Mitus писал(а):В летописи прописано что Бог его наказал но не отверг. Когда бы отверг то он бы про Игоря забыл и Игорь так и пришёл бы в Суд нераскаявшимся...
О чём молился Игорь?
- «...владыко Господи Боже мой, не отрини мене до конца...»
Модератор: Лемурий
Mitus писал(а):В летописи прописано что Бог его наказал но не отверг. Когда бы отверг то он бы про Игоря забыл и Игорь так и пришёл бы в Суд нераскаявшимся...
- а посмотрите как ласково об этом горе прописано в "Слове о плъку". Там не Ростислава же ругают а реку Стугну. Не Ростислав же обвиняется в грехах, а худая струя пожравшая чюжи ручьи и стругы. СПИ не кает Ростислава и Игоря оно тоже не кает. Это у Вас с Лемурием штамп такой в голове и переклин в отношении Игоря. А Вы без ииезуитства пробовали древнерусский эпос читать?краевед писал(а):наказание Божье за совершение греха Ростиславом, который шел перед битвой к Печерскому монастырю за Божьим благословением, а все закончилось тем, что Ростислав со своими слугами утопили в Днепре монаха Григория
краевед писал(а):"каким судом судите, таким и судимы будете" заключает "Киево - Печерский патерик. Это пример нераскаянного греха.
corvin писал(а):Если сравнить частоту использования слова "господин" в ПВЛ и ГВЛ, то сравнение будет сильно не в пользу первой. Это указывает на время создания СПИ.
Mitus писал(а):- а посмотрите как ласково об этом горе прописано в "Слове о плъку". Там не Ростислава же ругают а реку Стугну. Не Ростислав же обвиняется в грехах, а худая струя пожравшая чюжи ручьи и стругы. СПИ не кает Ростислава и Игоря оно тоже не кает. Это у Вас с Лемурием штамп такой в голове и переклин в отношении Игоря. А Вы без ииезуитства пробовали древнерусский эпос читать?краевед писал(а):наказание Божье за совершение греха Ростиславом, который шел перед битвой к Печерскому монастырю за Божьим благословением, а все закончилось тем, что Ростислав со своими слугами утопили в Днепре монаха Григория
corvin писал(а):Какая актуальность у "загородите полю ворота", если после 1185-го половцы сами по себе на Русь не вторгались?
"Великый княже Всеволоде! Всеволод Юрьевич Владимиро-Суздальский, сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха; по позднейшему прозвищу — „Большое Гнездо“. Выдающийся политический деятель своего времени. Один из самых сильных князей Руси XI—XIII вв. По словам летописца, Всеволод „много мужествовах и дерзость имев на бранех показав“; „сего имени токмо трепетаху вся страны и по всей земли изыде слух его“ (Лаврентьевская летопись под 1212 г.). Вел неустанную борьбу с боярством за укрепление княжеской власти. Его боялись и слушались прочие русские князья: князья-соседи и князья далекой южной Руси. Первым из владимирских князей принял титул „великого князя“ и стремился утвердить за Владимиром Залесским значение центра Руси. Обстроил Владимир замечательными зданиями, „не искав мастеров от немец“. При нем был построен во Владимире княжеский дворец с придворным Димитриевским собором, знаменитым своими „прилепами“ — скульптурными украшениями, и расширен Успенский собор (рис. на стр. 331 и 349).
Не мыслию ти прелетѣти издалеча отня злата стола поблюсти. Этими словами верно отмечен поворот в политике владимирских князей, наступивший во второй половине XII в. В отличие от Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский порывает с Киевом, за обладание которым боролся его отец, и уходит к себе на север. Здесь, на севере, Андрей делает ряд попыток обосновать новый центр Руси. Политику Андрея решительно продолжал его брат Всеволод Суздальский, присвоивший себе титул „великого князя“.
отня злата стола поблюсти. Отец Всеволода Юрий Долгорукий несколько раз захватывал киевский престол военною силою и умер здесь, в Киеве, в 1157 г. Сын Юрия Андрей Боголюбский и его другой сын Всеволод стремились управлять Русью, не переселяясь в Киев. Признание Киева „отним столом“ Всеволода вряд ли было бы возможно, если бы автор „Слова“ принадлежал к „придворным“ Святослава Киевского...
---
Лихачёв Д.С. Комментарий исторический и географический [к "Слову о полку Игореве"] / Сост. Лихачев Д. С. // Слово о полку Игореве / АН СССР; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — С. 375—466.
В этом обращении к Всеволоду все неприемлемо для Святослава, и все обличает в авторе „Слова“ человека, занимающего свою независимую, а отнюдь не „придворную“ позицию:
1) титулование Всеволода „великим князем“,
2) признание киевского стола „отним“ столом Всеволода
и
3) призыв прийти на юг.
Каким образом это может совместиться с позицией автора как сторонника Ольговичей? Суть здесь, очевидно, в том, что новая политика Всеволода — отчуждения от южно-русских дел — казалась автору опаснее, чем его вмешательство в борьбу за киевский стол. Всеволод, в отличие от своего отца Юрия Долгорукого, стремился ... заменить гегемонию Киева гегемонией Владимира Залесского, отказался от притязаний на Киев, пытаясь из своего Владимира руководить делами Руси. Автору „Слова“ эта позиция Всеволода казалась не общерусской, — местной, замкнутой, а потому и опасной...
----
Лихачёв Д.С. Исторический и политический кругозор автора "Слова о полку Игореве", М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950, C.40-41
В пользу окончания свода на 1185 г. укажу ещё на то, что до 1185 г. включительно Всеволод Юрьевич называется князем, а с 1186 г. великим князем (1).
---
1) Ср. "князь Всеволод" под 1177, 1178, 1180, 1182, 1183, 1184 и 1185; а под 1186 "у великого князя Всеволода", "к великому князю Всеволоду Юрьевичу" и т.д., под 1187: "у Всеволода князя великаго", и т.д. После 1186 г. вместо " великiй" находим иногда эпитеты "благовѣрный", "христолюбивый", а до 1186 г. Всеволод назван "благовѣрнымъ" всего лишь раз под 1177г.
----
Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV–XVI вв., M.-Л., 1938, С.12
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: Majestic-12 [Bot], Лемурий и гости: 22