Вчера проверил, точные ли я данные указал относительно шотландцев на службе Ивана Грозного – действительно, я не ошибся. Там, где я указал, там они и есть.
В целом можно с уверенностью сказать, что главным каналом проникновения европейского военного опыта в Россию были как раз иностранные наемники, в том числе и шотландцы. Последние издавна нанимались на службу к иностранным государям и, естественно, рано или поздно шотландские искатели приключений должны были оказаться и на русской службе, тем более что они давно служили в Польше.
Наемные иностранцы появились в русской службе еще при Иване III, и можно предположить, что уже тогда шотландцы могли попасть на русскую службу. Однко точных указаний на это нет. Вместе с тем со 2-й половины XVI в., с активизацией внешнеполитической деятельности Московского государства среди воинов Ивана IV растет число иностранных наемников, прежде всего европейцев. О существовании таких отрядов сообщают английский посол Дж. Флетчер, который писал, что «наемных солдат из иностранцев, коих называют немцами, у них (т.е. у русских – Thor) в настоящее время 4300 человек, именно: поляков, то есть черкесов, подвластных полякам, около 4000, из коих 3500 размещены по крепостям; голландцев и шотландцев около 150; греков, турок, датчан и шведов, составляющих один отряд в числе 100 человек или около того…» (Флетчер Дж. О государстве Русском // Проезжая по Московии. М., 1991. С. 79). Находились наемные иностранцы, по словам Флетчера, в ведении Иноземного приказа, «имеющего в своем заведывании земли, определенные на содержание иноземных наемных солдат, как-то: поляков, шведов, голландцев, шотландцев и проч…» (Там же. С. 63). Примечательно, что Флетчер указывает на то, что иностранные наемники использовались русскими властями против татар, на южной границе и на востоке (Там же. С. 79).
Информацию Флетчера подтверждает другой англичанин – Дж. Горсей. В одном месте, повествуя о ходе Ливонской войны, он сообщает, что иностранные наемники в составе одной из русских армий сражались «…с его (т.е. Ивана – Thor) большим врагом – крымскими татарами; обычно эти военные действия продолжались ежегодно три месяца: май, июнь, июль…» (Горсей Дж. Записки в Росси XVI – начало XVII в. М., 1990. С. 69). Дальше он сообщал, что в ходе Ливонской войны русскими было захвачено в плен немало иностранцев, среди которых были и шотландцы, служившие шведам: «…среди этих пленных иностранцев было 85 несчастных шотландских солдат, уцелевших от семисот человек, присланных из Стокгольма… Я употребил все свое старание, средства и положение, чтобы помочь им…». При этом Горсей, по его словам, ссылался на то, что шотландцы «…представляли целую нацию странствующих искателей приключений, наемников ан военную службу, готовых служить любому государю-христианину за содержание и жалование…». Информация Горсея была принята к сведению, шотландцы были приняты на русскую службу, организованы в отдельную роту под начальством Джими Лингетта, по отзыву Горсея, «доблестного воина и благородного человека», после чего «…им дали деньги, одежду и назначили ежедневную порцию мяса и питья, дали лошадей, сено и овсе; вооружили их мечами, ружьями и пистолями…», после чего отправили на юг сражаться с татарами. Сам Горсей пишет, что 1200 иностранных наемников, в числе которых были и шотландцы, «…сражались с татарами успешнее, чем двенадцать тысяч русских с их короткими луками и стрелами. Крымские татары, не знавшие до того ружей и пистолей, были напуганы до смерти стреляющей конницей, которой они до того не видели, и кричали: «Прочь от этих новых дьяволов, которые пришли со своими метающими «паффами»…» (Там же. С. 70-71). Действительно, в русской поместной коннице того времени огнестрельное оружие было еще распространено крайне мало, и появление крупного отряда конницы, обученной действовать подобно западноевропейским рейтарам, было для татар неприятным сюрпризом.
Есть указания на пребывание наемников европейцев на службе Ивана IV и в русских источниках. В сражении при Молодях в 1572 г. с татарами участвовал отряд иностранных наемников-«немцев» под началом Юрия Франзбека (Георга Фаренсбека), а во время похода царя в Ливонию и Литву в 1579 г. на Москве остался отряд иностранных наемников численностью в 400 чел. (См.: Разрядная книга 1475-1605. Т. II. Ч. 2. М., 1982. С. 309; Т. III. Ч. 1. М., 1984. С. 63). Другая Разрядная книга уточняет эти сведения, указывая, что при Молодях отряд под начало Франзбека сражался в составе Большого полка (разрядная книга 1559-1605. М.., 1974. С. 86). Снова отмечено участие «немцев»-наемников в сражениях с татарами в ходе набега татар на Москву в 1591 г. (Разрядная книга 1550-1636. Т. II. Вып. 1. М.. 1976. С. 84). Сомневаться в том, что во всех вышеперечисленных сражениях приняли участие и шотландцы, не приходится, во всяком случае, в отношении тех, что имели место в конце 70- нач. 90-х гг. XVI в.
А что касается других русских царей, так это относится в првую очередь к Михаилу Федоровичу и его отцу, патриарху Филарету. и к Алексею Михайловичу. В их армии шотландцы занимали отнюдт не последнее место. Достаточно вспомнить семейство Лесли, Патрика Гордона и генерала Далйелла. Но это отдельный разговор.
