thor писал(а):Кто ж полагать, что французы и англичане в мае 1940 г. так облажаются?
Да, существовала своего рода базовая идея, которая придавала планам Сталина особую прочность и прибавляла уверенности кремлевским руководителям.
Из речи Ворошилова: "... современные войны, как об этом красноречиво свидетельствует вторая империалистическая война, будут длительными, затяжными, разорительными." (XVIII Съезд Всесоюзной коммунистической партии (б). Стенографический отчет. М., 1939, с.189.).
Н.С.Хрущев вспоминал: "Сталин, как я полагаю, ожидал, что развернутся затяжные сражения английских и французских войск против немецких. Они истощат Гитлера. Таким образом окажутся сорванными его планы сначала разбить Запад, а потом Восток, то есть рухнет стратегия, заложенная им в идею подписания договора 1939 г. с СССР о ненападении." (Хрущев Н.С. Воспоминания. Время, люди, власть. т.1. М., 1999, с. 258.).
В.М.Бережков, бывший тогда первым секретарем полпредства в Берлине: "... тогда было трудно предположить, что Франция рухнет так быстро, не выдержав и нескольких недель схватки с Германией... Напротив, были все основания ожидать затяжного конфликта между империалистическими державами, от которого Советский Союз... мог бы на какое-то время, если не на весь период войны, остаться в стороне". (Бережков В.М. Страницы дипломатической истории. М., 1982, с.17).
Ряд видных политических деятелей демократических стран даже после ошеломляющего блицкрига в Польше придерживались фактически такого же мнения.
Видный французский политик Леон Блюм был уверен, что немцы бессильны против линии Мажино и, следовательно, Франция может чувствовать себя в безопасности. (де Голль Ш. Военные мемуары. т.1. М., 1957, с.57.).
Военно-морской министр Великобритании Уинстон Черчилль писал тогда же, что кайзеровская Германия кажется ему более трудным противником, чем Германия нацистская, оговариваясь, правда, что это мнение может измениться в любой момент. (Черчилль У. Вторая мировая война. кн.1. М., 1990, с.248.).
Словом, Сталин исходил из само собой разумеющейся предпосылки о затяжной борьбе равных на западе, за время которой Советский Союз успеет прибрать к рукам обширные новые территории в своей "сфере интересов" согласно августовского (1939 г.) пакта и в конце которой истощенная Германия и ее противники уже ничего не смогут противопоставить СССР на Европейском континенте.
Многозначительный намек Молотова в его речи перед Верховным Советом осенью 1939 г.:
"Начавшаяся между Германией и англо-французским блоком война находится лишь в своей первой стадии и по-настоящему еще не развернулась. Тем не менее понятно, что такая война должна будет [ в тексте "была" - Ilik] внести коренные изменения в положение Европы, да и не только Европы". (О внешней политике Советского Союза. Доклад Председателя Совета Народных Комиссаров и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. Молотова на заседании Верховного Совета Союза ССР 31 октября 1939 г. // Военно-исторический журнал. 1939, №4. с.3-4.).
Какими же виделись советским вождям заявленные на будущее "коренные изменения в положении Европы" ? Революционное брожение?
"Правда" на протяжение первых месяцев 1940 г. подводит читателя к мысли, что в Англии и Франции рано или поздно произойдет революционный взрыв. Сельское хозяйство этих стран на пороге разрухи и деградации (Правда. - 1940. - 19 января). Из-за нехватки угля половина домов в Англии не отапливается (Правда. - 1940. - 6 февраля). Английские солдаты на фронте живут впроголодь (Правда. - 1940. - 7 февраля). В Англии растет безработица (Правда. - 1940. - 26 января; Правда. - 1940. - 8 февраля), а во Франции из-за трудностей с продовольствием вводится карточная система (Правда. - 1940. - 10 февраля.).
В большой статье без подписи под характерным названием "Правители Франции боятся народного гнева" перечислялись такие "грехи" режима как запрет компартии и роспуск рабочих организаций. Но "французские большевики" неутомимо разъясняют солдатам, что они - пушечное мясо в новой войне. Правительство Даладье скрывает от рабочих, крестьян и солдат правду о виновниках империалистической войны. Правительство Николая Романова тоже скрывало правду от народа... Правящие круги Франции понимают, что когда правда об их преступлениях перед народом станет известна широким массам трудящихся, тогда им несдобровать (Правда. - 1940. - 20 января).
Обобщая "обнадеживающие" вести из Великобритании и Франции, некто Я.Викторов в аналитической статье "Полгода войны в Европе" нарисовал захватывающую картину сползания западных демократий к неминуемой гибели (Правда. - 1940. - 3 марта).