Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 07 дек 2015, 15:42

Див, по ее мнению, это языч. божество природы, не освоенного человеком пространства (леса и поля), враждебного по отношению к заселенному людьми пространству — деревне, городу, стране («земле»). Его можно типологически сопоставить с греч. Паном, рим. Фавном и др. В С. Див символизирует Половецкое поле, противопоставленное Русской земле. Границей между ними выступает «шеломянь» — пограничный вал, за которым для русских начинается чужая территория, дикое поле, где их подстерегает опасность. Как «хозяин» поля, Див выступает на стороне половцев, которых предупреждает своим криком о приближении полков Игоря, а после поражения русских вторгается на Русскую землю, выступая в данном случае как символ половцев...

В данном случае, на стороне Б.А.Рыбакова - контексту СПИ его версия более соответствует:

Если бы Див был божеством степняков, то после их победы он вместе с ними полетел бы на Русь, сопровождая и вдохновляя "пардужье гнездо".

Див был божеством Руси и именно той части лесостепной киевско-северской Руси, где чаще всего встречались украшения с изображением крылатого Дива. По мысли автора поэмы он был "кощунным" мифическим защитником воинов "дажьбожа внука" - русских людей 1185 г. Все археологические находки, фресковая роспись, резьба по камню и золотое письмо церковных врат убеждают нас в живучести прадедовского языческого восприятия этого архаичного образа в XII - XIII вв.

Возможно, что ключ к разгадке известной фразы "Слова о полку Игореве" - "збися Див, кличет верху древа" - содержится в самих скифских истоках этого образа. Известны бронзовые воинские штандарты с изображением древа жизни, над которыми как бы на вершине дерева помещена объемная фигура грифона с львиным туловищем и воинственно поднятыми над спиной крыльями; "див" как бы бьет, трепещет крыльями. Композиция содержит космогонические элементы: две зоны воды (земной и небесной); древо расположено выше земной воды и ниже небесной. Грифон помещен выше небесной зоны, как символ высшей силы. Возможно, что мифологический образ могучего небесного покровителя, находящегося выше деревьев, сложился еще в праславянско-скифскую эпоху и дожил, как и многие фольклорные образы, до русского средневековья. Див над деревом - символ угрозы враждебным степнякам; Див поверженный - подтверждение поражения русских...
---
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. Ч.3 ГЛ.12
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 08 дек 2015, 08:09

Лемурий.
Сам статью не читал, но если Автор не захотела её публиковать, значит были причины.
Взгляды любого ХОРОШЕГО исследователя не могут быть консервативными

Как видно из отрывков, написанных с промежутком
ровно 20 лет(1994-2014), отношение к Диву у Л.В. не поменялось.
Она исследователь дотошный и видимо сочла свои аргументы
недостаточными для серьёзной статьи.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2209
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 08 дек 2015, 08:20

Интересно, если только брать эти два имени из СПИ(див-дивь),
можно ли что-то определённое сказать ,какого рода
это "нечто"?
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2209
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 08 дек 2015, 08:52

userdez писал(а):Интересно, если только брать эти два имени из СПИ(див-дивь), можно ли что-то определённое сказать ,какого рода это "нечто"?

    въста, збися дивъ, кличетъ... връжеса дивь...
◊ Дивъ, дивь — им. пад. ед. ч.

◊ Въстала — прич. ж. р. ед. ч. перфекта.
◊ [Збися] — 3-е л. ед. ч. аориста.
◊ Кличетъ — 3-е л. ед. ч. наст. вр.

Връжеса в СССПИ не представлен, но это "испорченная" словоформа: вречесѧ, 3-е л. ед. ч. аориста, лексема: върещисѧ.

    "...вречесѧ река ему ратенъ есмь съ цр҃емъ. ..." (Ипат.1148)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 08 дек 2015, 09:39

Неизвестно что, вышло из воды
Встало на краю, мы в его тени,
То-ли скалится, то-ли хмурится
Полетело вдруг, вдоль по улице

http://www.youtube.com/watch?v=hkslrgjZ93k
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2209
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Дивъ по Приточнику

Сообщение Лемурий » 08 дек 2015, 10:24

Эврика!!!

    "Того же лѣта месяца декября въ 6 день созда церковь камену святыхъ Апостолъ в Бѣлѣгородѣ благовѣрныи князь Рюрикъ, приехавъ ис Кыева. И святи церковь ка каменую святыхъ Апостолъ епископья Бѣлогородьская великымъ священиемь: блжнымъ митрополитомъ Никифоромъ, епискпомъ Андрѣяномъ. Тоя церкови столъ добрѣ правяща епископомъ Юрьевьскым. Созданѣ еи бывши благовѣрнымъ и христолюбивымъ княземь Рюрикомъ Ростиславичемь. Высотою же и величествомъ и прочимъ украшениемь всѣмъ в дивъ удобренѣ по Приточнику, глаголящему: "Вся добра возлюбленая моя и порока нѣсть в тебе...". (Ипат. 1197)

Словоформа: дивъ
Часть речи: существительное
Число: единственное
Род: средний
Падеж: винительный
Лексема: диво (?)

По контексту церковь украшена в ДИВЪ по Приточнику.

Изображение
Боголюбова. Церковь Покрова на Нерли. "Стъ Двд" с титлами рядом с изображением псалмотворца = "Святой Давид".

    Псалмы Давида:

    7 поставил его [человека] владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его
    8 овец и волов всех, и также полевых зверей,
    9 птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями...
    (Пс. 8:7-9)

Что касается цитаты, то она из Книги Песнь песней Соломона (4:7): "Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!"
=
"...вся добра еси, ближняя моя, и порока нѣсть въ тебѣ..." (Пѣсп. 4, 7)

Повторяется в Послании к Эфесянам Святого Апостола Павла: "...представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока...(Еф. 5:27)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 08 дек 2015, 11:06

Весьма любопытно!
А сама церковь не сохранилась?
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2209
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 08 дек 2015, 11:22

userdez писал(а):Весьма любопытно! А сама церковь не сохранилась?

Надо спросить об её судьбе у эксперта по древнерусской архитектуре проф. С.В. Заграевского.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 08 дек 2015, 13:50

userdez писал(а):А сама церковь не сохранилась?

Огромное спасибо Сергею Вольфганговичу за оперативный ответ:

Сергей Заграевский писал(а):Здравствуйте, Алексей! Вот довольно свежая и довольно полная информация: http://www.shukach.com/ru/node/38999

Алексей, только хочу обратить Ваше внимание на то, что сообщение о великом священии далеко не всегда означало строительство нового храма, это мог быть и ремонт. Освящение храмов производилось (и производится в наше время) не только при завершении их постройки или перестройки. Храмы могли освящаться сколь угодно часто и по множеству поводов. К примеру, «великое священие» полагалось творить после «языческого насилия» (в частности, после ограбления болгарами или половцами) или в случае, если в храме пролилась кровь, а «малое» – если храм был «осквернен нечистотой» (в частности, если внутрь проникло «нечистое животное», например, собака). И главное: «великое священие» являлось и является обязательным в случае, если в храме по каким-либо причинам был сдвинут престол (т.е. при ремонте).

Ранее была деревянная церковь святых Апостолов в Белгороде (освящена в 1144).
Затем 29 июня 1187 года в ней была свадьба Верхуславы Всеволодовны и Ростислава Рюриковича. В Лавр. под 1189 год, но Ипат. 1187 после идет сообщение о взятии сарацинами Иерусалима в октябре 1187.

Затем 6 декабря 1197 года Рюрик Ростиславич (герой СПИ) построил на этом месте каменную церковь, в ДИВЪ украшенную. Жаль, что не сохранилась.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 09 дек 2015, 07:47

Лемурий.
Затем 6 декабря 1197 года Рюрик Ростиславич (герой СПИ) построил на этом месте каменную церковь, в ДИВЪ украшенную. Жаль, что не сохранилась.

Были раскопки, что-то должно остаться.
Всё равно это большая удача: наконец-то эта вечно
ускользающая "тварь" впервые за 200 лет
поймана за хвост.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2209
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 09 дек 2015, 12:45

userdez писал(а):Были раскопки, что-то должно остаться...

Запросил уже у С.В. Если что-то будет или хотя бы источник, где это может быть - поеду в архив и сниму копии.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 09 дек 2015, 15:47

Высотою же и величествомъ и прочимъ украшениемь всѣмъ в дивъ удобренѣ по Приточнику

Хорошо бы пока разобраться с "Приточником".
Кто это: Давид, Соломон или ещё кто-то?
Последний раз редактировалось userdez 09 дек 2015, 15:49, всего редактировалось 1 раз.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2209
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 09 дек 2015, 16:30

Лемурий.
Словоформа: дивъ
Часть речи: существительное
Число: единственное
Род: средний
Падеж: винительный
Лексема: диво (?)

По контексту церковь украшена в ДИВЪ по Приточнику.

А мне видится, что число здесь "множественное".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2209
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 09 дек 2015, 16:38

userdez писал(а):А мне видится, что число здесь "множественное".

С чего это? Несклоняемая форма, поэтому и знак вопроса при определении лексемы. Такая же несклоняемая как и куръ=кvръ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 09 дек 2015, 16:45

userdez писал(а):Хорошо бы пока разобраться с "Приточником".
Кто это: Давид, Соломон или ещё кто-то?

Как это КТО? ТОТ, кто говорит Притчами. Не уж-то не знаете?

:arrow: См. Полное собрание творений Св. Иоанна Дамаскина, Том 1, СПб, 1913, С.409
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14