На днях перечитывал одну из последних, увы, работ ныне уже покойного А.Я. Гуревича «Индивид и социум на средневековом Западе» (М., 2005). Думаю, что автор в рекомендациях не нуждается – на мой субъективный взгляд, А.Я. один из крупнейших и едва ли не самый оригинально мыслящий отечественный историк последней четверти минувшего столетия, каждая работа которого несет печать яркой и незаурядной личности самого автора, и, независимо от того, согласен ли ты с его мнением или нет, заставляет прислушаться к высказываемым им мыслям.
Что же привлекло мое внимание в этой его работе? На 136-й –137-й стр. А.Я. высказал интересную гипотезу. Суть ее заключается в следующем: «Важнейшей вехой, отделяющей Средневековье от Нового времени, явилась Реформация. Возникновение протестантизма со времен Макса Вебера связывают с утверждением индивидуалистических ценностей. Но взглянем на культурно-религиозную карту Западной Европы XVI века, глубоко затронувшее всю толщу общества, привело к воспроизведению на новой основе старого разделения латинского Юга и германского Севера: Реформация победила и утвердилась в германских странах, тогда как католицизм сумел отстоять свои позиции среди народов романизированного Средиземноморья. Не побуждает ли констатация этого глобального исторического факта предположить, что ментальная почва Севера была несколько более подготовлена к воспроизведению идей, установок сознания и ценностей, которые издавна были присущи культурному сознанию индивидов этого региона?».