userdez писал(а):Меня заинтересовало "Послание к черноризцу Иакову" Иоанна-2.в этом отношении творение Иоанна имеет сходство с почти современными ему ответами новгородского епископа Нифонта на вопросы Кирика
Напомню, что кириком, задававшим Нифонту эти вопросы, был Климент Смолятич. Помните его вопрос-шутку, куда целуют, в пост, когда к мясу прикасаться нельзя:
- «И се вопрошал Клим нашего епископа (Нифонта) от полоцкого епископа: аже служитъ епископъ постьну службоу, кде целують: в скранью ли по обычаю? - Въ рамо, рече, человати»
userdez писал(а):предписывает оставлять таковые, как только на них начнутся «играния, плясания и гудения»; из правил 7, 15, 21 и 31 узнаем, что существовало в народе мнение, будто церковное венчание приличествует одним князьям и боярам, а что простые люди могут обходиться и без него, а также об обычае иметь по две и по нескольку жен;
Значит языческий дух силён в народе и кто-то ещё расстраивается, что не разрешается иметь двух-трёх жён.
Опять приведу слова Клима по поводу языческого многоженства:
- Преспѣвшу же Закону, уже преста завѣтное многоженство и единоя жены сочетание узаконися. Закон бо упраздни Завѣта. Благодать бо упраздни обое, завѣтное и законное, солнцу въсиавшу. Нужа есть всему миру пребывати под мраком, но освѣтитися подобает прѣсвѣтлами лучами. (ПКС)
А вот это же правило из ПВЛ:
- "...Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рожала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя", и тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Феоста же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную". "Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждьбогом..." (Ипат. 1114)