Так как интересные направления беседы, касающиеся лабрисов и древнейших корней слов "секира" и "топор" были по непонятной причине потёрты, придётся резко вернуться к первоначально заявленной теме.
Т. к. текстовых упоминаний о собственно секире как виде оружия пока обнаружить не удалось, то остаётся рассмотреть, какое представление имеется о бердышах на переднем крае современного оружиеведения. Когда они появились и что им предшествовало. Опираться будем на работу Марголина С. Л. "Вооружение стрелецкого войска" (
http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Margolin_00.pdf) и лекцию современного специалиста — Двуреченского О. В. (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0 ... 0%B8%D1%87) в Ютюбе: "Бердыши. Вооружение пехоты Московского государства. Часть 5" (
https://www.youtube.com/watch?v=J0kYXC1lxeE).
Возвратимся снова к статье в Военной энциклопедии, которая является основным аргументом идеологов секиризации всей страны.

На довольно условном рисунке имеется широкий лунообразный топор с косицей, которой крепится нижний носок к ратовищу, и крючок на обухе.
Найдём подобное орудие на рисунке Солнцева.

Это будут два топора в левом и правом верхних углах и один внизу, посерёдке, который имеет даже крюк. Двуреченский считает, что их за более меньшую величину по сравнению с поздними бердышами называли "топорками". У него две версии относительно их. По первой версии, это ранняя форма бердыша. По второй — это упрощенный экономный вариант. Всего их сохранилось свыше 250 экземпляров. Т. е. статья в Военной энциклопедии даёт ложную информацию, поместив в качестве иллюстрации обычный бердыш.
Более сложный вопрос с четырьмя топорами, помещёнными по краям. Они отличаются отсутствием косиц. Тем не менее, это тоже ни какие не секиры — предшественники бердышей. Это ещё более упрощенные варианты бердышей. Об этом свидетельствуют рудиментарные украшения на их нижних носках, которые могли произойти только от обычных косиц бердышей, а никак не наоборот. Кроме того, многие из них имеют крепление к ратовищу с помощью гвоздей на обухе. А это тоже часто имеется у бердышей. Всё это не позволяет отнести их и к топорам скандинавского типа, т. к. те никогда не имеют подобных особенностей (см. Кирпичникова).
Теперь посмотрим, чем были вооружены стрельцы в разные периоды. Согласно Марголину и Двуреченскому, основным их вооружением были пищали и сабли. Бердыши у них появились не ранее 90-х гг. XVI в. — 00-х гг. XVII в., т. к. стрелецкое войско оказалось беспомощными перед западноевропейской пехотой и кавалерией, делившихся на вооруженные холодным оружием (пиками) и вооружённые огнестрельным оружием. До этого у них никаких секир не было. Поместная же конница тоже не использовала никаких секир. Всадники имели только небольшие топоры: балта, чекан, топорок (название лишь схоже с небольшим бердышом).
Мы видим, что традиция использовать пехотой топоров была прервана. Видимо, топор для пехоты был актуален только при применении мечей. С саблей он уже не сочетался. Что произошло и на Востоке, где топоры стали знаками воинского начальства и церемониальными.
Остаются самые старые древнерусские боевые и рабочие топоры. Но и здесь, как видно из попыток выше, не удалось выделить вид топора, которому можно присвоить видовое название "секира".
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.