Константина-2 всего-то отозвал патриарх, как хочет доказать Wagner, что только принудительно епископ/митрополит мог свой сан оставить, хотя привел ему массу примеров, что много раз самостоятельно и со сменой имени (Успенские 2017:62-68).
Уважаемый Лемурий,
в средние века, таких терминов как
«принудительно» и
«самостоятельно» не существовало в принципе. Все было
«Божией Волею». Если Господь своею волею ниспослал стать архипастырем – то сие Его воля, и крест сей надобно нести пожизненно. Митрополит или патриарх – это всего лишь епископ епископов, старший администратор в юрисдикции поместной церкви. Главой церкви является сам Христос – отсюда и термин «Церковь Христова».
Если епископ сам низлагал с себя сан архиерея, то выступал этим супротив воле Господа.2-е правило запрещало архиереям
самовольно удаляться в монастыри для иноческого жития, а сделавшие это были лишены права возвращаться на кафедру.
ΚΑΝΟΝΕΣ ΤΗΣ ΕΝ ΤΩ ΝΑΩ ΤΗΣ ΑΓΙΑΣ ΣΟΦΙΑΣ ΜΕΓΑΛΗΣ ΣΥΝΟΔΟΥ (879-880)
Κανὼν β´ τῆς ἐν τῷ Ναῷ Μεγάλης Συνόδου. Ὅτι οἱ μονάσαντες ἐπίσκοποι, ἐκπίπτουσι τῆς ἀξίας.Εἰ καὶ μέχρι τοῦ νῦν ἔνιοι τῶν ἀρχιερέων εἰς τὸ τῶν μοναχῶν κατιόντες σχῆμα ἐπὶ τῷ τῆς ἀρχιερωσύνης ἐβιάζοντο διαμένειν ὕψει, καὶ τοῦτο πράττοντες παρεωρῶντο, ἀλλ᾿ οὖν ἡ ἁγία καὶ οἰκουμενικὴ αὕτη σύνοδος, καὶ τοῦτο ρυθμίζουσα τὸ παρόραμα καὶ πρὸς τοὺς ἐκκλησιαστικοὺς θεσμοὺς τὴν ἄτακτον ταύτην ἐπανάγουσα πρᾶξιν, ὥρισεν, ἵνα εἴ τις ἐπίσκοπος ἢ εἴ τις ἄλλος τοῦ ἀρχιερατικοῦ ἀξιώματος πρὸς τὸν μοναδικὸν θελήσοι κατελθεῖν βίον καὶ τὸν τῆς μετανοίας τόπον ἀναπληρῶσαι, μηκέτι τοῦτον τῆς ἀρχιερατικῆς ἀντιποιεῖσθαι ἀξίας. Αἱ γὰρ τῶν μοναχῶν συνθῆκαι ὑποταγῆς λόγον ἐπέχουσι καὶ μαθητείας, ἀλλ᾿ οὐχὶ διδασκαλίας ἢ προεδρείας, οὐδὲ ποιμένειν ἄλλους, ἀλλὰ ποιμαίνεσθαι ἐπαγγέλλονται. Διὸ, καθ᾿ ἃ προείρηται, θεσπίζομεν, μηκέτι τινὰ τῶν ἐν ἀρχιερατικῷ καταλόγῳ καὶ ποιμένων ἐξεταζομένων εἰς τὴν τῶν ποιμαινομένων καὶ μετανοούντων χώραν ἑαυτὸν καταβιβάζειν. Εἴ δέ τις τοῦτο τολμήσειε πρᾶξαι, μετὰ τὴν ἐκφώνησιν καὶ διάγνωσιν τῆς νῦν ἐκπεφωνημένης ψήφου, αὐτὸς ἑαυτὸν τοῦ ἀρχιερατικοῦ ἀποστερήσας βαθμοῦ, οὐκέτι πρὸς τὸ πρότερον, ὅπερ δι᾿ αὐτῶν τῶν ἔργων ἠθέτησεν, ἀξίωμα ἐπαναστρέψει.
Дословный перевод с греческого:Правила Великого Собора в храме Св. Софии (879-880 гг.)Правило 2. Великого Собора в храме. О том, что епископы, принявшие монашество, лишаются своего достоинства.Так как до сих пор некоторые архиереи, приняв монашеский чин, старались оставаться на высокой архиерейской службе и на подобные их действия не обращалось внимания, то этот святой и вселенский Собор намерен исправить этот непорядок и устранить такой недосмотр, вопреки церковным постановлениям, повелевает: что если епископ или кто-либо другой из архиерейского достоинства пожелает вступить в монашескую жизнь и подчинится покаянию, то он уже не сможет присвоить себе архиерейский сан, потому что обеты монашества содержат обязанность послушания и ученичества, а не учения или старшинства, и о которых идет речь, они обещают не то, что они будут пастырями других, но что сами будут подчиняться пастырям. Поэтому, как уже сказано, мы устанавливаем: никто из тех, кто включен в список (именник) архиереев и пастырей, не может спускаться на место руководимых и живущих покаянной (монашеской) жизнью. И кто осмелится это сделать, после объявления и оглашения решения сего Собора, тот, отменяя себя от архиерейского сана, не должен вернуться к прежнему достоинству, от которого он отказался своим поступком.
Синодальный перевод 1839 г.Хотя даже доныне некоторые из архиереев, нисшедшие до монашеского образа, прилагали усилия к тому, чтобы оставаться на высоте архиерейства, и такие их действия оставлялись без внимания, однако этот святой и Вселенский собор, и устраняя данный недосмотр, и возвращая эту практику, нарушающую порядок, к церковным законам, определил: если епископ или кто иной, имеющий архиерейское достоинство, пожелает сойти к монашеской жизни и занять место покаяния, то впредь пусть он уже не добивается архиерейского сана. Ибо монашеские обеты говорят о повиновении и ученичестве, а не об учительстве или председательстве; монахи обещают не других пасти, но самим быть пасомыми. Поэтому, согласно сказанному выше, мы постановляем, чтобы никто из принадлежащих к числу архиереев и пастырей не низводил себя на место пасомых и кающихся. Если же кто-либо дерзнет это совершить после оглашения и приведения в известность ныне произносимого решения, тот, сам себя лишив архиерейской степени, впредь пусть не возвращается к прежнему достоинству, которое отверг самими делами.
Это правило было известно по славянским переводам в разных редакциях
Кормчей книги, которая использовалась в Русской Церкви как «Правила св. поместных соборов». Переводы были далеки от совершенства, и большая часть помещенных в Кормчих нормативных актах устарела и вышла из употребления.
Из числа правил с общим содержанием заслуживает внимания
пр. 5, по которому воспрещено на будущее время быстрое возведение в церковные должности лиц светских, где говорилось, что прежде возведения во епископа известное лицо один год должно быть чтецом, два года иподиаконом, три года диаконом, и четыре года священником; а кто возводится в епископы, обойдя эти посредствующие ступени, тот лишается сана. Очевидно правило вызвано историей поставления Фотия в патриархи.
Патриарх Фотий тотчас по окончании собора объявил его «варварской засадой», комедией, где «давались представления, как на сцене», сборищем «неистовых Коривантов и Вакхантов», собранием, которое само себя «покрыло стыдом». Впоследствии Фотий постарался уничтожить всякую память об этом соборе в Восточной Церкви. И его благородные усилия имели полнейший успех. Забвения, полного забвения – вот чего достиг в скором времени собор этот на Востоке. Прошло немного времени после того, как собран был этот собор – он теряет всякое значение здесь. «Забыт собор, остались без употребления его правила, ни один греческий канонист не комментирует этих правил, ни один юридический сборник не приводит их текста, они как будто бы сквозь землю провалились и только немногие греческие рукописи сохранили сокращенный текст актов этого собора.
«Положим, сожжение различных документов, относящихся к временам патриаршей деятельности Фотия, доставило большое удовольствие собору; но зачем же было коптить великолепный купол Софийского храма?»
Текст 2-го правила в Кормчей: Хотя доныне некоторые архиереи, низшедшие в монашеский образ, усиливались пребывати в высоком служении архиерейства, и таковые действия оставляемы были без внимания: но сей святый и вселенский собор, ограничивая такое недосмотрение, и возвращая сие вне порядка допущенное действие к церковным уставам, определил: аще который епископ, или кто иной архиерейского сана, восхощет снити в монашеское житие, и стати на место покаяния: таковый впредь уже да не взыскует употребления архиерейского достоинства. Ибо обеты монашествующих содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства, или начальствование: они обещаются не иных пасти, но пасомыми быти. Того ради, как выше речено, постановляем: да никто из находящихся в сословии архиерев и пастырей не низводит сам себе на место пасомых и кающихся. Аще же кто дерзнет сотворити сие, после провозглашения и приведения в известность произносимого ныне определения: таковый, сам своя устранив от архиерейского места, да не возвращается
к прежнему достоинству, которое самым делом отложил.
На это пр. 2 в славянской Кормчей имеются классические толкования
Иоанна Зонары и
Феодора IV Вальсамона.
Правило имеет в виду принятие епископом пострига после своей хиротонии. Оно называет это нисхождением в монашеское житие. Таким случаем было бы, если бы епископ, ранее бывший только в рясофоре, принял бы монашеское пострижение или будучи монахом принял бы великую схиму.
Напротив, правило это не препятствует восхождению от монашества или даже великой схимы на епископское достоинство, если такое лицо будет избрано Собором. Именно такова существующая в Церкви практика.
ПРАВИЛА СВЕТОГ САБОРА (КОНСТАНТИНОПОЉСКОГ) КОЈИ ЈЕ БИО У ХРАМУ ПРЕМУДРОСТИ РЕЧИ БОЖИЈЕ
Правило 2. Толкование епископа Никодима (
перевод с сербского):
«Как видно, некоторые епископы, которые сделались епископами из мирян или из девственников, принимали монашество и, следовательно, давали положенные монашеские обеты. Настоящий собор, считая такую практику непорядком (
ἄτακτον πρᾶξιν), воцарившимся в церкви благодаря недосмотру (
παρόραμα), вопреки церковным постановлениям, замечает, что монашеские обеты послушания и ученичества не согласуются с званием епископа, долженствующего быть учителем, старейшиной и пастырем других, в противоположность монаху, долженствующему быть в послушании и подчинении у пастырей и посвятить всю свою жизнь исключительно покаянию. И так как монашеские обеты безусловно обязательны для всех монахов, между тем они, эти обеты, несовместимы с положением епископа, как верховного учителя и архипастыря, то собор настоящим правилом своим и предписывает, чтобы епископ не принимал монашества и не давал монашеских обетов и, таким образом, не низводил бы себя с высоты архиерейства в разряд пасомых и кающихся. В случае, если какой-либо епископ сделает это, он тотчас перестает быть епископом и больше никогда не имеет права присваивать себе архиерейского достоинства. С тех пор правило это имеет силу во всей церкви, как в восточной, так и в западной (Decret. Gratian., C. VII, q. l). В своем толковании 3 правила анкирского собора Вальсамон приводит случай с епископом амиклийским (в Лаконии) Николаем Музалоном, который,
по распоряжению гражданской власти, пострижен был в монахи и впоследствии делал все возможное, чтобы освободиться от монашеских обетов и стать снова полноправным епископом; с этой целью он наконец явился к константинопольскому синоду. Патриарх Лука (1156–1169), увидев Николая в епископском одеянии, отказал ему в просьбе, ссылаясь на то, что, хотя ему и можно было бы помочь, если бы он подождал
синодского решения, однако теперь, когда он, противно существующему порядку, сам снял с себя монашеское одеяние, в которое, правда, силой был облечен, помочь ему уже было невозможно (Аф. Синт., III, 27). Этот случай показывает нам, как строго смотрели на настоящее правило в XII столетии. Однако, после смерти патриарха Луки, патриарх Михаил III (1169–1177) уважил просьбу епископа Николая и специальной синодальной грамотой возвратил ему епископские права (толкование Вальсамона упомянутого анкирского правила, а также его же толкование 50-го карфагенского правила в Аф. Синт., III). В своем толковании данного правила Вальсамон касается также вопроса об епископах из монахов, причем, признавая, как и должно, силу настоящего правила, замечает, что к таковым епископам настоящее правило можно относить лишь тогда, когда бы они приняли великую схиму (
μέγα σχῆμα), в каковом случае они перестают быть епископами (Аф. Синт., II, 709). То же самое говорит и 90-е правило при Большом Требнике.»
Правила (ΚΑΝΟΝΕΣ) православне Цркве с тумачењима. Радња Никодима, епископа далматинског. (Књига II. Нови Сад. 1896) Српски епископ далматински и истарски св. Никодим (исповедник) (Ни́кола Ми́лаш, 1845–1915) – канониста, теолог, академик и писац.Масса же примеров
«самостоятельного ухода» от пастырского служения – ничто иное как жёсткое давление светской или духовной власти, а часто и то и другое в совокупности. Светская власть (императоры или князья) повсеместно вмешивались во внутренние дела церкви, и нередко своими волевыми решениями регулировали её деятельность, в том числе, возведение или низложение епископов. Один из массовых примеров «самостоятельного» низложения сана – разгром «Новгородской ереси», когда многие клирики
предпочли монашескую келью, нежели смертную казнь.
Новейший пример
«самостоятельного ухода» от пастырского служения – отречение (
в связи с ухудшившимся состоянием здоровья) папы Бенедикта XVI. Официальный титул после отречения — Его Святейшество Бенедикт XVI, Papa Emeritus (папа римский на покое). После отречения от престола в 2013 году он переехал на постоянное место проживания в монастырь Матери Церкви в Ватиканских садах недалеко от собора Святого Петра, где раньше жили 12 монахинь. Прожил там 9 лет до своей смерти 2022 году. Ему принадлежит рекорд долгожительства среди пап римских (
умер в возрасте 95 лет). Его предшественник Иоанн Павел II (
первый папа славянского происхождения – поляк, причислен (канонизирован) католической церковью к лику святых), на исходе своего правления был более немощный. Ныне правящий Франциск (
первый папа из Нового Света (Аргентина) и первый папа иезуит-монах), в последнее время не может самостоятельно передвигаться, но не отрекается от престола. Бенедикт XVI (
в миру Йозеф Алоиз Ратцингер) был первый папа немецкого происхождения за почти тысячу лет, который упорно сопротивлялся радикальным реформам в католической церкви (
терпимость к однополым бракам, трансгендерам и т.п.). Но более всего реформе Института религиозных дел (IOR) – дикастерии Римской курии, которая выполняет функции банка Ватикана. Он отказывался предоставлять ФБР и IRS — налоговому управлению федерального правительства США информацию о финансовой деятельности IOR. До его отречения, IOR было крупное надгосударственное транснациональное и единственное в мире абсолютно независимое финансовое учреждение. Банк давал возможность крупным корпорациям (
формально созданным для религиозных, благотворительных и научных целей) инвестировать средства, привлечённые на их счета, конфиденциально и без уплаты налогов. В 2012 Forbes назвал IOR «самым секретным и уникальным банком в мире». Уязвимость IOR –
золото банка Ватикана депонировано в Федеральной резервной системе США. Бенедикт предпочёл «самостоятельное отречение», нежели смертельный инсульт или инфаркт, а также избежать вхождение в историю, как папа разрушивший финансовую независимость Ватикана. В данном случае
«Божья воля» – это «воля Вашингтона».
Успенские приводят только факты не углубляясь в причинно-следственные связи данных отречений. В любом случае, самовольное удаление архипастыря в монастырь противоречит не только канонам (правилам) церкви, но и христианскому учению. Сподвигнуть архиерея на такой поступок могли только обстоятельства, когда гнев светской власти более ужасен, нежели гнев Господень. Не каждый готов стать мучеником ради Христа.
Mit freundlichen Grüßen
Wagner