Zinchenko_tanya » 07 апр 2025, 20:20
Добрый вечер , Лемурий!
Деление на возрастные классы было присуще всем древним народам мира.
В русских народных сказках встречается мотив и противостояние старших братьев с младшими .Эти конфликты происходят при разделе наследства. Старший брат стремится захватить большую часть семейной собственности, после смерти отца, младший брат при этом обделен.
«та преди песнь пояше -
старому ( старшему брату) Ярославу храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми» ,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми»
« 1024 в год 6532 «и пошел Ярослав( старший брат ) с Якуном на ( младшего) Мстислава. Мстислав же, услышав, вышел против них к Листвену. Мстислав же с вечера исполчил дружину и поставил северян прямо против варягов, а сам стал с дружиною своею по обеим сторонам. И наступила ночь, была тьма, молния, гром и дождь. И сказал Мстислав дружине своей: «Пойдем на них». И пошли Мстислав и Ярослав друг на друга, и схватилась дружина северян с варягами, и трудились варяги, рубя северян, и затем двинулся Мстислав с дружиной своей и стал рубить варягов. И была сеча сильна, и когда сверкала молния, блистало оружие, и была гроза велика и сеча сильна и страшна. И когда увидел Ярослав, что терпит поражение, побежал с Якуном, князем варяжским, и Якун тут потерял свой плащ золотой. Ярослав же пришел в Новгород, а Якун ушел за море. Мстислав же чуть свет, увидев лежащими посеченных своих северян и Ярославовых варягов, сказал: «Кто тому не рад? Вот лежит северянин, а вот варяг, а дружина своя цела». ( летопись)
Младший брат в сказках силен волшебными силами , которые за ним стоят : Сивка Бурка, Щука, серый волк. И в «Слове...» младший брат храбрый Мстислав получает чудесную помощь от Богородицы
еще при борьбе с Редедею «храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми» .
«сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради погубим дружины? Но сойдемся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все». И сказал Мстислав: «Да будет так». И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю.» (летопись 1022г)
При делении на возрастные классы младшие должны подчиняться старшим . «И послал Мстислав за Ярославом, говоря: «Садись в своем Киеве: ты СТАРШИЙ брат, а мне пусть будет эта сторона Днепра». «В год 6534. Ярослав
собрал воинов многих, и пришел в Киев, и заключил мир с братом своим Мстиславом у Городца. И разделили по Днепру Русскую землю: Ярослав взял эту сторону, а Мстислав ту. И начали жить мирно и в братолюбии, и затихли усобица и мятеж, и была тишина великая в стране.» В сказках и в «Слове...»сохранился архаичный мотив несправедливого раздела братьями отцовского наследства. Сказочный сюжет точно отображает историческую ситуацию между « старым» (старшим братом ) Ярославом и младшим - храбрым Мстиславом .Старший брат отстаивает «свое место под солнцем»пытается устранить конкурента ,а младшему брату в сказках достается незначительная доля наследства . « Брат на брата – пуще супостата». Среди аллегорий в мировых религиях не существует более углубленного типа ,чем аллегория о двух братьях. Они несут такие качества ,как дуализм и представляют пару противоположностей : Озирис и Сет , Каин и Авель , Вритра и Индра. О двою брату о Тите и Евагрии (Слово 23 Печерский патерик ).Братья ,старший и младший, как общность являются конфликтующими силами и представляют собой пару противоположностей. Все эти примеры символизируют неизбежность существования противоположностей в дуалистической сфере проявления.»
Тема сотрудничества, взаимовыручки , любви раскрывается в образах братьев Игоря и Всеволода . Такие отношения свойственны братьям – близнецам «Миф о братьях оказывается хорошей площадкой для всего бинарного символизма и трактуется как ситуация абсурда, т. е. код братьев интерпретируется в качестве бинарной организации в полном противоречии с очевидным единством – тождеством .»
Деление на возрастные классы между поколениями.
В «Слове...»
«Певше песнь старымъ княземъ,
а потомъ молодымъ пети:
"Слава Игорю Святъславличю,
буй туру Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!" деление на молодых и старых.Это социальная организация первобытного общества. Принадлежность к возрастному классу была связана с правами и обязанностями и был переход из одного возрастного класса юношей «молодых» в другой класс«старых» взрослых, который сопровождался обрядами Посвящения или инициации. Передача данных из поколения в поколение - это наследие, которое мы наследуем и передаем. Все знания передаются двуми способами :
1)Молодежь усваивает традиции,быт отцов и дедов . Живет так ,как жили предки , ничего не меняя. Общество как бы застывает и не изменяется на протяжении многих веков. Медленно пополняя знания,обряды ,культурные убеждения,этику поведения, моральные ценности , религиозные обычаи . И главное условие младшие подчиняются старшим .Это социальная эволюция означает медленные и постепенные изменения , которые были в язычестве.
2) Молодежь отвергает традиции старших, считает их нелепыми, забывает прошлый опыт, создает свои нормы жизни и доказывают окружающим, что они имеют право на существование. Недостаток этого типа передачи информации, разрушение старого мира, много новых непроверенных идей, что может привести общество к хаосу.
(«Мы наш, мы новый Мир построим.») Социальная революция- качественные скачкообразные преобразования. Древнейший тип социальной организации основанный на общности возрастных переживаний и антагонизме поколений .
Обрушение старого политического режима язычества произошло стремительно «старый Владимир» ум. 1015г за считанные месяцы крестил Русь, и принял христианство. Такая « революция» порождает более прогрессивную и сложную форму социального устройства. В хаосе , возникающим вслед за падением язычества, возникает гражданская война « свои» воюют со « своими». Разрушаются старые отжившие социальные нормы .Младшие не подчиняются старшим . Племянники воюют с дядьями.
В год 6575. Поднял рать в Полоцке Всеслав, сын Брячислава, и занял Новгород. Трое же Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав воинов, пошли на Всеслава. »( летопись)
«Ярославли вси внуце и Всеславль!
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.»...
обесися сине мьгле; утръже вазни,
с три кусы отвори врата Новуграду,
разшибе славу Ярославу, («Слово...»)
В год 1078 .«Изяслав же и Всеволод услышали, что Олег с Борисом идут против них, и, опередив их, пошли от города против Олега. И сказал Олег Борису: «Не пойдем против них, не можем мы противостоять четырем князьям, но пошлем с смирением к дядьям своим». И сказал ему Борис: «Смотри, я готов и стану против всех»( летопись)
«Были вечи Трояни,
минула льта Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя.
Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше
и стрелы по земли сеяше.
Ступаетъ въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане,
той же звонъ слыша давный великый Ярославль,
а сынъ Всеволожь, Владимиръ,
по вся утра уши закладаше въ Чернигове.
Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе...» («Слово...»)
1079 В год 6587. Пришел Роман с половцами к Воиню. Всеволод же стал у Переяславля и сотворил мир с половцами. И возвратился Роман с половцами назад, и убили его половцы, месяца августа во 2-й день.(летопись). «красному Романови Святъславличю.»(« Слово...»).
Создание нового невозможно без разрушения старого .Но войны между «своими»ослабляют государство :
«Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую...»
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи!».
Татьяна