Atmel писал(а):У меня в связи с Вашим неожиданным сообщением появился вопрос (я прошу извинения, если ответ содержится в тех ссылках, который Вы уже приводили – пока я не до всего добрался). Так вот, Вы пишете, что бога Молоха никогда не было. Хочу уточнить – не было вообще или не было у моавитян? Дело в том, что наличие такого бога является общепризнанным, и поэтому мне трудно вот так сразу перестроиться в этом мнении.
Мифологический словарь, М «Советская энциклопедия», 1991 год.
И. Ш. Шифман
МОЛОХ (греч.), Молéх (евр.). До сер. 20 в. считалось (на основании Библии), что М.— это почитавшееся в Палестине, Финикии и Карфагене божество, которому приносились человеческие жертвы, особенно дети. Существовала гипотеза, что М. и аммонитский Мильком — одно и то же божество («мерзость аммонитская», ср. (3 Царств 11, 5 и 11, 7); характерно, что и другие божества, в именах которых есть корень mlk («царь»), упоминаются в Ветхом завете, как правило, в связи с жертвоприношениями детей (напр., 4 Царств 17, 31); ряд учёных отождествлял с М. и Мелькарта. Предполагалось также, что за библейским М. скрывается сам Яхве, которому в добиблейской традиции приносились человеческие жертвы.
На основании изучения неопунических надписей (конца 1-го тыс. до н. э.— первых веков н. э.) было выдвинуто предположение, что М. (molk) — обозначение самого ритуала жертвенного сжигания людей или животных, позже принятое за имя божества. Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва (ср. Кемош). Местом отправления культа в Палестине был, по Библии, тофет в долине Хинном (Иерем. 32, 35; см. Геенна). В иудаистической традиции человеческие жертвоприношения были запрещены; иудейский царь Иосия уничтожил тофет (4 Царств 23, 10); человеческие жертвоприношения совершали, согласно библейской традиции, лишь цари-«отступники», как Ахаз (4 Царств 16, 3) и Манассия (4 Цар. 21:6). Но в финикийских обществах и в Карфагене этот обычай сохранялся, по-видимому, до конца 1-го тыс. до н. э. Филон Библский (кон. 1 — нач. 2 вв. н. э.) и Порфирий (3 — нач. 4 вв. н. э.) приводят миф, очевидно, обосновывавший эту практику: Кронос (Эл; см. Илу) в момент катастрофы принёс в жертву своему отцу Урану (Баалшамему) единственного сына — Йеуда.
Atmel писал(а):Итак, считается, что человеческие жертвы (младенцев) требовал Молох. Это искаженная форма семитского слова "мелех", что попросту означает царь. В Уре Шумерском его называли Малькум, у аммонитян - Мильком, а в Сирии и Вавилоне - Малик, в Тире же и Карфагене он выступал как Мелеккарт, что означает царь города.
Об обряде «molk» см. выше, Об обряде всесожжения.
Я, что для себя статьи распознаю? У меня они есть.
У слов «молох» и «Мелькарт» (правильнее, Милькарт) разная семантика и разная этимология. Откуда сведения, что в Тире и Карфагене он назывался Мелеккарт?
Все перечисленные имена богов (на счет Малькума точно не знаю), действительно, означают «владыка, царь». Но не слишком ли поспешно Вы делаете вывод, что это один и тот же персонаж? Так можно всех Ваалов отождествить, на том же основании. Хотя само по себе Ba`al (во всех семитских языках, попросту «господин», «хозяин», «владелец», а так же «супруг и гражданин») - родовое имя, и ничего не говорит о природе бога; могло использоваться в качестве апеллятива любого бога.
Буду говорить о том, что знаю. Мелькрат – это не столько имя, сколько функция бога. Он - бог-градоправитель Тира. Почитался так же под именем Баал-Цор А его настоящее имя скрывалось жрецами, и хорошо скрывалось, потому что до сих пор неизвестно. Мелькарт – бог второго или третьего поколения. И он моложе аммонитского Милькома, который упоминается в угаритском списке богов. Но если Мелькарт и перенял чьи-то функции, то Баал-Хаддада.. Кстати, само его имя – Мелькрат, говорит о тирском происхождении и местном характере культа. Хотя в последствии его культ и получил широкое распространение во всех финикийских колониях Центрального и Западного Средиземноморья, что не странно, т.к. за пределами Тира, он почитался как бог мореплавателей.
Считается, что в Тире Мелькарту приносили одну жертву в год. Но дело в том, что финикийцы (и не только они), чтобы их просьба была наверняка услышана наверху и, может быть, выполнена, приносили жертву верховным богам (тем, кто на тот момент возглавлял пантеон), поэтому если в Тире подобные обряды совершались в честь Мелькарта, то жители Карфагена, в основном, жертвы посвящали Баал-Хаммону и Таннит-перед-Баалом, а жертвователями Мелькарту были только купцы-мореплаватели.
Atmel писал(а):Ну и следующий вопрос, связанный с этим – в Ханаане Молох (если он, конечно, «был») «требовал» человеческих жертв, а в Уре и Вавилоне как с этим обстояло дело?
У нет сведений. Но могу предположить, чисто теоретически, что жертвоприношения практиковались в культе Иштар (просто «богиня»), тождественной шумерской Иннане. Это божество с очень мощными хтоническими корнями.Кроме того, сохранилась большая мифологическая база, включающая в себя культ умирающего и возрождающегося бога, которая предоставляет богатый материал для умозрительных выкладок. Так же имеются свидетельства об обрядах оргаистического характера, как остаточного явления от изначального культа Иштар.
О человеческих жертвоприношениях в Уре, есть одна версия. Это жертвоприношение при заключении договора.
Известно, что Авраам был выходцем из Ура Халдейского, а Фарра, его отец, «поклонялся чужим богам». Вы помните фрагмент (Быт. 15) о договоре Авраама с Богом? Вероятно, этот фрагмент свидетельствует о халдейском обычае, где изначально договор скреплялся человеческой кровью.
9 Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. (Иер. 34, 18.)
17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. (Иер. 34, 18.)
18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом…
http://66.102.9.104/search?q=cache:A8RxGfJYnxcJ:www.hapiru.name/Text2-2.html+%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%82&hl=ru&ct=clnk&cd=14&gl=ru
Для выявления истоков этого обычая обратимся к материалам археологии.
При раскопках Гезера Макалистером, в одном из древнейших могильников (пещере-цистерне) были обнаружены 14 лежащих мужских скелетов и один - шестнадцатилетней девушки. Сохранилась только верхняя часть туловища девушки, ниже рёбер тело было отсечено, а тазовые кости и ноги в захоронении вообще отсутствовали. Много древесного угля, найденного между костями в могильнике, показывает, что здесь происходили жертвоприношение и погребальное пиршество или какой-либо иной торжественный погребальный обряд. Под фундаментом одной из стен Гезера, около останков двух мужчин, лежал расчленённый скелет юноши в возрасте около семнадцати лет. Его тело также было расчленено ниже рёбер, а нижняя часть и конечности отсутствовали. Тот же необычайный способ погребения зафиксирован (12.с203;14.с268) более, чем в двенадцати случаях на погребальном поле конца каменного века в Галльштадте, Австрия.
По поводу мальчика и девочки, убитых и разрезанных пополам, Дж.Фрезер предлагает следующее толкование: это были жертвы, принесённые ханаанеями при заключении очень важного, возможно, судьбоносного, договора. Договаривающиеся стороны прошли между частями человеческой жертвы, подобно тому, как древние евреи при заключении договора проходили между двумя половинами убитого телёнка ("резать договор"). Такой обычай основывается на идее возмездия: разрезание жертвы пополам символизирует участь клятвопреступника (благодаря действию симпатической магии).
В договоре с Авраамом Бог проходит между частями жертв, как одна из договаривающихся сторон; проходит ночью, при Луне, в виде огня и дыма.
Интерпретируем набор символов (и жертвенных животных) в этом обычае с позиций раннеземледельческой, неолитической, религии.
Так, пламя, дым и Луна - эмблемы Великого бога земли и преисподней; тёлка и коза - его "жертвенное стадо"; число жертв (пять)- его сакральное (хтоническое) число (овен (57.), до поры поздненеолитической религиозной «революции» являлся священным животным богини-матери; горлица и голубь - тоже жертвы в её честь). «Пять» составляет и сумма признаков, символизирующих присутствие бога-отца: пламя, дым, Луна и двое его животных (самки тельца и козла).
Сакральные числа "три" (размер "жертвенного стада" богини-матери (овца и два голубя), возраст животных и число самок) и «четыре» (при прохождении Бога в виде огня между частями животных и голубями - с каждой из сторон от него находится по четыре «предмета»), - эмблемы богини Неба, Великой матери, символизирующие непременное присутствие богини при заключении «завета».
Следовательно, при таком обряде договора («завета») договаривающиеся стороны клянутся небом (богиня-мать), землёй, водой и преисподней (бог-отец), призывая Великих неолитических богов в свидетели договора, т.е. это - предельно сильная клятва. Клятва того же типа использована, в частности, в шумерском мифе "С великих небес" (51.с146) при заключении договора между царицей преисподней Эрешкигаль и двумя созданиями, сотворёнными богом Энки для спасения Инанны. Энки, знающий будущее, поучает своих созданий: "Душою небес, душою земли её (Эрешкигаль) закляните, душою недр её закляните!". Близки к этой магической формуле и стихи из благословений праотца Иакова (Быт.49.25,26): "Он да благословит тебя... благословениями неба... благословениями бездны, благословениями персей и утробы (матери-земли)"; и пророка Моисея (Втор.33.13): "Благословит Господь... дарами неба, росою (земли) и бездной, лежащей внизу".
Atmel, спасибо, что прочитали мой пост полностью.
