В «Повести временных лет» говорится о том, как Олег «…победи Северы и взложи на них дань легку»…Пары именований "морава-моравы" и "северо-северы" могут характеризовать процесс славянизации иноязычных названий племен. Предположительно "северо" (северы) могло произойти от названия племени "савиры" и они имели навыки как земледелия, так и кузнечного дела, что характерно для северцев.
"По мнению многих российских историков - Севрюки несостоявшийся восточнославянский народ, наравне со Словенами (Новгородцами). Происхождение этнонима “Сиверо, севера” до конца не ясно. Наиболее оптимальный и весомый вариант – производное от слова “савир”, от названия потенциальных предков Севрюков – протоболгар-савиров. Как представители служилого люда (военно-служилого сословия?) Севрюки упоминаются ещё в XVII веке, однако большая их часть уже давно окрестьянилась, но сохранила свой независимый характер.
Подводя итог краткому исследованию истории Севрюков, нельзя обойти и ещё одну довольно загадочную этногруппу, также неразрывно связанную корнями с историей древней Северской земли, так называемый древнерусский реликт – горюнов, особой языковой группе славянского населения. Горюны – бывшие монастырские крестьяне окрестностей древнего Путивля, ныне города в составе Сумской области Украины, со стены которого Ярославна плакала по плененному князю Игорю.
Происхождение горюнов до конца точно не установлено, скорее всего сам термин “горюн” находит параллель со словом “огонь". Выше уже приводилась найденная параллель между некоторыми уже почти вымершими диалектами Брянщины и языку “Слова о полку Игореве”. Так вот диалект горюнов также имеет колоссальное сходство с языком “Слова”: “ляпо бяшешь!” (красиво врёшь) и прочее. “Йон, йона (он, она)” должно быть схоже с белорусским “ён” и с говором воронежских однодворцев “ён, ёна” – отсюда и прозвище – ён, ёнка. Некоторые подобные слова попадались и в селе Бересток Севского района, Брянской области (прим. автора), но население там, вероятно, больше тяготеет (тяготело) к украинско-русско-белорусско-севрюцкому, и лишь только популяционная близость наводит о мыслях родственности горюнам. А ведь здешние места никогда не пустовали начиная с домонгольского периода! Ещё одна компактная суб-этническая группа на территориях бывшей Северщины – шаповалы, жители окрестностей Ропска (юго-запада Брянской области, ранее север Черниговской губернии), но она ближе всего опять-таки к белорусам, а язык их является искусственным, говором, по происхождению схожим с языком орловских офень – мелких торговцев и ростовщиков. Сюда же можно отнести и полехов из Орловско-Калужско-Брянского Полесья, по всей вероятности потомков коренных жителей домонгольских времен.Как переплетается этногенез горюнов с севрюками, коренным и древним населением Северской земли?" (
http://diderix.petergen.com/rgd-svr.htm )
"Местная угроязычная племенная знать алтайских савиров первоначально благосклонно отнеслась к искусным пришлым земледельцам, потому что здешние кочевые племена нуждались в хлебе, а главное было еще в том, что пришельцы обладали секретами металлургии и были способны изготовлять из добываемого на Алтае железа оружие.
С течением времени более цивилизованная племенная знать турфанских серов, постепенно вытеснила местную угорскую племенную знать, и возглавила это метисное племенное объединение, не изменяя их прежнего названия савиры.
Таким образом, племенная знать турфанских серов сменила на Алтае свое прежнее название хунну и стала именоваться савирами, название которых в дальнейшем и стало именем или самоназванием наших алтайских предков.
В результате смешения тюрко-иранского языка потомков турфанских серов с угорскими языками, на Алтае сформировался сложный тюрко-ирано-угорский язык джунгарцев (в том числе язык предков болгар и чувашей), в котором присутствовали уже слова как тюрко-иранского, так и угорского происхождения, подтверждающееся тем, что в этот исторический период в чувашский и болгарский языки проникло довольно большое количество угорских (венгерских) слов.
У оставшихся же в Турфане, родственных нам усуней, не контактировавших с алтайскими савирами, влияние на их язык слов угорского происхождения незначительно.
Кроме того, во внешности алтайских наших предков, в отличие от усуней, появляются значительные европеоидные физиологические признаки, потому что местные угорские племена, будучи людьми европеоидного физического типа, передали нашим алтайским предкам не только некоторый словарный запас своего языка, но и часть своих европеоидных физиологических признаков." (
http://stud-baza.ru/proishojdenie-verho ... t-istoriya )