tmt писал (а):
Про ляпис лазурь была тема -
http://gerodot.ru/viewtopic.php?t=2249&start=0
Спасибо, уважаемая tmt, посмотрел. Понравилось.Особенно картинки.
Но про ляпис-лазурь решил еще добавить, мне кажется, что про него в качестве пигмента можно сказать еще кое-что.
Ляпис-лазурь (продолжение)
Ляпис-лазурь или ультрамарин натуральный принадлежит к древнейшим краскам, применяемым в живописи. Археологические наход-ки подтверждают использование афганского лазурита в древнейших госу-дарствах Переднего Востока: Шумере, Аккаде, Урарту, Ассирии, Ва-вилоне, Египте, а также в Китае.
В Древнем Египте лазурит ценился наравне с золотом:, так как он был редким камнем и привозился из Центр. Азии. Напоминая своим видом усыпанный звёздами небосвод, он считался божественным, символизирующим, прежде всего, бога Амона и был священным камнем жрецов и фараонов. Он находил применение в изготовлении сравнительно небольших, но чрезвычайно важных священных предметов: талисманов, амулетов, знаков власти; а также как ценный ювелирный камень, украшения из которого были доступны лишь высшей знати и властителям.
В Древнем Египте всегда выполняли из лазури-та божественные символы: жука-скарбея - символа вечности, оли-цетворявшего божественное происхождение фараонов, а также ста-туэтку богини истины Маат — символа правосудия.
Жрецы-судьи носили амулет на шее из ляпис-лазури с надписью «истина».
Особое место занимает лазурит в каменной пластике Египта. Соглас-но верованиям египтян, после физической смерти их души должны продолжать жить в другой — потусторонней жизни. Но для этого они должны пройти очень важный и таинственный обряд тщательной мумификации умершего тела. Только после этого мумия может при-нять душу умершего. Во время осуществления этого ритуала, одной из особенностей было выполнение бровей и век умершего фараона и высших чиновников из лазурита. Это можно видеть на золотой маске Тутанхамона.
Кроме того, его использовали как материал для цилиндрических печатей, тоже являющихся призна-ком высокого социального положения, так как оттисками с них скреп-лялись самые различные частные и государственные документы.
Получали пигмент для краски сложным способом, вначале тонко размалывая однородно окрашенные синие разновидности лазурита. В итоге количество синего чистейшего пигмента было очень небольшим.
Следы его применения в живописи уже встречаются в Древнем Египте, где она употреблялась для росписи гробниц; при раскопках гробницы египетского фараона Рамзеса II была обнаружена роспись лазуритом.
Древнегрече-ские художники тоже были знакомы с лазурью из камня лазурита, ко-торый, по свидетельству Теофраста , привозили из скифских месторождений; эта лазурь называлась «Sapphiros». В первом веке до н. э. греческие и римские художники применяли в живописи лазоревую краску из лазурита, который привозили из Скифии и Индии. Скифская лазурь стоила в то время 10 динариев за золотник, а индийская — 8 динариев.
Витрувий, подтверждая Плиния, указывает, что в его время римские художники употребляли армянскую лазурь, добываемую из приво-зимого из Армении лазурита, называвшегося армянским синим камнем.
Римские художники еще в I в. н. э. приготовляли, по свидетельству Плиния, из лазурита 4 светлые и 4 темные краски. В Греции, в VI в., по свидетельству грека Леонтия, приготовляли лазоревую краску, или «лазурион», из лазурита, называвшегося тогда «Kyanos» (кюанос).
О знакомстве древнеримских живописцев с натуральной ла-зурью мы находим подтверждение не только в дошедших до нашего времени трактатах, но и в немногочисленных произве-дениях этого времени. Фаюмские портреты I и II в. н. э. имеют отдельные живописные детали, выполненные лазурью. Плащ на портрете «Алины» (II половина I в.), находящемся в Берлинском музее, исполнен темно-голубой лазурью; на двойном портрете «Неизвестные мужчина и женщина» , находящемся в Московском музее изобразительных искусств и относящемся ко II в. н. э., отдельные детали написаны серо-голубой нату-ральной лазурью.
Начало расцвета его применения в живописи можно отнести к VI в. н. э Но пика своей популярности лазурит достиг позже, в период итальянского Возрожде-ния, когда предстал во всём своём великолепии на полотнах Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и других крупных мастеров Ренессанса. Этому способствовало исчезновение в XVI-XVII вв. с европейского рынка красок АЗУРИТА - другого синего пигмента, с успехом конкурировавшего с лазуритом в первую очередь из-за своей дешевизны. После того как часть Венгрии - ведущего поставщика азурита до середины XVII века, попала под власть Турции, венгерский азурит перестал поступать на европейский рынок.
Лазурит же стал очень дорогим, поэтому основное свое применение он находил в произведени-ях, имеющих очень высокую цену, а в Испании в это время им вообще не пользовались. Краску использовали только в самых тонких и уникальных работах. Во всей Европе расход краски был не более 4-х фунтов еже-годно, а один её грамм был равен цене одного грамма золота.
По свидетельству Ченнини, лучшие сорта лазури в его время стоили по 8 дукатов за унцию (29,9 г). В письме Якобу Геллеру Дюрер писал (1508), что 1 фунт ультрамарина можно с трудом достать за 100 гульденов, а унция его сто-ит не меньше 10—12 -дукатов. Валентин Больц (1549) писал, что натуральный ультрамарин редко можно встретить в Германии. В 1593 г. унция ультрамарина стоила в Венеции 60 скуди, а в 1773 г. в Париже — 96 лив-ров.
Поэтому наряду с настоящей натуральной лазурью были и подделки под нее.
Этому также способствовало то, что в названиях синих красок издавна существовала не мень-шая путаница, чем в названиях красных. Это объясняется тем, что авторы руководств по живописи обычно указывали не состав, а цвет краски, например," лазурь", понимая под этим назва-нием совершенно разные синие пигменты. Постоянно путали в эпоху Возрождения, ультрама-рин из ляпис-лазури (azzuro ultramarino) и горную , синюю (azzurre della Magna). «Пернети, — пишет Бергер, — иден-тифицирует, например, пепельную синюю с эмалевой синей (смальтой) и с искусственной .лазурью, которая под названием "email" привозилась из Голлан-дии в тонко стертом виде. Сорт, импортируемый из Германии, был грубее и назывался "azur à poudre"; она была дешевле и меньше похожа по цвету на ультрамарин, чем названная выше. Часто смешивали медную лазурь (Bergblau — горная, минеральная синяя) с лазурным камнем (ультрамарин). Шефер (Нюрнберг, 1669) приводит ч своем списке красок отдельно лазурную синюю и минераль-ную (горную) синюю; последняя также встречается под названием пепельной синей...» и т. д. Эта неразбериха была характерна и для самих живописцев. Например, Гольбейн, восхваляя качество ляпис-лазури, утверждал, что в качестве синего пигмента пользуется только ею, тогда как исследования показали, что на самом деле он использовал только азурит.
В XIV—XVI вв. при изготовлении натуральной лазури из ляпис-лазури получали, кроме нее, еще ряд красок синего, бледно-синего, серо-синего цвета и называли их ультрамариновой золой, пепельной лазурью, серо-синей из лазурита, бледно-синей — «palleo».
Приблизительно с 1800 года в Европе лазурит стал использоваться реже.
Ведь лучшие свои свойства - яркость цвета, глубину тона и стойкость лазурит проявляет в техниках темперной и клеевой живописи. В масляной живописи, где на стабильность цвета влияет пожелтение масляной и лаковой плёнок, эти драгоценные (в прямом и переносном смысле) качества сильно проигрывают.
Кроме того - его кроющая способность очень невелика, а изредка лазурит подвергается «ультрамариновой болезни», при которой синий глубокий цвет превращается в серо-синий.
К тому же сама техника и технология живописи к тому времени значительно снизились,а многие секреты мастерства попросту умерли вместе с последними Великими Художниками.
Но главный удар по "искусству, которое не терпит суеты", нанесла промышленная революция. Мануфактурное производство выбросило на рынки готовые краски, кисти, грунтованные холсты и пр. Но качество, увы, оставляет желать лучшего и по сей день. Успехи химии привели к началу производства в 1724 г. парижской или берлинской лазури, а в 1828 г. - искусственного ультрамарина. Натуральная ляпис-лазурь была обречена. Некоторые английские фирмы продолжали поставлять натуральный ультрамарин вплоть до 1912 г., а фирма "Винзор и Ньютон" продолжает держать на складах натуральный ультрамарин к услугам «самых богатых живописцев, либо злостных фальсификаторов». По нашим сведениям, придворный художник Ее Величества Елизаветы II, использует исключительно натуральный лазурит, который стирает собственноручно.
В России натуральная лазурь применялась еще в XI в. и принадлежала к наиболее дорогим привозным краскам; в XVI в. фунт лазури равнялся стоимости фунта золота. В период XI—XIV вв. русские иконописцы получали лазурь из Византии, Самарканда и Армении. В ряде дошедших до нас памятников древней письменности и икон мы находим отдельные живописные детали, выполненные лазурью: миниатюры Остромирова Евангелия (XI в.) и Изборника Святослава (1073) выполнены лазурью; часть одежды Богородицы в иконе XI в. «Богородица Владимирская», ярко-синего цвета, выполнена лазурью. Хитон Богородицы в иконе «Благовещенье» из Верх. Устюга, интенсивного синего цвета, также написан лазурью. Хитон архангела Гавриила в иконе «Нерукотворный Спас» XII в. написан светло-синей лазурью.
В Ср. Азии еще во времена Тимура лазурь из ляпис-лазури применялась в значительных количест-вах при росписи дворцов, мечетей, усыпальниц. Лазурь обна-ружена в росписях «Белого дворца», построенного при Тимуре, в мавзолее над могилой Хазрет-Имама, возведенном в XIV в.12.
По своей химической природе лазурит является двойной кремнекислой солью натрия и алюминия со следами незначи-тельного количества серы.
Самым древним и самым знаменитым, считав-шимся наилучшим является Бадахшанское месторождение Сары-Санг в Афганистане, расположенное на реке Кокуа, притоке Аму-Дарьи. Официально считается, что оно разрабатывается с IV в., но археологические находки подтверждают значительно более древнее его происхождение. Не утратило оно своего значения и по сей день. Другое, Ляджвардаринское месторождение на Юго-Западном Памире (Таджикистан), официально открыто советскими геологами в 1930 г., хотя легенды о его существовании ходили ещё в XVIII в. Оно очень похоже по происхождению и по высокому качеству лазурита . на афганское. В России крупным месторождением считается находящееся в Южном Прибайкайлье на р. Слюдянке и на Урале — в р-не р. Быстрой.