Gosha писал(а): ...потеряв Одессу 250 дней оборонять Севастополь нет смысла. Так как свое стратегическое значение он уже потерял. Если необходимо оборонять Севастополь, то с потерей Перекопа это опять же бессмысленно. Выходит, немецкая армия правильно поступила, не став цепляться за Крым после взятия КА Перекопа. Зачем напрасные потери...
Уважаемый Тор... 17 армия лучше бы сковывала продвижение 2-го Украинского фронта, а так она просто попала в мышеловку...
4-й Украинский фронт и Отдельная Приморская армия занимались тем же, чем занимался Манштейн почти целый год под Севастополем. Единственная разница у КА получилось все быстрее за два месяца.
thor писал(а): Да это как сказать - если считать, что они с ноября 1943 по начало мая 1944 г. стояли, то это не слишком намного меньше Манштейна. Другое дело, что штурм Севастополя наши войска осуществили быстрее, чем немцы.
Недавно осуществил свою давнюю мечту, приобрел одну забавную книженцию из разряда «фрицовских откровений»: А. Бухнер «1944 крах на Восточном фронте». Как и у цитированных мною «Битв Третьего рейха» тираж астрономический – 4000 экз., что делает книгу заведомо неизвестной широкому кругу читателей. А она весьма примечательна, уже тем, что написана автором в 1988 г. (когда был жив СССР и всё «цивилизованное мировое сообщество» ещё считало немецких фашистов преступниками, следовательно и нагло врать и превозносить их «успехи» было ещё не в моде, даже в ФРГ, где она писалась. К тому же книжка написана со слов очевидцев и буквально представляет из себя стенографический отчет показаний немецких офицеров и солдат, слегка разбавленный комментариями автора.).
Выяснилась примечательная деталь, упоминавшийся здесь г-н Широкорад в своей книжке о Черноморском флоте (материалами которой активно пользовался друг наш Gocha), местами, почти со 100% точностью воспроизводит текст Бухнера, к сожалению постеснявшись дать соответствующие ссылки.
Жаль, что лишь местами, рискнем восполнить этот досадный пробел.
Любопытно, как опираясь на данные Широкорада thor и Gocha сопоставляют действия советских и немецких войск по обороне Крыма.
Gocha уверяет нас, что немцы намеренно оставили Крым за бессмысленностью дальнейшей обороны. И основываясь на «немецком передовом опыте» делает вывод, что и советским войскам в 41-м следовало бы поступить также. thor напротив полагает, что немцы упорно сопротивлялись и щедро отписывает на их счет оборону Крыма аж «с 1943 по начало мая 1944 г.»
Увы, господа, вы неправы оба.
Начнем с событий 41-го года. Сошлюсь на свидетельства генерал-фельдмаршалов Рундштедта и Клейста о том, какое же влияние оказал Севастополь на ход боевых действий на южном крыле советско-германского фронта: «Гитлер поставил перед Рундштедтом весьма амбициозную задачу. Ему предстояло захватить Черноморское побережье и достичь Кавказа.... Рундштедт подчеркнул: «выполнение плана с самого начала было затруднено из-за переброски отельных наших частей на Московский фронт... мои армии на левом крыле столкнулись с упорным сопротивлением в районе Курска и не смогли выйти к своей цели – Воронежу. Эта остановка отрицательно сказалась на движении соседней 17-й армии и сузила фронт наступления к Кавказу. 17-я армия была остановлена на Донце и не смогла продвинуться вперёд, чтобы защитить фланг 1-й танковой армии фон Клейста». И в этот ответственный момент, когда Клейст попал в исключительно рисковое положение и при этом имел категорический приказ наступать: «На другом фланге 11-я армия Манштейна проникла через укрепления перекопа и вошла в Крым. Полуостров удалось захватить довольно быстро. Сопротивление оказывали только крепость Севастополь и Керчь. Однако это отклонение в сторону от основного направления, выполненное по приказу Гитлера, уменьшило силы, имевшиеся в моем распоряжении».
Клейсту естественно «досталось на орехи»: «Прежде чем мы вышли к низовьям Дона, стало совершенно очевидно, что ни времени, ни возможности достичь Кавказа у нас нет... русские постоянно подвозили по железной дороге свежие части с востока. А потом вмешалась плохая погода и наше наступление в самый критический момент захлебнулось... Теперь я хотел уже только одного – войти в Ростов и уничтожить мосты через Дон... Мои войска оставались в Ростове дольше чем планировалось. и в результате серьезно пострадали от контрнаступления русских, начатого на последней неделе ноября.» («Битвы III рейха» стр. 221-222). Итак: 17 армия немцев провалила наступление на Воронеж, 1 танковая армия разгромлена под Ростовом, а что же Манштей и его 11 армия? Как раз в эти ноябрьские дни, когда Клейста вовсю уже лупили под Ростовом, Манштейн начал 1-й генеральный штурм Севастополя..., в декабре 2-й генеральный штурм – итог известен, положив тысячи немецких и румынских солдат, г-н Левински остался зимовать в Крыму.
Вообще-то это аксиома военной науки – бьют только кулаком, а не растопыренными пальцами. Здесь прямо можно сказать, что немецкое командование (и уж не впервой за летне-осеннюю кампанию 41 года) продемонстрировало бездарность и авантюризм и получило по заслугам.
