LeGioner писал(а): Ну, если две мировые войны, гражданская война, двойная смена политических формаций, террор 30-х и 50-х годов это не слишком экстремально, то тогда я уже не знаю что такое более экстремальное могло быть... Разве что холокост по отношению не только евреев...

Бывало и экстремальней. И, как это не кощунственно звучит, гораздо экстремальней!
Мешают аберрации – слишком мало времени прошло да и своё всегда больнее – но ведь и в самом деле бывало хуже.
Кромвелевский террор или террор Великой Французской революции были не менее жестокими и не менее массовыми. Масштабы были другие, тогда у них не было столько народу сколько в России начала ХХ-го века – а так, даже в абсолютных цифрах они если бы и отличались, то скорей всего в большую сторону. А если считать в процентах Россия далеко позади.
*
Не в первый, и не во второй раз в истории происходят великие революции, приносящие неисчислимые бедствия и собирающие «кровавый урожай». Почему они происходят, почему в такие моменты невозможна постепенная трансформация – непонятно.
Гражданские (всенародные) войны иной раз происходят без явных революций. Я специально оговариваю – всенародные. Гражданская война когда кучка герцогов собрав отряды вассалов махается мечами с другой ватагой герцогов за власть и доходы не столь кровожадны как тогда когда поднимается народ. Пожалуй, ни одному народу не удалось избежать таких кровопролитий – почему неясно – просто так получается.
Приход тирана на волне революционных событий – это, можно считать уже общее качество революций.
*
Количество совпадений настолько велико, что явно выглядывает тенденция. И Россия не ахти как выделяется. Гильотину для врагов придумали не в России. Термин «враг народа» тоже придумали не у нас, и даже не во Франции. Концентрационные лагеря впервые применили американцы в их гражданскую. Комиссары в «пыльных шлемах» тоже были в их гражданскую. Про ужасы «Гулага» можно долго рассуждать, но если знать про английские работные дома, то наши лагеря не кажутся верхом жестокости. Из «Гулага» был выход, и люди выходили на свободу – из работных домов выхода не было. А уж «закон о трёх колосках» лишь слабое подобие «законов о бродяжничестве» - в доброй старой Англии по том законам перевешали уйму народу.
*
Иной раз совпадения бывают разительными: - корсиканец Наполеон для французов тоже самое, что грузин Сталин для русских – оба «инородцы».
*
Демографические потери в результате подобных событий огромны для любого народа в любые времена. И Россия если и выделяется в этом ряду, то в сторону меньших потерь.
Революция во Франции и последовавшие за ней события привели к тому что в этой стране было практически выбито ВСЁ ВЗРОСЛОЕ МУЖСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ страны. Оставались только дети, старики и инвалиды. Под Ватерлоо на поле битвы вышли малочисленные ветераны и призванные со всей Франции … пацаны. Наполеону было от чего закручинится – воевать уже было некому – боеспособные французы лежали в земле от Испании до России. Выиграй он Ватерлоо шансов всё одно не было – невдалеке была сильная Русская армия, а у него людей уже не было совсем.
У нас же, после всех кровопролитий Гражданской, после колоссальных пертурбаций и связанных с ними потерь осталось достаточно людей чтобы выдержать Великую отечественную.
В Германии было ещё хуже – после Тридцатилетней войны впервые в истории христианства Церковь разрешила многожёнство – потери в результате этой бойни были настолько велики, что в некоторых землях убыли населения составляла 70-80%. Наши потери с этими цифрами, как говорится - и близко не стояли.
На мой взгляд, то что демографические потери в России не носили столь фатальных последствий это не случайность и не результат некоей благочинности нашего народа. Люди как люди, может быть и лучше других, но не так уж слишком. Сыграла роль география – русским было куда бежать и было куда прятаться. Опять же большевики были большой организующей силой, им удалось быстро навести порядок и прекратить кровавую вакханалию.
*
Мои рассуждения вовсе не попытка как-то принизить ужас трагедии нашей истории или как-то улучшить эту историю. Просто-напросто преувеличение в таких вещах сродни наговору и русофобству.