Лемурий писал(а):Новый писал(а):нет в мире такой силы, которая заставила бы то, что символизируют сии образы, происходить в порядке, противоположном тому, в коем они поименованы. Сначала головы по земле "стелются", а потом уж, в результате этого, костями земля "засевается". Такова очередность этих физических процессов. Нет здесь жатвы того, что посеяно, и нет, стало быть, связи с притчей о зернах и плевелах.
Уважаемый Новый, хотелось бы, чтобы Ваши субъективные знания о "земледельческом процессе" во время "кончины века" были бы подкреплены текстом СПИ. Этак, Вы скажите, что "плевела" - это зерна и "сынами лукавого" быть не могут...
"... На седьмомъ вѣцѣ...Tокъ на Немизѣ = "...Жатва есть кончина века..."
"... Tокъ на Немизѣ: снопы стелютъ головами..." = "...Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы..."
По очевидным знакам равенства возражения есть? Жду "опровержений", желательно не из "земельного кодекса"...
Лемурий писал(а):Новый писал(а):Поэтика СПИ в значительной мере построена на фольклорной основе, и данные образы взяты из народной фантазии.
Ну тогда Вы неизменно должны придти к тому, что Автор СПИ - этакий самородок из народа, который написал на "фольклорной основе" образами из "народной фантазии" грамматически правильное, высокохудожественное произведение, с схедографическими шарадами и библейскими парафразами, что сводит вероятность существования такого "дружинного академика" к НУЛЮ и переносит время создания СПИ лет этак на 400 вперед.
В том-то и дело, что эти знаки равенства НЕ ОЧЕВИДНЫ. Знаки метафорического подобия можно уверенно поставить между "жатвой" и "кончиной века", но - ВНУТРИПРИТЧЕВЫЕ. В рамках данной притчи из Евангелия эта метафора, безусловно, "работает", но для столь же уверенного заключения о том, что именно эта притча парафразируется в "Слове", твердых оснований нет. ДАЖЕ ЕСЛИ допустить, что не "съ "Дудутокъ" (как довольно многие, включая меня, считают), а именно "токъ на Немизе" (или компромиссно предположить схедографическую шараду) даже и тогда наличие образа жатвы (и молотьбы, и посева) - совсем не обязательно парафраза на Новый Завет. Земледельческие метафоры были очень распространены в древности и средневековье, поскольку для очень многих людей в те времена сельскохозяйственные реалии являлись едва ли не самым повседневным и наглядным в жизни, а притчи и метафоры на наглядных образах и строились. На тех самых визуально (или аудио)-сенсорных эффектах, о которых я уже и раньше писал. Я Вам приводил "страшилки", собранные Далем. А вот из мифологии:
(начало цитаты)"...Анату, которая была богиней не только любви, но и охоты и войны, в это время как раз занималась войной. В долине на берегу моря между двумя крепостями сражалась она против людей востока3. К ее ногам падали головы воинов, как отрезанные колосья (sic! - НОВЫЙ), над нею, как саранча, летали отрубленные руки. Анату прикрепляла руки воинов к своему поясу, а головы привязывала к своей спине..."(конец цитаты)
http://ulenspiegel.od.ua/balu-i-anatu
Это из "угаритского цикла" ("Балу и Анату. Постройка дворца Балу"). По-моему, где-то в данном цикле и "снопы" есть в качестве метафоры голов, но в этом я не уверен (найду - дам цитату...). Но, как бы то ни было - всем жатвам жатва.
И из Гомера:
(начало цитаты)"...Скоро сердце людей пресыщается в битве убийством,
Где уже множество класов медь по земле разостлала,
Скудной становится жатва, как скоро весы наклоняет
Зевс Эгиох, меж племен человеческих браней решитель..." (конец цитаты)
("Илиада", песнь девятнадцатая, 221-224)
И это только примеры. Думаю, что и у скандинавов, и у многих других этносов можно найти аналогичные метафоры, основанные на чисто "сенсорном" подобии.
В евангельском же случае метафора совершенно иного плана, она - логическая. "Жатва"="сбор" того, что когда-то было "посеяно", и сей "сбор" сопровождается отделением доброго от злого (аналогично - отделение "овец" от "козлищ"). И "плевелы" - это злодеи коих "связывают в снопы", но делается это намного позже (и в результате) "посева". А в СПИ - сначала "головы стелЮт снопами" (кстати, не один Всеслав, здесь же мн. ч., так что "спарринг-партнеры", понятное дело, подразумеваются), и только потом - берега Немиги "костьми посеяни...". Всё наоборот. У меня нет никаких "субъективных" знаний о земледельческом процессе, поскольку всё моё субъективное участие в сих процессах ограничивалось поездками на картошку, но чтО чему предшествует - это знание "объективное". А также и знание, что в рукопашном бою (тоже, каюсь, не имею субъективного опыта) сначала летят головы (предмет "жатвы"), а потом уж кости (предмет "сеяния") оказываются в земле. В полном соответствии с той очередностью, которую мы видим в СПИ, и в полном НЕсоответствии с земледельческой (и с евангельской, где лукавый сначала "посеял" те плевелы, что потом пожинаются). Мы уже договорились, что Всеслав - не "жнец" (хотя бы потому, что не ангел), но он (вместе с Ярославичами) - и "сеятель" совсем не того, что в тексте "Слова" "снопами стелется". Даже если абстрагироваться от того факта, что метафора "сеяния костей" - не только здесь, а ещё и во фрагменте о Гориславиче, т. е. она не "эксклюзивна". И даже если не фиксировать внимание на вопросе: ну почему же всё-таки те "русские сыны", которые погибли на Немиге, - "плевелы"?..
Вы скажете, что в связи именно со Всеславом поминается "седьмой век" и что это дополнительная "наводка" на мотивы "конца света", а значит - на Апокалипсис и антихриста... Но и этот "седьмой век", наряду с вехой отсчета - Трояном, - крайне дискуссионен в плане трактовки. И истолкование "апокалиптическое седьмое тысячелетие" мне ещё потому кажется проблемным, что не оправдывается контекстом самой реальности: Всеслав по масштабу деяний не тянет на апокалиптическую фигуру, и мир продолжал себе, во времена автора "Слова" преспокойно стоять, что сделало бы вообще логически несообразной патетику "Страшного Суда" в связи с этой битвой на Немиге. Да и битва хоть и относительно крупная, но тоже не из ряда вон, если про бой Игоря с половцами пишется, что "...сицеи рати не слыхано...".
В свете всего сказанного я считаю вполне логичным истолкование этих метафор ("снопы"..."кости") в качестве одного из элементов народно-поэтического материала, широко используемого нашим Автором (откуда, скажем, все эти "соколы", и "буй тур", и т. д.). Он, разумеется, не "самородок" (для "самородка" слишком образован), но разве не может в одном произведении органично сочетаться и библейское, и фольклорное? У талантливого человека - МОЖЕТ. И эта "неоднослойность" - одна из "изюминок" обсуждаемой нами поэмы.
Продолжение следует.