Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Lukman » 15 сен 2024, 19:10

А чем не устраивает иранский вариант Дива как Дэв? Замствован он мог быть от скифов или сарматов, проживающих ранее на территории южной Руси. Тем более что сюжет Слова локализуется именно на Северщине, т.е. месте обитания племени северян, у которых вполне могла быть частица иранской этничности, об этом может свидетельствовать как место жительства так и некоторые лингвистические данные племеного наименования.
Притом, раз Див кричит по звериному, то это означает что он материальное существо, а не дух, т.е. не божество. Понятно, что иранский Дэв на славянской почве мог претерпеть некоторую трансформацию образа и "научиться" лазить по деревьям и т.п.
Вроде по многим раскладам Див как Дэв из иранского фольклора это наиболее подходящая версия.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 15 сен 2024, 21:21

Lukman писал(а):А чем не устраивает иранский вариант Дива как Дэв?

Да потому и не устраивает ни финский, ни иранский эпосы, что книг переводных с тех стран не имели, а поступали переводы исключительно с греческого, как правило, через Болгарию, откуда в литературе XIIв полно славянизмов X-XI вв - переписывали переводную литературу и вставляли в текст.

А про Симаргла/Переплута с Древа всех семян, спутника Мокоши уже писали, версия Б.А.Рыбакова, считаю, самая приближенная к контексту.

А Дэва никакого летописцы не знали, а вот спутника Мокоши Симаргла знали со времён ПВЛ:

    «И нача княжити Володимиръ въ Киевѣ одинъ и постави кумиры на холъму внѣ двора теремнаго: Перуна деревяна, а голова его серебряна, а усъ золот, и Хоръса, и Дажьбога, и Стрибога и Сѣмарьгла, и Мокошь...» (ПВЛ)
    —-
    Прим.: Перуна деревяна ...Мокошь. — В 1975 г. украинские археологи обнаружили на Старо-киевской горе постаменты языческих идолов: Перуна (бога грозы, покровителя князей и дружины), Хорса (божества солнца и светила), Даждьбога (божества света и подателя благ), Мокоши (богини земли и плодородия). Изображение Семаргла — крылатого пса, божества семян, ростков и корней, охранителя посевов, могло представлять собой, как предполагает Б. А. Рыбаков, рельеф при идоле Мокоши. (См.: Рыбаков. Язычество Древней Руси. С. 412—445).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Lukman » 15 сен 2024, 21:49

Лемурий писал(а):Да потому и не устраивает ни финский, ни иранский эпосы, что книг переводных с тех стран не имели, а поступали переводы исключительно с греческого, как правило, через Болгарию, откуда в литературе XIIв полно славянизмов X-XI вв - переписывали переводную литературу и вставляли в текст.

Но я не имею ввиду, что он мог быть взят с письменного текста. Как раз нет, вероятно персонаж был в фольклоре северян(от иранских предшественников), т.е. сначала существовал в устном виде в северянском эпосе, и оттуда уже позаимствован древнерусским автором.
Последний раз редактировалось Lukman 15 сен 2024, 23:20, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Lukman » 15 сен 2024, 21:53

Лемурий писал(а):А Дэва никакого летописцы не знали, а вот спутника Мокоши Симаргла знали со времён ПВЛ:

[list]«И нача княжити Володимиръ въ Киевѣ одинъ и постави кумиры на холъму внѣ двора теремнаго: Перуна деревяна, а голова его серебряна, а усъ золот, и Хоръса, и Дажьбога, и Стрибога и Сѣмарьгла, и Мокошь...» (ПВЛ)
—-

Но ведь Див(как и Дэв) - это не божество у славян. Это как-бы хтонический персонаж типа лешего, монстр. Поэтому естественно что ему не поклонялись, как славяне, так и иранцы. Очень даже тождественно получается.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 16 сен 2024, 07:36

Lukman писал(а):Но ведь Див(как и Дэв) - это не божество у славян. Это как-бы хтонический персонаж типа лешего, монстр. Поэтому естественно что ему не поклонялись, как славяне, так и иранцы. Очень даже тождественно получается.

Как это не поклонялись?

    И словеньскыи языкъ (кланяется) виламъ, и Мокошьи - Дивѣ, Перуну ... упираемъ, и берегынямъ, и Переплуту, и верьтячеся пьютъ ему въ розѣхъ. Пам. др. церк. учит. лит. III, 233 (XIV в.).(цит. по СССПИ "Дивъ")

См. :arrow: Аничков Евгений Васильевич Язычество и древняя Русь / Е.В. Аничков. - СПб, 1914: "Слово о том, како первое погани суще язици кланялися iдолом"С.384, комм. С.75

Даже на соборах вырезали: см. Капитель XII века с изображением Симаргла из Борисоглебского собора (Чернигов).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Lukman » 16 сен 2024, 10:35

Лемурий писал(а):Как это не поклонялись?

    И словеньскыи языкъ (кланяется) виламъ, и Мокошьи - Дивѣ, Перуну ... упираемъ, и берегынямъ, и Переплуту, и верьтячеся пьютъ ему въ розѣхъ. Пам. др. церк. учит. лит. III, 233 (XIV в.).(цит. по СССПИ "Дивъ")
Но "кланяется" это же добавлено Аничковым видимо, а в тексте нет. Притом что вилы, упыри и берегини - это совсем не божества, а типа русалок и прочих злобных созданий. Т.е. смысл фразы здесь в том, что славяне верят в существование этих существ, в том числе и в Дива. Поэтому видимо и божества и хтонические персонажи(не являющиеся божествами) перечислены в одном ряду.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 16 сен 2024, 12:15

РНБ., К-Б, Паисиевский сборник, №4, конец 14- начало 15 вв., лист40, "Слово...како первое погани сущея языци кланялися... ".
https://nlr.ru/manuscripts/RA1527/elekt ... DBB#tabs-4
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2212
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Lukman » 16 сен 2024, 13:03

userdez писал(а):РНБ., К-Б, Паисиевский сборник, №4, конец 14- начало 15 вв., лист40, "Слово...како первое погани сущея языци кланялися... ".
Так пусть "кланялися", пусть. Но поклонение божеству и "поклонение" к примеру лешему и русалкам это разные вещи. Разного уровня "поклонения", так скажем. Суть тогда лишь в более расширительном значении термина "поклоняться": раз приносят дары русалкам и водяному значит поклоняются им. Как богам языческим. Но действие аналогичное, а уровни ритуала разные.
Т.е. "поклоняться" Диву, как и лешему, не является тем же что и поклонение божеству. Сущность лешего от оных даров-"поклонов"не становится божественной, филосовски выражаясь. Как и славяне не принимают лешего(а значит и Дива) за божество.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 16 сен 2024, 16:25

В этом же сборнике на листе 28 об. Есть еще одно интересное произведение "Слово некоего христолюбца". В нем после перечисления некоторого количества языческие богов, говорится: "...и всемъ темъ
иже сутемъ подобни...". То есть маленький это бесенок или вполне авторитетный и самодостаточный бес- разницы нет.

Лист 32, 7 стр. от низа.
https://nlr.ru/manuscripts/dep/img/manu ... DBB/67.jpg
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2212
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Lukman » 16 сен 2024, 17:07

userdez писал(а):В этом же сборнике на листе 28 об. Есть еще одно интересное произведение "Слово некоего христалюбца". В нем после перечисления некоторого количества языческие богов, говорится: "...и всемъ темъ
иже сутемъ подобни...". То есть маленький это бесенок или вполне авторитетный и самодостаточный бес- разницы нет.
Абсолютно не спорю с этим. Но это же с точки зрения христиан разницы нет, вся нечисть из одной "материи". А мы рассматриваем представления славян-язычников. Язычники прекрасно различали где у них божество, а где некое чудище хтоническое. Например у греков - Химера, Ехидна, Цербер, циклопы-великаны. Также и у иранцев - Дэвы не считались божествами, это человекоподобные великаны, злобно настроенные к человеку. Никто им не молился. Как и греки циклопам и сиренам.
Т.е. для славян-язычников - Див это не божество, это некий монстр(так обозначим) типа водяного и лешего.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Lukman » 16 сен 2024, 19:56

Если найти в источниках упоминание о крике грифона, то образы Дива(из СПИ) и грифона будут вполне сопоставимы.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 16 сен 2024, 20:34

Думаю, что грифон- "тупиковая ветвь" поиска. Ее запустил Срезневский, но он ошибся с контекстом и фактами из Библии.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2212
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Lukman » 16 сен 2024, 21:44

userdez писал(а):Думаю, что грифон- "тупиковая ветвь" поиска. Ее запустил Срезневский, но он ошибся с контекстом и фактами из Библии.
Но у меня как-бы свой вариант. Образ грифона был весьма распространён у скифов. Значит от ираноязычных племён он мог перейти к славянам. В частности к северянам. Вполне можно допустить, что его название в местном эпосе стало именно Див, весьма распространённое у иранцев как имя мифологического существа. С принятием христианства Див был заменён книжниками на греческого "грифона". Но в устных языческих преданиях(южнорусских) оставалось именно это наименование, вот его и позаимствовал автор СПИ.Такая общая схема.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Lukman » 16 сен 2024, 22:43

Также, ещё один момент: в северных былинах нет ни Дива, ни грифона, но есть Соловей-разбойник с его криком. Что тождественно Диву.
Причём в былинах об Илье-Муромце тоже прослеживаются некоторые сюжетные параллели иранского эпоса.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 16 сен 2024, 22:54

Персидский след Дива. Низами. Искандер.
И на лбу этих тварей, велением бога,

Поднимается рог, словно рог носорога.

Если б их не отметил чудовищный рог, —

С мощным русом сравниться б любой из них мог

Словно птицам большим, завершившим кочевья,

Для дремоты им служат большие деревья.

Спит огромное диво, как скрывшийся див,

В нависающий сук рог свой крепкий вонзив.

А особенно мило то, что когда ему, уже плененному Искандер предложил золотые горы, то он скромно попросил отпустить его на Родину, в леса, где веками позже появилась Русь!
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2212
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 290