Модератор: Лемурий
Не проразимся мыслию но землями, помянем первых лет времена, похвалим вещаго Бояна, горазда гудца в Киеве. Тот бо вещий Боян воскладоша гораздыя своя персты на живыя струны, пояше руским князем славы: первую славу великому князю Киевскому Игорю Рюриковичю, вторую — великому князю Владимеру Святославичю Киевскому, третюю — великому князю Ярославу Володимеровичю.
Аз же помяну резанца Софония и восхвалю песнеми и гусленными буйными словесы сего великаго князя Дмитрея Ивановича и брата его князя Владимера Андреевича, а внуки святаго великого князя Владимера Киевского. И пение князем руским за веру христианьскую.
А вот ИМХО Б.А. Рыбакова:Евгений Беляков писал(а):Имхо, повторяю, "Бояна" никакого в Слове нет: есть Троян, причем лигатура Тр прочитывается то как Б, то как З... Что лигатуру Тр нельзя принять за эти буквы - это мнение человека, который ее никогда не видел...
Отождествление Трояна с Бояном, сделанное в XIX в. Н.С. Тихомировым, в наши дни отстаивает А.Югов. Такое отождествление основывается на возможности наличия в одном из промежуточных списков лигатуры букв "Т" и "Р", которая могла быть принята переписчиком за букву "Б".
Выражение Боян "рища в тропа Трояню" А.Югов переводит так: "Боян понесся Бояновыми путями..." [А. Югов. Троянова земля или - Боянова? "Слово о полку Игореве" Библиотечка школьника. М., 1970 стр. 217-225]
Седьмой век Трояна он считает "семым веком", т.е. по его толкованию, "этим самым", а "земля Трояня" у Югова оказывается (в форме "земли Бояней") Киевской Русью. Возврат к отождествлению Трояна с Бояном не нашел отклика у современных исследователей.
Псалтырь, слагаясь в течение 8-ми столетий — от Моисея (1500 лет до Р. Хр). до Ездры-Неемии (400 лет до Р.Хр.), содержит 150 псалмов. Царь Давид положил начало этой книге, составив наибольшее количество псалмов (более 80-ти). Кроме Давидовых, в Псалтырь вошли псалмы: Моисея — один (89-й пс.), Соломона — три (71-й, 126-й и 131-й), Асафа-прозорливца и его потомков-асафитов — двенадцать; Емана — один (87-й), Ефама — один (88-й), сынов Кореевых — одиннадцать. Остальные псалмы принадлежат неизвестным писателям. Псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы.
Часто в начале псалмов встречаются надписи, которые указывают на их содержание: например, “молитва” (просительный псалом), “хвала” (хвалебный псалом), “учение” (назидательный псалом), или на способ писания: “столпописание,” т.е. эпиграммический. Другие надписи указывают на способ исполнения, например: “псалом” — т.е. с аккомпанементом на музыкальном инструменте-псалтыри; “песнь” — т.е. исполнение голосом, вокальное; “на струнных орудиях;” “на осьмиструнном;” “о точилех” или в русской Библии “на гефском орудии” — т.е. на цитре; “об изменяемых” — т.е. с переменой инструментов. Над некоторыми псалмами надписаны слова песни, по образцу которой данный псалом должен исполняться, нечто вроде “подобных” на вечерних и утренних богослужениях.
Псалтырь была большей частью уже заключительной книгой в древнем русском образовании, необходимой не только для церковно-служителей, но и для лиц светских. Сочинения Феодосия Печерского, митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Владимира Мономаха полны ссылок на псалмы и изречений из них...
Ни одно богослужение, еще с ветхозаветных времен, не обходится без псалмов. Псалмы начали употреблять при принесении ежедневных жертв, в субботы и праздники. Давид ввел употребление при псалмопении музыкальных инструментов: струнных, духовых и ударных — гуслей, тимпанов, псалтыри, кимвалов, труб и других.
Псалом 91-й
Благо исповедать Господа и петь имени Твоему, Вышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою во всякую ночь, на десятиструнной псалтыри, с пением, на гуслях.
Псалом 150-й
Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по силе Его, хвалите Его по чрезмерному величию Его. Хвалите Его голосом трубы, хвалите Его на псалтыри и гуслях. Хвалите Его на тимпане и хором, хвалите его на струнах и органе. Хвалите Его на кимвалах благозвучных, хвалите Его на кимвалах громогласных. Всякое дыхание да хвалит Господа!
Все эти словосочетания разобраны (подробно) в теме "ГОТСКИЕ ДЕВЫ"... Значит опять 25 ???Евгений Беляков писал(а):"Тропа Трояна", "Земля Трояна", "Седьмой век Трояна" - ???
Не я один ставлю эти вопросительные знаки...
Лемурий писал(а):От себя добавлю, что упомянутый Боян был не только крупный землевладелец, приравненный по имущественному положению к боярину, но и имел непосредственное отношение к церкви. Купчая фиксируется на стене Софийского собора в присутствии 13 послухов из попов.
Ну и какие версии по тому какой пост занимал в XI в. Боян![]()
sasha a писал(а):Монах-схимник никак не мог исполнять светские песни для князей, услаждая их слух во время пиров. Следовательно, ни Климент, ни Даниил Заточник не могли быть Бояном-гусляром.
Хотя это не исключает влияния произведений Климента или прововедей Заточника на Автора Слова.
sasha a писал(а):Насколько я понимаю, данный землевладелец Боян не имеет какого-либо отношения к Бояну из Слова. Эта запись, также как и имена Боянов на берестяных грамотах, приведенных в Энциклопедии Слова, лишь говорит о том, что имя Бояна было распространено в те времена.
Однако, если Автор употребил его в С., то оно должно было быть носителем конкретного образа придворного песнотворца, хорошо известного всем тем князьям, к которым обращено произведение. Подчеркиваю: придворного, а не церковного.
Мне не приходилось слышать, чтобы в православной Руси церковное песнопение исполнялось под гусли или иные музыкальные инструменты - это католические заморочки.
Монах-схимник никак не мог исполнять светские песни для князей, услаждая их слух во время пиров. Следовательно, ни Климент, ни Даниил Заточник не могли быть Бояном-гусляром.
Хотя это не исключает влияния произведений Климента или прововедей Заточника на Автора Слова.
Часто в начале псалмов встречаются надписи, которые указывают на их содержание: например, “молитва” (просительный псалом), “хвала” (хвалебный псалом), “учение” (назидательный псалом), или на способ писания: “столпописание,” т.е. эпиграммический. Другие надписи указывают на способ исполнения, например: “псалом” — т.е. с аккомпанементом на музыкальном инструменте-псалтыри; “песнь” — т.е. исполнение голосом, вокальное; “на струнных орудиях;” “на осьмиструнном;” “о точилех” или в русской Библии “на гефском орудии” — т.е. на цитре; “об изменяемых” — т.е. с переменой инструментов. Над некоторыми псалмами надписаны слова песни, по образцу которой данный псалом должен исполняться, нечто вроде “подобных” на вечерних и утренних богослужениях.
Псалтырь была большей частью уже заключительной книгой в древнем русском образовании, необходимой не только для церковно-служителей, но и для лиц светских. Сочинения Феодосия Печерского, митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Владимира Мономаха полны ссылок на псалмы и изречений из них. Ее влияние очень ощутительно в народных пословицах. Псалмы перелагались почти всеми нашими поэтами 18-го века; из поэтов 19-го века — Хомяковым, Языковым и другими.
sasha a писал(а): Отчего же тогда никто не вступился за него, когда его сослали на Белоозеро?
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31