userdez писал(а):Для начала нужно определиться, Сафроний боярин или как сказано в одном из списков "ерей", а так же у Ефросина "старец", что тоже подразумевает монашество. Вероятно список Ефросина не особая редакция, а первоначальная(черновик), попавшая в К-Б с Лаче озера. Список же Ундольского, это переработанный вариант в чьих то интересах, экземпляра переданного "на волю" сразу же после написания "З" в 81-82 гг. Т. О. Сафроний, возможно и есть тот поп из Орды.
Потихоньку распутаем этот "клубок вопросов".
Софоний рязанец - боярин, даже исторический реальный персонаж такой известен: Софоний Алтыкулачевич ( см. Ржига 1959:404-405) - сын татарина, кстати, это объяснило бы почему он желал поражения Мамая, поскольку тот был не чингизид и узурпировал власть с помощью управляемых ханов, которых сам же и приводил к власти.
В последствии Софоний в старости мог и в монахи уйти, но тут но нестыковочка: иерей - это иеромонах, святительский сан бывший боярин бы получил не скоро. Соловьев 1958:183-184 несомненно был священником, иеромонахом старцем, жившим в Рязани.
"Автор Обзора считает, что Софоний, рязанский священник, написал "Повѣданіе о нахожденіи на Русь Мамая". Это Повѣданіе представляет историко-поэтическое изображение Куликовской битвы, при чем сочинитель основывался на раcсказах очевидцев..." (см. Шамбинаго 1906:23).
Софоний не может быть "попом от Орды", хоть это совпало бы с его саном, поскольку из удаленного места он не смог бы предупредить оперативно Москву о приближении Мамая, а писание Софония 1:1 совпадают с предупреждением Дмитрия Ивановича, присланного ему оперативно:
- «Въ лѣто 6888 [1380]. А се писаніе Софоніа Резанца, Брянского боярина, на похвалу великому князю Дмитрію Ивановичу и брату его князю Володимеру Андрѣевичу. Вѣдомо ли вамъ, Рускымъ государямъ, царь Мамай пришелъ изъ (За)волжіа, сталь на рѣцѣ Воронежѣ, а всѣмъ своимъ улусомъ не велѣлъ хлѣба пахать; а вѣдомо мое таково, что хощетъ ити на Русь, и вы бы, государи, послали ero пообыскать, туто ли онъ стоить, где его мнѣ повѣдали?»(Твер.1380)
- "Тогда прiиде вѣсть на Москву къ великому князю Дмитрею Ивановичю, ако князь Мамай Воложьскыа орды [= царь Мамай пришелъ изъ (За)волжіа] не у къ тому князь зовется, но великiй силный царь, и стоить на Воронежѣ [= сталь на рѣцѣ Воронежѣ], кочюя во мнозѣ силѣ, и хощетъ на тебе ити ратью..."(Никон. 1380)
В любом случае, этот поп - москвич, был на месте заточения Данилы Заточника и, очевидно, нашел там его рукописи со "Словом о полку Игореве", сам ли он решил прославить двор Вельяминовых словами неизвестного или забытого "Слова" или передал оказией найденную рукопись в Москву. В любом случае, "Задонщина" прославляет роль Вельяминовых и рязанского боярства, но написана москвичом, знавшего имена жен московских бояр ( см. Тихомиров 1947:164). Дом Вельяминовых самое точное попадание. Начинается "З." на пиру в доме Вельяминовых, первая из названых жен, которые оплакивают московских бояр - жена Микулы Вельяминова. Поп от Орды на Лаче озере от Ивана Вельяминова. Вельяминовы бежали "с большими боярами московскими" в Рязань в 1356 после убийства тысяцкого А.П.Хвоста, что говорит о их крепких связях с рязанским боярством.