shuric писал(а):Серьезная война ведется как правило на пределе сил. Если французы не собрали при Азинкуре 100 000 армию (армию а не толпу) то они и не могли ее собрать.
Каким образом Орлеан и Арманьяки могут представлять весь потенциал всей Франции? При Азенкуре французы вообще, скорее всего, уступали англичанам. Собрать превосходящее по численности войско они просто не успевали.
Если бы французы могли собрать 100 000 войска не было бы столетней войны.
Если бы в 1238-1240 гг. Бату на Руси противостояли бы не пять-шесть квазигосударств, не способных ни к каким согласованным действиям, при трех воздержавшихся, а единое государство от Новгорода до Берлади и от Берестья до Рязани, то кто знает, прошел бы он дальше или нет?
Надо смотреть период, но в целом не вижу особой разницы. Власть Д. Донского была типичной "феодальной" властью - такой как у короля или императора.
Назовите мне, пожалуйста, аналог герцогства Бургундского и городов Фландрии на примере Великого княжества Владимирского времен Дмитрия. И поименуйте князей, формально вассалов Дмитрия, но фактически ограничивавших его власть, подобно курфюрстам Империи.
Не вдаваясь в дискуссию, кого считать рыцарем, замечу что как и в Европе на Руси основу войска образовывало феодальное конное ополчение.
Безусловно. Никаких возражений. Вот только не забывайте – основу. Но и там и там наличествовало пехота. Только, если в Западной Европе это были пешие лучники или стрелки – зависимые крестьяне рыцарей, реже горожане; на Руси пехота, в силу иного, нежели в Европе, характера взаимоотношений князя и города, представляла из себя ополчение городов, «тысячу». Ту самую организацию, из которой в свое время вышли бояре...
Могли.
Мы о боярах говорим или о дружинниках?
По всем имеющимся данным война на Руси была делом феодалов.
Подобных данных я пока не наблюдаю.
С чего вы решили, что оно (пешее ополчение) вообще было?
Никоновская летопись XVI в.: «И ту приидоша много пешаго воиньства и житийстии мнози людие, и купцы со всех земель и градов».
Герберштейн говорит о чисто конном войске. Конечно ко времени Герберштейна могли произойти изменения, но это еще надо доказать.
Ну так доказывайте. Доказывайте, что преобразование военной системы домонгольской Руси, представлявшей из себя сочетание конных княжеско-боярских дружин и ополчений городов, в военно-поместную систему XVI в., описываемую Герберштейном, произошло до 1380 г., а не в XV в. в процессе складывания русского централизованного государства.
Откуда цифирь?
От Дельбрюка))
Англичанин Мак-Брайнт в книге "История рыцарства" оценивает, если я правильно помню, армию Брюса в районе 10 000 человек.
А теперь объясните мне, как 10 тысяч шотландцев могли образовать четыре больших каре копейщиков с минимальной поддержкой рыцарей, перекрыв при этом фронт почти в 2 километра?
Наконец, напомню, что по мнению Дельбрюка ход сражения скорее говорит о численном превосходстве шотландцев.
Но закованные в доспехи феодалы ничем кроме войны и охоты не занимавшиеся, превосходили кочевников ополченцев.
Ага. Калка хорошо продемонстрировала это превосходство. А уж Легнице...
Вообще-то, уже с XIV в., т.е. еще до Куликовской битвы, Северо-Восточная Русь в основном начинает перенимать татарский способ ведения войны, делая в основном ставку на легкую конницу, так что к концу XV в. новгородцы уже мало различали, где татары, а где москвичи. Отсюда и постепенное исчезновение пехоты, к XV – началу XVI вв. превращающейся в «посоху», т.е. обслугу, и немногочисленные отряды стрельцов.
Так что, основная масса княжеских и боярских дружинников на Куликовом поле по вооружению и тактике уже вряд ли существенно отличалась от татар. Все-таки почти полтора века в одном улусе жили – было время поучиться друг у друга.
Ну собрал бы Д. Донской пешее ополчение на манер шотландского - что оно ему бы дало? Татары не рыцари. Они бы расстреляли такое ополчение не вступая в ближний бой.
Здрасьте, приехали. Что ж вас все в какие-то крайности бросает?! То у вас совсем нет пехоты. То теперь вдруг куда-то пропала конница, оставив пехоту без поддержки. Караул да и только.
Или вообще не стали бы вступать в бой, а обошли бы медленную пехоту стороной и обрушились на оставшееся без войска московское княжество.
Особенно меня этот момент поразил: «медленная пехота»/«войско московского княжества». Тут уж конница точно куда-то испарилась)))
В период Д. Донского города Европы в целом поддерживали монархическую власть
И не только в данный период, но и вообще. Вот только вопрос – в борьбе против кого они ее поддерживали? И мог ли монарх рассчитывать на этого самого «кого-то» также, как Дмитрий на своих князей и бояр?
да и независимость городов была на спаде.
))) Ну прямо-таки именно в этот момент все вдруг взяли и сложили оружие? Просто, чтобы сделать вам приятное)) ?
А вы можете назвать города Англии и Франции этого периода способные на самостоятельную политику?
Англии, конечно же, нет, так как к ней это никогда и не относилось. Что до Франции – Фландрия.
Ну так приходим к тому что армия Д. Донского не могла быть большой.
Да боже ж упаси, я и не утверждал никогда, что она была огромной. Я с самого начала возражал только против двух моментов:
1. вашего утверждения о том, что пехота отсутствовала вообще;
2. ваших попыток провести прямую параллель между мобилизационными возможностями стран Западной Европы и Северо-Восточной Руси без учета различий в социально-политической организации и фактического положения дел.
Вот и все.
Коли это городское ополчение то да.
А контингенты более мелких городков? Почему, например, сотни пяти коломенских волостей, упомянутых в завещании Дмитрия Ивановича, не могли идти под началом коломенского тысяцкого? Скорее всего его полномочия распространялись отнюдь не только на Коломну, но и на весь удел. Аналогично и в случае с московским тысяцким.
Ну вот Новгород попробовал противопоставить Москве ополченцев...
И чем это кончилось? Вот:...
Шелонь, 1471 г. И что из этого должно следовать?
Низкую боеспособность новгородской армии вы сами же и объяснили, указав на то, что частично она была укомплектована людьми, поставленными в строй насильно, отнюдь не поддерживавшими антимосковскую партию.
При этом, правда, забыли упомянуть два других не менее важных момента:
1. на Шелони Холмскому противостояла не вся гипотетически 40-тысячная новгородская армия – отряд Василия Шуйского действовал в Заволочье, а владычный полк архиепископа вообще устранился от сражения;
2. Холмский разгромил новгородцев по частям, при чем в три захода – 1) бой у Корыстына, где был разгромлен один отряд пехоты, высадившийся с ладей; 2) бой у Старой Русы, где был разбит еще один отряд пехоты; 3) наконец, собственно бой на Шелони и разгром конных дружин новгородских бояр.
При этом замечу, что по донесению самого Холмского после первых двух боев с новгородским пешим ополчением (Корыстын и Старая Руса) от его 10-тысячного корпуса «бысть бо наших всех осталося 4 тысящи или мало больши». То есть потери составили свыше 50%.
Кстати, к выше поднимавшемуся вопросу о противостоянии «закованных в броню феодалов» и легкой конницы – сколько точно новгородских бояр и их дружинников было на Шелони не известно, но что-то та броня не сильно им помогла в сражении против 4 тысяч москвичей и татар Холмского.
На заре своей истории швейцарцы могли бить рыцарей из засады в горах. Когда они (ш.) спустились на равнины они уже проводили занятия по боевой подготовке.
А я вам разве расписываю историю победоносной русской пехоты, вышедшей из лесов Северо-Восточной Руси на простор степей?
Именно так я и полагаю если речь идет о борьбе с татарами на их территории.
На их территории? Это зажатое между Смолкой и Дубком заболоченное поле – татарская территория? В смысле, местность, позволяющая им эффективно использовать свои сильные стороны? По-моему, все в точности наоборот.
Да, действия Дмитрия были наступательными, а переправа через Дон и навязывание противнику боя на Куликовом поле была шагом вперед по сравнению со стоянием на Воже. Но не путайте решительные действия Дмитрия с походом, скажем, корпуса Шереметьева в 1555 г., закончившимся побоищем на Судбищах. Дмитрий вынужден был навязывать Мамаю скорейший бой, опасаясь подхода Ягайло. А в Дикое Поле русские полки по-настоящему вышли не раньше XVI в.
Но не в степях.
В степях – понятие расплывчатое. Даже сами степняки не мерялись силами в голом поле с абсолютно незащищенными флангами и тылами. И уж Куликово поле никак не тянет на голую степь.
Характерный пример – Карры.
Правда, вы опять «забыли» о кое-каких мелочах.
1. У Красса было 7 легионов тяжелой и 4 тысячи легкой пехоты, т.е. ок. 40 000. И все это при поддержке всего 4 тысяч всадников. Против почти полностью конного войска парфян.
Антоний в 36 г. учел этот опыт и имел при себе уже 10 тысяч всадников плюс армяне, что и позволило ему, не смотря на потерю обоза осадных машин и, следовательно, провал осады Фрааспы, отступить с сохранением армии.
2. Красс был разгромлен только после того, как практически полностью потерял свою конницу.
3. Наконец, легионы Красса были разгромлены во время длительного отступления после значительного изматывания. Как-то это не вяжется с вашим представлением о легкой коннице, стремительно расстреливающей малоподвижную пехоту.
Ну и позвольте все же привести вам обратный пример – Ктезифон, 363 г.
Ну вот монголам Чингис-Хана противостояли сплошь и рядом войска второго рода. И кто кого бил?
Вы не поверите, но крымским татарам в XVI-XVIII вв. тоже сплошь и рядом противостояли войска «второго рода». Кто кого бил? А как Александр Македонский бил своих преимущественно конных противников? А как китайцы громили хунну? А походы русских дружин в степь против половцев, в частности, 1111 г.?
Вообще, странное у вас какое-то представление об исключительной непобедимости конницы. Какими же тупицами тогда были римляне, делавшие ставку на пехоту.
Западноевропейское рыцарство сформировалось из дружин германских князей. Каким образом ополчение на манер Швейцарского могло ко времени Ивана III превратится в конное войско "детей боярских" понять невозможно.
Так на манер швейцарского ополчения и не было. Разве об этом кто-то говорил?
Но откуда ж все-таки взялись эти голозадые дети боярские?
Ну да. "нынешний государь Василий на следующий год расположился лагерем около реки Оки и впервые пустил тогда в дело (НГ наряду с конницей) пехоту и пушки, .... Во всяком случае, при нас у него было почти полторы тысячи пехотинцев из литовцев и всякого сброда"
Сразу видна долгая традиция применения пешего войска из крестьян и горожан.
Сразу видно, Герберштейн – коренной москвич, плоть от плоти, корнями врос, не раз от дедов слышал, как воевали при предках нынешнего государя. И если уж он говорит «впервые», значит так тому и быть и иначе быть не может никак. Ну, а то, что когда-то там в XII-XIII вв. енти самые войска из крестьян и горожан наличествовали, а потом как-то вдруг взяли и пропали – это ерунда, не будем обращать на это внимание. Правда, в Европе они вот так вот никогда полностью не пропадали, но это тоже не важно. А что летописцы, писавшие ранее или во время Герберштейна, говоря о событиях конца XIV в., упоминали « много пешаго воиньства и житийстии мнози людие, и купцы со всех земель и градов» - так куда ж тем летописцам против коренного москвича Герберштейна...
Во во. Раз этак в 20 или 40 больший.
Хорошая у вас фантазия. Если не сказать больше.
Возможно, но так как человеческие ресурсы Руси сравнительно с Францией или Германией были ничтожны, то войско не могло быть больше чем французское.
Мобилизационный потенциал Франции в целом, безусловно, был значительно выше, чем ВКВ. Но Франция до конца Столетней войны представляет из себя лоскутное одеяло из королевских земель, земель лояльных или же нелояльных королю аристократов, территорий, оккупированных англичанами, Бургундии, земель аристократов, поддерживающих Бургундию и англичан, мятежных городов Фландрии и... думаю, это еще не полный список факторов, которые необходимо учесть для того, чтобы оценить возможности короля, бургундского герцога, герцога орлеанского, арманьяков или любой другой из действующих сил.
Дмитрий находился в значительно лучшем положении.
Впрочем если сравнить развитое феодальное общество (Францию времен Азенкура) и отсталое феодальное общество (Германию времен Оттона Великого) заключение что "менее развитое в феодальном отношении общество способно к мобилизации большего процента населения, чем развитое " становится сомнительным.
Дружище, так вы сравниваете эпохи, разделенные почти пятью веками))