Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 10 окт 2023, 18:49

Все князья, кроме кажется полоцкой династии, считали себя потомками Рюрика. То, что Рюрик объявлял себя потомком какого-то бога сведений нет.
Собственно все эти языческие боги в СПИ появились, потому что Автор сравнивает Бояна с Гомером (Трояном). И тут важно понять кто такой Боян: реальный ли он сказитель скальдического типа, или целиком выдуманный персонаж, или представленный в сатирическом виде первый русский митрополит Илларион.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 12 окт 2023, 11:01

Доброе.
Вот и я про то же, чтобы Рюрик или его потомки объявляли себя "внуками скотьего бога" Велеса, это уж...
Относительно Бояна, действительно, информация скудная. Из самого текста "Слова" ясно лишь то, что Боян был "песнотворцем" князя Олега (деда Игоря) и пел о героических событиях и князьях. Но какое положение занимал Боян в тогдашней иерархии? Он был зависимым от князя Олега и состоял у него на службе? Или он был боевым товарищем Олега? Или образованным боярином времен Олега?
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 12 окт 2023, 15:50

Это не потомки Рюрика объявляют себя внуками Дажьбога, а Автор их так называет. Возможно, в старые до-норманнские времена все местные князья были под покровительством Дажьбога, как в античности воины считались клиентами бога Марса, а торговцы клиентами Гермеса. Вообще у Автора всё это явно отдает проекцией античности на историю Руси.
В отношении Бояна имеются две возможности: Боян либо придворный княжеский поэт, либо под именем Бояна выведен митрополит Илларион. В пользу последнего имеются некоторые соображения.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 13 окт 2023, 11:06

Доброе.
Возможно всё, но не всё возможное действительно.
В отношении Иллариона остаются в силе прежние возражения: как МИТРОПОЛИТ может быть окружен языческими идолами? Да и самому автору "Слова", который с большой долей вероятности был духовным лицом времен Святослава Всеволодовича, такое окружение могло бы присниться разве в кошмарном сне. Титул придворного княжеского поэта так же мало что добавляет к информации о Бояне, имеющейся в самом тексте "Слова", и звучит при этом как "плохой" человек, с оттенком подхалимажа человека приближенного к власти.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 14 окт 2023, 15:30

"Слово..."- это пародия на обряды посвящения.Сам обряд инициации у древних связан с переводом юношей в класс взрослых . Мальчики должны пройти обряд испытания " истягну ум крепостью и проостри сердце мужеством". Завоевать себе невесту , а перед свадьбой им рассказывали о героическом прошлом их предков ,посвящали в тайные знания рода.Песнотворцы передавали информацию с помощью слов, от поколения к поколению" Певше песнь старым князем , а потом молодым пети".
Пародия в переводе песня ,исполненная наоборот "нелепо" В "Слове..." вместо рассказов о героическом прошлом Боян издевается над главным героем пленным Владимиром Игоревичем и князьями его рода. Он отмечает их жадность " се мое то мое же". " Сами на себя крамолу коваше..."Ковать - клепать,оговор, возведение напраслины. "Про малое сё великое молвити"делать из мухи слона, и из за этого вести войны " усобица князем на поганые погыбе"В "Слове..." зловредный и издевательский жанр пародии. "Боян... персты на живая струны вскладаша""Дёрнуть за струну, обычное извлечение звука. Переносно:" Задеть за живую струну,затронуть честолюбие,больно дергать за струны души, задеть за живое..С другой стороны художественная задача максимально близко изобразить карикатурно творчество тогдашних песнотворцев(1185г.) подчеркнуть привычные образы,обороты , обряды.С целью осмеяния.
Боян назван автором "Слова..." по тесту,но есть ещё одно произведение данного автора и его имя другое"Слово Даниила Заточника..."
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 14 окт 2023, 15:33

Раньше была модной тема двоеверия: мол, Автор двоеверец – он христианин, но поклоняется также и языческим богам. Однако анализ того как употребляются имена языческих богов показывает, что понимаются эти боги чисто мифологически. Им никто не молится, и они сами не оказывают никакого воздействия на реальность. Альтернатива: на колоне Трояна Юпитер дарует победу римлянам. Проблема Иллариона не в наличии вокруг Бояна языческих персонажей, а в саркастическом отношении со стороны Автора, если Боян это действительно Илларион.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 16 окт 2023, 10:01

Доброе.
Насчет "сарказмов" и "пародий" в "Слове" верится с трудом. Кто бы и для чего стал читать и хранить такой текст столетиями? Пародистов вроде еще не было. Согласно наиболее вероятной реконструкции Л.А.Творогова первоначальный текст "Слова" находился в сборнике Святослава Всеволодовича. Сомнительно и о мнимом "двоеверии" Бояна. Те исследователи, которые выдвигали такое предположение, не считали ведь, что под именем Бояна в тексте "Слова" выведен митрополит.
Далее, что может означать следующее бессмысленное выражение "усобица княземъ на поганыя погыбе"? Для начала, видимо, надо правильно прочитать текст:"убуди жирня времена усобице княземъ на поганыя погыбе". Иначе говоря, Игорь своим сепаратным походом вновь разбудил (возродил) оставшиеся вроде бы в прошлом времена усобиц, в которых гибли и сами князья. О чем можно прочитать в самом тексте "Слова". Тот факт, что при походе Игоря никто из князей не погиб, является счастливой случайностью.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 16 окт 2023, 17:39

corvin писал(а):Если под именем Бояна выведен Илларион, то СПИ это анти-клерикальное произведение (передайте привет Ужанкову).

Наоборот, налицо авторство высокопоставленного клирика, летописца, книжника, имеющего доступ к прямым переводам с греческого. У нас с А.Н. в этом плане полный консенсус, только кандидаты в Авторы разные.
Было бы интересно, если назовете, хоть один довод почему СПИ "анти-клериканское". Может и ПКС "анти-клериканское"? Там ведь тоже метафоры и именование стихий именами языческих богов, а писал митрополит Руси середины XII века.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 16 окт 2023, 18:13

Тамара писал(а):Доброе время суток )
В дополнение о мнимых "внуках" и Никоне-Бояне. Если "внуки" в тексте "Слова" - "последователи", то версия о Никоне-Бояне сразу рушится.
Действительно, как митрополит Никон мог быть последователем "скотьего бога" Велеса?

Скот в XI-XII вв был синоним богатства. Никон (Боян) был последователем Устава ВКЦ (до 1060-х) с обязательным техническим оформлением канона в виде свиваний в обапол (= краестрочий) "слав сего времени" (=тропарей) в акростих. Представители этого периода много черпают из языческого периода, например, певческие древние лады лидикийский, миксолидикийский, иполидийский, фригийский и т.д., которые назывались назывались «ТРОПАМИ».

Автор же СПИ и его монашеская летописная братия жили при Студийском Уставе, им эти старые правила Устава ВКЦ, использующие запасы языческого периода вызывали усмешку, отсюда и лёгкая ирония, но, тем не менее, уважительное отношение к "работнику одиннадцатого часа".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 16 окт 2023, 18:41

Zinchenko_tanya писал(а):"Даждь божа внука"" Велесов внуче"
Внуками богов могут быть только князья.Они возводят свою родословную к первопредкам- богам.
Возведение родословной правителей к богам имело место в разных культурах и религиях. Боян не был князем.

Да нет, Татьяна, "сыны Света" (Ин.12:36) - это все христиане, а "внуки Солнца" (Даждьбога в языческом периоде), это ТЕ ЖЕ христиане, но не соблюдающие заповедей Божьих. Не забывайте про приписку к Апостолу за 1307 год:

    «При сих князех сеяшется и ростяше усобицами, гыняше жизнь наша, въ князех которы, и веци скоротишася человеком» (Приписка к конце "Апостола" Домида, книгописца псковского Пантелеймонова монастыря, относящаяся к событиям 1307).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 16 окт 2023, 23:52

Лемурию
Обапол (оба полы) это не краестрочия (существительное). Оба полы это предлог, и его нельзя свивать.
Вы совершенно сознательно занимаетесь подтасовкой: в СПИ не "слав сего времени" (славы какие?), а “славы оба полы сего времени” (свивая славы где?).
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 17 окт 2023, 00:25

Лемурию
Если под именем Бояна выведен кто-то из архиереев, то СПИ анти-клерикальное произведение, потому что Автор приписывает Бояну качества которые архиерею иметь зазорно.
А именно:
Боян безудержно хвалит князей. Так безудержно, что даже не контролирует себя – его пальцы сами князьям славы играют.
Боян подвирает – его песни не достоверны.
Боян резонерствует – и тогда Боян сказал свою первую припевку (т.е. ту, которую он говорил при первом удобном случае).
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 17 окт 2023, 10:29

Доброе.
Никон быть Бояном никак не может, чего бы он ни начерпал в языческом периоде. Иначе это не митрополит, а волк в овечьей шкуре. О его пастве и подумать страшно.
Далее, куда-то опять пропадает временной промежуток между Бояном и самим автором "Слова". Из текста совершенно понятно, что это разные лица, и даже принадлежат они к разным поколениям и слоям тогдашнего общества. Боян - "Олегов песнотворец и хоть", а сам автор "Слова" жил уже во времена Игоря и Святослава Всеволодовича и, видимо, имел церковный чин.
Мнимых "внуков языческих богов", которых нет, уже обсуждали.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 17 окт 2023, 10:39

И насчет "свивания слав". При такой куцей разбивке понять ничего нельзя. Но возьмем абзац шире. Суть здесь в том, как бы Боян, живи он во времена похода Игоря, воспел этот поход? Выражение "свивая славы оба полы сего времени" для начала надо правильно прочесть. Речь о том, как Боян свил бы "славы обаполы", т.е. как бы Боян воспел поход Игоря, объединив в единое целое "славы" его времени и "славы" времен похода Игоря.
Несмотря на сепаратизм Игоря, автор "Слова" все же оправдывает его. Поход Игоря был направлен на внешних врагов Руси, тем самым свою вину за неудачный поход Игорь искупил. И далее по тексту идет конкретизация сказанного. "С его (Бояна времени, а не сего времени) рища в тропу Трояню (рыща в тропу Божественной Троицы, носясь по божественным путям) пел бы (Боян) песнь Игорю, того (Олега) внуку".
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 17 окт 2023, 10:43

corvin писал(а):Боян безудержно хвалит князей. Так безудержно, что даже не контролирует себя – его пальцы сами князьям славы играют.

Не всех, а только тех кто соблюдал Божьи заповеди - 10-ти струнная Псалтырь по числу заповедей. Всеслава же Полоцкого он не хвалит, а Божьим Судом ему грозит. Летописцы из монашеской братии после смерти князей, а в СПИ перечислены князья, которых Никон (Боян) пережил, тоже панегирики писали. Когда неправдоподобно хвалебные, а когда с иронией как Мстислава, зарезавшего Редедю, помолившись Богородице, в борьбе без оружия или Роману Красному, предавшему половцев, за что его кости до сих пор лежат близ Тмуторокани непогребенные и автор этих вставок Никон Великий.

corvin писал(а):Боян подвирает – его песни не достоверны.

Он иронизирует, как и Автор СПИ. В летописях много таких случаев, особенно у родоначальника русского летописания Никона Великого. Например, про дань полян хазарам мечами, от которых те отказались за ненадобностью. Про "лютую" дань в виде шкурки белки от дыма (=семьи) и т.д.

corvin писал(а):Боян резонерствует – и тогда Боян сказал свою первую припевку (т.е. ту, которую он говорил при первом удобном случае).

АБЫ = ЕСЛИ БЫ, т.е. он эти припевки никогда не говорил, Автор только подражает ироническому стилю Бояна.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15