объяснить схожесть некоторых моментов.
Евгений писал(а):Новый писал(а):Надо ещё отметить, что первые храмы были без луковичных куполов, а в качестве повсеместного этот стиль укоренился только веке в 16-ом.
С таким же успехом можно ставить вопрос о том, почему восточную изогнутую саблю русские взяли на вооружение раньше европейцев. Да просто потому, что раньше познакомились с нею . Русские земли были, в силу геополитических обстоятельств, тесно связаны с Востоком, и это лучше любых идеологий может объяснить схожесть некоторых моментов.
Надо ещё отметить, что вы неточно ответили на вопрос, который был задан не вам: вопрос был, как так вышло, что луковичная форма куполов распространена от Китая до России, но не в Европе. А насчёт первых храмов без луковичных куполов - ложь, поскольку у г-на Заграевского как раз в одной из работ доказывается, что луковичная форма первична, а к 16 веку происходит трансформация формы ближе к византийской форме куполов.
Новый писал(а):Из чистой гуманности поясню: луковичный купол церкви Покрова-на-Нерли (которая пусть не из "первых", но довольно ранняя) - 1803 года, раньше там был шлемовидный (http://www.rusarch.ru/vlasuk1.htm)
Лемурий писал(а):Евгений, а теперь еще раз и РУССКИМ литературным языком допустимым в диспуте цивилизованных оппонентов.
Подведем итоги нашего исследования формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов.
1. В домонгольское время:
– повсеместно (в том числе и в Северо-Восточной Руси) распространены простейшие посводные покрытия, обычно с подкрестным камнем;
– существование луковичных глав условно доказано, но не доказано их широкое распространение;
– существование шлемовидных глав не доказано, любые утверждения об их существовании как «переходной формы от свода к луковице» являются домыслами;
– существование любых других форм глав (зонтичной, конусовидной и пр.) не доказано.
2. Со второй половины XIII до конца XVI века:
– повсеместно распространены луковичные главы, в том числе в шатровом зодчестве XVI века;
– существование шлемовидных глав не доказано;
– посводные покрытия домонгольского времени теоретически могли сохраняться на некоторых второстепенных храмах в течение всего рассматриваемого периода, но к концу XVI века они уже были повсеместно заменены на луковичные;
– существование любых иных форм купольных покрытий (зонтичного, конусовидного и пр.) не доказано.
3. С конца XVI до середины XVII века:
– повсеместно распространены луковичные главы, в том числе в шатровом зодчестве;
– существование любых иных форм купольных покрытий не доказано.
4. С середины XVII до конца XVIII века на многих храмах луковичные главы заменяются шлемовидными в целях стилизации «под старину». В большинстве случаев через несколько десятилетий на этих храмах вновь возводятся луковичные главы.
Евгений писал(а):Лемурий писал(а):Евгений, а теперь еще раз и РУССКИМ литературным языком допустимым в диспуте цивилизованных оппонентов.
Было очень даже литературно. Не знаю, как можно литературнее (чем чудак с увеличительно-"ласкательным" суффиксом) назвать нашего загадочного "друга", который сам цитирует сначала статью, в которой говорится, что луковичные купола появились на Руси вперёд остальных форм церковных глав, а потом наглейшим тоном просит указать ему, где же это "доказано"?! Видимо, мне надо было про гуманность ч-н сказать, как он, да? Тогда: по-человечески советую Новому, чтобы он следовал своим собственным советам, прежде чем предлагать их другим людям.
Вот статья:
http://www.rusarch.ru/zagraevsky1.htm
Вот вывод автора:Подведем итоги нашего исследования формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов.
1. В домонгольское время:
– повсеместно (в том числе и в Северо-Восточной Руси) распространены простейшие посводные покрытия, обычно с подкрестным камнем;
– существование луковичных глав условно доказано, но не доказано их широкое распространение;
– существование шлемовидных глав не доказано, любые утверждения об их существовании как «переходной формы от свода к луковице» являются домыслами;
– существование любых других форм глав (зонтичной, конусовидной и пр.) не доказано.
2. Со второй половины XIII до конца XVI века:
– повсеместно распространены луковичные главы, в том числе в шатровом зодчестве XVI века;
– существование шлемовидных глав не доказано;
– посводные покрытия домонгольского времени теоретически могли сохраняться на некоторых второстепенных храмах в течение всего рассматриваемого периода, но к концу XVI века они уже были повсеместно заменены на луковичные;
– существование любых иных форм купольных покрытий (зонтичного, конусовидного и пр.) не доказано.
3. С конца XVI до середины XVII века:
– повсеместно распространены луковичные главы, в том числе в шатровом зодчестве;
– существование любых иных форм купольных покрытий не доказано.
4. С середины XVII до конца XVIII века на многих храмах луковичные главы заменяются шлемовидными в целях стилизации «под старину». В большинстве случаев через несколько десятилетий на этих храмах вновь возводятся луковичные главы.
Новый 29-го октября писал(а):Надо ещё отметить, что первые храмы были без луковичных куполов, а в качестве повсеместного этот стиль укоренился только веке в 16-ом.
Евгений сегодня, 31-го октября писал(а):А насчёт первых храмов без луковичных куполов - ложь...
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16