Конечно же спасибо за ссылку.
Бесполезна она только в вопросе акростихов.
Поставлю вопрос иначе: есть ли примеры гимнографии,
где свиваются ПЕРВЫЕ и ПОСЛЕДНИЕ слоги тропарей?
Модератор: Лемурий
userdez писал(а):По акростихам здесь два отрывка не подтверждающие Ваши умозаключения по составлению оных...
Древний кондак в его классическом облике — это цепь из 20—30 строф, постепенно развивающих одну общую тему. В этой поэме надо различать следующие составные части: начальная строфа, κουκούλιον, написанная одним, необычным для всего произведения, размером; икосы, числом чаще всего 24, написанные одним общим для всех их размером; припев, έφύμνιον, или άκροτελεύτιον, или άνακλώμενον в один-два стиха. Припев этот является последней фразой вступительной строфы, "кукуля." Инициалы всех строк, как икосов, так и кукуля, дают акростих, "краегранесио." Икос, οίκος, по-гречески значит "дом." Как показало научное исследование, кондаки первоначально происхождения сирийского; а по-сирийски "Deth" — дом — может означать и строфа; точно также, как по-итальянски "Stanza" значит и строфа и комната. Таким образом, весь кондак фигурально уподобляется большой постройке, чертогу, построенному по особому плану с множеством отдельных комнат...
---
Во время св. Андрея Критского песни канона содержали обязательно предпоследним тропарем из "Слава" — троичен, а последним, на "и ныне" — богородичен. Св. Иоанн Дамаскин сохраняет только богородичные тропари, исключая часто "славники" с троичным содержанием. Косьма Маиумский исключает уже и богородичные. Характерным отличием творчества св. Иоанна Дамаскина является сравнительная краткость его канонов в отличие от св. Андрея. Если этот последний старался подыскать для всех стихов библейской песни соответствующее количество тропарей своего канона, то Дамаскин часто ограничивался двумя-тремя тропарями. Сначала количество тропарей в канонах не выдерживалось с абсолютной строгостью. С Х-XI веков все типики, как Иерусалимские, так и Студийские, стали вводить определенное число тропарей и этим измерять важность праздника. Еще одним любопытным отличием творчества св. Иоанна Дамаскина являются его знаменитые каноны на Рождество, Богоявление и Пятидесятницу, написанные ямбическим триметром и приближающимся в этом отношении к древним образцам греческой поэзии. Это — последняя попытка реставрации древних традиций в церковном песнетворчестве. Подражатели св. Андрея, св. Косьмы и св. Иоанна Дамаскина уже не имели тех дарований и того вдохновения, которыми обладали эти авторы. В песнетворчество проникло подражание, содержание стало очень часто заменяться внешней формой, увлечением акростихами, игрою слов и пр. В канонах, как говорит Миркович, преобладает более совершенная техника в ущерб поэтической силе. Это то, что заметно отличает каноны, как тип песнетворчества, от кондаков. Связанность формою и темою библейских песен придала канонам, при видимом единстве их внешнего облика, несравненно большую бледность содержания и, главное, поэтической силы. Кроме того, и богословское содержание канонов позднейшего времени почти ничтожно, чего нельзя сказать о канонах Андрея, Косьмы и Дамаскина на большие праздники и в особенности о кондаках, часто являющихся законченными симфониями на определенные богословские темы.
---
В современном их облике каноны состоят из следующих основных частей:
- девять песен,
- каждая песнь составлена из: ирмоса, тропарей, катавасии
- стихи библейских песен, припевавшиеся раньше к каждому тропарю, заменились вышеуказанными припевами.
- акростих, или краегранесие, не имеющий никакого употребления, но важный часто для определения автора канона или времен его составления.
---
Акростих или "краегранесие," "краестрочие" представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов. Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона. Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте...
---
http://www.kursmda.ru/books/liturgika_g ... oc71162137
userdez писал(а):Поставлю вопрос иначе: есть ли примеры гимнографии, где свиваются ПЕРВЫЕ и ПОСЛЕДНИЕ слоги тропарей?
Альдхельм Малмсберийский (Ɨ 709) использовал телестих «Aldhelmus cecinit millenis versibus odas» (Альдхельм пропел песни из тысяч строк) в прологе «Книги загадок» (Liber Aenigmatum)
---
Один из первых А[кростихов]. (телестих «Георги») встречается в «Наставлении» Иоанна Зосима. А[кростих] содержатся в произведениях Курдана, Езры, еп. Стефане (Санасоисдзе), Иоанне Мтбевари, помещенных в гимнографическом сб. Микаела Модрекили (X в.), а также прп. Ефрема Мцире, Арсения Икалтойского, Католикоса Арсения IV, представителей школы Иоанне Петрици и Иоанне Шавтели. В XI в. встал вопрос о максимальной точности переводимого материала, в связи с чем прп. Георгий Мтацминдели, пожертвовав стихотворной формой оригинала, оставил в груз. варианте греч. Миней лишь несколько А.
---
Древнейший пример А[кростиха] в рус. гимнографии дает цикл канонов на перенесение мощей свт. Николая Чудотворца («Просвети душу и сердце» 4-го гласа), где по тропарям читается начальная часть фразы: «П(р)енесение мощии твоих...» Канон дошел в списках не ранее нач. XV в. (старший - в пергаменной Минее служебной на май - ЯМЗ. № 15467), но дефекты А. во всех списках указывают на большую древность текста, возможно восходящего к рубежу XI-XII вв.
---
http://www.pravenc.ru/text/Акростих.html
Лемурий писал(а):А ничего, что "Слово" - произведение поэтическое, насыщенное метафорами. Неровён час Вы и Деву-Обиду затребуете
userdez писал(а):Не то чтобы я был замечен в чтении византийского любовного романа 12 в., но анадысь ,буквально на свалке , подобрал "Повесть о Дросилле и Харикле" Никиты Евгениана.
userdez писал(а):Наконец то для себя нашёл ответ на вопрос : почему СПИ появилось на Руси в конце 12в.?
Если в благочестивой Византии, имеющей 1000-летнюю христианскую историю наблюдалась такая тенденция (именно в 12в.),
то Русь то находилась ещё во младенчестве. Я имею ввиду гремучую смесь христианства и язычества. Даже не намекаю на какую либо связь этих произведений, а скорее на общую духовно- религиозную традицию.
Роман Феодора Продрома, имитирующий в основ
ном «Эфиопику» Гелиодора, чрезвычайно перегружен
реминисценциями, цитатами из многих памятников
античной и византийской литературы. Ориентация
писателя на самые разнообразные в жанровом, стили
стическом отношении произведения (трагедия, коме
дия, эпистолография, Библия,
userdez писал(а):Интересно посмотреть и вот этот византийский роман 12в.:Роман Феодора Продрома...
Попытка связать тексты древнерусского «Слова» и «Моления» с «птохо-продромическими» стихотворениями если не генетически, то, по крайней мере, на типологическом уровне имеет довольно длинную предысторию На сколько нам известно, первый ученый, который — еще в 1896 г — предположил такую связь (хотя в данном случае не только в типологическом смысле, но непосредственно как влияние одного текста на другой), был В. Щурат. Гипотеза Щурата включает, кстати сказать, не только «птохо-продромические» поэмы, но также стихи Михаила Глики — другого византийского автора XII в , написанные им в тюрьме и направленные, видимо, тому же царю Мануилу Комнину. Подобно произведениям «Даниила Заточника», у Глики встречается изобилие пословиц, а сами стихи написаны просторечным языком...
...С. Фрэнклин [ Franklin S. Echoes of Byzantine Elite Culture in Twelfth-Century Russia Byzantium and Europe Athenai, 1987 P 177—187] в своем труде осторожно предполагает лишь типологические сходства между византийской моделью и ее древнерусским отражением. Он перечисляет черты в «Слове» и «Молении», напоминающие «птохо-продромические» стихи: общая тематика (убогий книжник, молящий своего правителя); похожий стиль (хвастливая демонстрация ума и мудрости рассказчика); совпадение тропов и приемов (дурная жена, суетные монахи, «горе от ума»); литературная личность одного и того же типа (полуфиктивный рассказчик, стиль которого адаптирован разными авторами). Но помимо указания на типологические сходства С. Фрэнклин также отмечает значительные расхождения между византийскими и древнерусскими текстами: с одной стороны, мы наблюдаем конкретное повествование, изобилующее анекдотическими деталями в «птохо-продромических» поэмах, с другой — «агтломерирующий, эклектический» метод и коллажный характер общих мест (взятых из назидательной литературы) в «Слове» и «Молении». В результате Фрэнклин приходит к выводу, что определяющей характеристикой «Даниила», общей, кстати сказать, с Климом Смолятичем, а также с автором (или авторами) «птохо-продромических» поэм, является их яркое остроумие...
Не может быть никакого сомнения, что «данииловские» тексты отражают высокую степень учения и образования в Древней Руси. В Западной и Центральной Европе средних веков, достигшей в этот период даже более высокого уровня культурного развития, такое образование можно было найти (и получить) лишь в двух средах: в монашеской (или, более широко говоря, духовной) и в университетских средах, но едва ли в больших городах как таковых (т. е. вне академических учреждений), как об этом недавно говорил известный французский медиевист Ж. Ле Гофф. В домонгольской и раннемонгольской Руси вообще не было еще больших городов, кроме Киева, Новгорода и, может быть, Пскова, так что этот аргумент (французского ученого) попросту отпадает. В этот период на Руси не было никаких (светских) университетов или других учреждений высшего образования, в отличие (не выходя за пределы православного мира) от императорской высшей школы в Константинополе. Конечно, на Западе — в Италии (Салерно, Болонья, Падуя), Франции (Париж, Монпелье), Англии (Оксфорд, Кембридж) — такие университеты уже существовали или возникли в течение XII—XIII вв. В славянском мире первые университеты появились в XIV в. (Прага в 1347/48 г., Краков в 1364—1400 гг.). Остается поэтому только монашеская — или, шире, духовная — среда возникновения «Слова Даниила Заточника» (а также его переделки на основе одного или некоторых из вышеуказанных антологических истоков). Вот где мы должны искать и его автора — и ввиду таких более поздних переделок, как «Моление Даниила Заточника», их авторов и переписчиков.
его отце, любителе книг и путешествий, о дяде, который был известен под именем Иоанна II, митрополита Киевского (1077 – 7088), и о жене, представительнице средних городских кругов, презиравшей ученые занятия своего высокообразованного мужа.
, пародия «Война кошек и мышей» («Катамиомахия»), поэмаисповедь, направленная против безнравственного, необразованного Вариса, который обвинил поэта в безбожии за увлечение античной культурой.
userdez писал(а):К сожалению не удалось "открыть" и почитать...
userdez писал(а):Сразу вспомнилось послание Клима.
В результате Фрэнклин приходит к выводу, что определяющей характеристикой «Даниила», общей, кстати сказать, с Климом Смолятичем, а также с автором (или авторами) «птохо-продромических» поэм, является их яркое остроумие...
«Бысть же Иоан мужь хытръ книгамъ и ученью, милостивъ убогымъ и вдовицамъ, ласковъ же ко всякому, богату и убогу, смеренъ же и кротокъ, молчаливъ, речистъ же, книгами святыми утешая печалныя, и сякого не бысть преже в Руси, ни по немь не будеть сякъ».
«книжник и философ, каких в Русской земле ещё не бывало».
Лемурий писал(а):Так что Климент - НАШ русский ответ на вопрос способна ль Руси своих книжников и философов рождать:
в этом отношении творение Иоанна имеет сходство с почти современными ему ответами новгородского епископа Нифонта на вопросы Кирика
предписывает оставлять таковые, как только на них начнутся «играния, плясания и гудения»; из правил 7, 15, 21 и 31 узнаем, что существовало в народе мнение, будто церковное венчание приличествует одним князьям и боярам, а что простые люди могут обходиться и без него, а также об обычае иметь по две и по нескольку жен;
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 33