Гораздо удобнее этот сайт с параллельным Синодальным переводом.
http://azbyka.ru/biblia/?Prov.22
Модератор: Лемурий
Церковнославянский
или́ во мнóзѣй хитрости твоéй и въ кýпли твоéй умнóжилъ еси́ си́лу твою́? вознесéся сéрдце твоé въ си́лѣ твоéй.
Синодальный
большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим, -
Церковнославянский
Уловля́яй премýдрыхъ въ мýдрости и́хъ, совѣ́тъ же ковáрныхъ разори́.
Синодальный
Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным:
userdez писал(а):... "хитрость"равна "мудрости",тем более
в параллельном месте притчи21:30.
Нѣ́сть премýдрости, нѣ́сть мýжества, нѣ́сть совѣ́та у нечести́ваго.(Притч. 21:30)
sasha a писал(а):На Руси свадьба праздновалась в два этапа: через обручение и венчание.
Обручение также совершалось в два "захода": сначала - в доме невесты, где принимали участие сваты. В это время невесту обряжали.
Затем молодые ехали в церковь (или обряд проходил в доме, где имелась домовая церковь). Обручение проходило вне пределов церкви (на паперти) и поэтому могло проводиться в походных условиях (у Кончака в стане, к примеру, у походного аналоя). Обручение проходило в присутствии священника. Молодые получали кольца от священника и обменивались ими "из рук в руки" (=обручались)...
Ср. В. П. Адрианова-Перетц („Сл. о п. Иг.“ и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968, с. 110): „Вряд ли следует наименование половцев «сватами» связывать с тем, что Кончак ко времени возвращения Игоря из плена уже был его «сватом» (в плену Владимир Игоревич женился на Кончаковне). ... В данном случае «сваты» появились как часть народно-поэтической метафоры, сближающей битву со свадебным пиром. Вн переводе Флавия эта метафора отозвалась в сравнении: «...акы на свадьбу течаху, а не на рать»“.
----
СССПИ "Сватъ"
Лемурий писал(а):Каждый глагол хоть и синоним, но несет дополнительную нагрузку, например, хитрить и лукавить.
|| Умный, мудрый: [Аще и вѣща душа въ дръзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше. Тому вѣщеи Боянъ и пръвое припѣвку, смысленыи,
рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда божіа не минути». 36—37.)
Лемурий писал(а):Обещанная статья из РГБ:Мещерский Н.А. Из наблюдений над текстом «Слова о полку Игореве» // Вест. ЛГУ. Л., 1976. N 14 Вып. 3 (История, яз., лит-ра.) С. 82—87
userdez писал(а):А вот Маркса, назвавшего СПИ: "Песнью о победе Игоря"- поддерживаю.
Изѧславъ мужь взоромъ 37 красенъ . и 38 тѣломъ великъ . незлобивъ нравомъ . криваго ненавидѣ 39. любѧ правду . не бѣ бо в немь 40 лсти Е. но простъ мужь 41 оумом̑ . не вздаӕ 42 зла за зло . колико бо ѥму створиша Киӕне
Лемурий писал(а):userdez, чтобы не возвращаться к этой теме возвращусь на слова, сказанные в теме Даниила Заточника, который чётко разделяет мудрость (знания) и хитрость (военную):
1. Сведущий, знающий: [Аще и вѣща душа въ дръзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше. Тому вѣщеи Боянъ и пръвое припѣвку, смысленыи, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда божіа не минути». 36—37.)
И въспомянувъ (Иосиф) сны нощныя, им же богъ показа ему будущая на июдѣя побѣды. Бысть же на раздрѣшение сномь хитръ и мога разумѣти, яже богъ покажеть с покровом. Флав. Полон. Иерус., 307 (XVI в. ~ нач. XII в.). 1089: Бысть же Иоанъ мужь хытръ книгамъ и ученью, милостивъ убогымъ и вдовицямъ. Пов. врем. лет, 137 (1377 г. ~ нач. XII в.). 1237: Бѣ же Василко лицем красенъ ...бѣ бо всему хытръ и гораздо умѣя. Лавр. лет., 467 (1377 г.).
|| Умный, мудрый: [Аще и вѣща душа въ дръзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше. Тому вѣщеи Боянъ и пръвое припѣвку, смысленыи,
рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда божіа не минути». 36—37.)
898: И рѣша философи: Есть мужь в Селуни, именемъ Левъ. Суть у него сынове разумиви языку словѣньску, хитра 2 сына у него философа. Пов. врем. лет, 22 (1377 г. ~ нач. XII в.). Любива бо учению бяаше отроковиця, бысть же хытра, яко чюдити ся Вруении от лиця и хытрости Феврония. Усп. сб., 131 в (XII—XIII вв.). Слыша же Епифанъ великыи риторъ иже и философъ, едесьскыи жителинъ о Епифанѣ, яко хытръ есть, въсхотѣ видѣти и́. Там же, 148 г. Глаголетъ бо инъ ину вину и́ и другыи другую, да по истинѣ ни единъ же получитъ, аще и зѣло будетъ хытръ человѣчскою прѣмудростию. Шест. Ио. екз., 30 об. (1263 г.). Егда мя мнози хвалят, тогда мню, яко нѣсмь подобен ничему, егда же малы, тогда же мню ся, яко хитрь есмь муж. Пчела, 289 (XIV в. ~ XIII в.). Исекасии куесторъ ...бѣ же насильникъ въ Антиохои и здатель, въ многы саны приступающа съ славою, бѣ бо велми хитръ. Хрон. Малалы, XIV, 16 (XV в. ~ XIII в.). Бяше же хитръ, божественнымъ писаниемъ вся съвѣдыи, игуменъ же принуди его диаконьское поставление приати, таже и презвитерьскому сану сподобися. Ж. Авр. Смол., 26 (XVI в. ~ XIII в.).
▲ А й как князь Роман Митрьевич, / ...А как ён да хитер мудёр, / А как знат язы́ки как уж птичьии. Онеж. былины Гильф., I, 562. А говорыт тут прекрасной царь Василей Окуловиць: / «А говорят, що Соломан-от хитёр-мудёр!» Григор. Арх. был., III, 68.
Исекасии куесторъ ...бѣ же насильникъ въ Антиохои... бѣ бо велми хитръ. Хрон. Малалы, XIV
«Бысть же Иоан мужь хытръ книгам и ученью, милостивъ убогымъ и вдовицамъ, ласковъ же ко всякому, богату и убогу, смеренъ же и кротокъ, молчаливъ, речистъ же, книгами святыми утешая печалныя, и сякого не бысть преже в Руси, ни по немь не будеть сякъ».
«А говорят, що Соломан-от хитёр-мудёр!» Григор. Арх. был., III, 68.
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 16