Konrad писал(а):Выписал это на каком-то форуме,
ссылка была на это:
Гадло А.В. Предыстория Приазовской Руси. Очерки истории русского княжения на Северном Кавказе. – СПб., 2004.
Страницу не указали.
А как же вы ссылаетесь на книгу, на самом деле не познакомившись с нею?
Konrad писал(а):У меня к Вам просьба. Если у Вас эта книга есть, то могли бы Вы её посканировать или перефоткать?
То же касается
Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X–XIII вв. – СПб., 1994.
"Этнической истории" нету, к сожалению. Но "Предыстория Приазовской Руси. Очерки истории русского княжения на Северном Кавказе" есть. Просканировать всю книгу не возьмусь, вы от меня слишком многого хотите. Могу сфотографировать пару-тройку страниц, например:
Здесь А.В.Гадло пишет о том, что после смерти Олега "Гориславича" Тмуторокань вошел в состав Византийской империи:

А здесь предполагает, что сообщение Татищева о Тмуторокане под 1127 г. касается именно этого черноморского порта:

Konrad писал(а):И... что скажете, минуя эти ссылки, о прочих рассуждениях?
Не могу согласиться с этим вашим тезисом:
Konrad писал(а):Да, летописи не освещают жизнь в Тмуторокани, но это может означать лишь одно - там не происходило ничего достойного внимания, власть не переходила из рук в руки, всё текло своим чередом. Ведь только эксцессы и перипетии бурной жизни князей-изгоев удостаивались пера летописца. Значит, тихо и мирно сидели посадники. Кроме того, летопись систематически умалчивает о населении Дуная, о бродниках, о купцах-гречниках и залозниках, даже о порогах на Днепре ни слова нет!!! Но ведь из этого же не вытекает, что порогов не существовало или что один раз упомянутые города прекращали свое существование вскорости.
Если летопись не упоминает о Тмутороканском княжестве в 12-13 вв., то значит не было княжества. Были бы князья или посадники там, то хоть что-то говорилось бы о них: пошел походом туда-то, то-то построил, тогда-то умер (как говорилось в 11 в.). А этого ничего нет. У нас есть в самом лучшем случае 1127-1128 годы, это предел пока что. И пороги, кстати, в летописи упоминаются:
Створив же миръ Святославъ съ греки, поиде в лодьяхъ къ порогомъ. И рече ему воевода отень Свѣналдъ: «Поиде, княже, на конихъ около, стоять бо печенѣзи в порозѣх». И не послуша его и поиде в лодьяхъ. И послаша переяславци къ печенѣгомъ, глаголюще: «Се идеть вы Святославъ в Русь, вземъ имѣнье много у грекъ и полонъ бещисленъ, с маломъ дружины». Слышавше же се печенизи заступиша пороги. И приде Святославъ къ порогомъ, и не бѣ льзѣ проити порогъ. И ста зимовати в Бѣлобережьи, и не бѣ у них брашна уже, и бѣ глад великъ, яко по полугривнѣ глава коняча, и зимова Святославъ ту.
Веснѣ же приспѣвши, в лѣто 6480, поиде Святославъ в пороги. И нападе на нь Куря, князь печенѣжьский и убиша Святослава...
Но с исчезновением русской княжеской власти в Приазовье и выходом Тмутороканской земли из политической системы Киевской Руси сами тмутороканские русины никуда из города не делись. За полторы сотни лет русской власти они наверняка превратились в органичную часть многоплеменного населения Тмутороканя и сохраняли свою самоидентификацию вплоть до появления монголов по меньшей мере. На мой взгляд, есть также шанс, что русская община в Тмуторокане 12-13 вв. имела собственного предводителя, который представлял ее интересы перед половцами.
Могу сказать следующее. В 20-х годах XIII века в Крыму высадился сельджукский десант, которым командовал беглербег Хусам ад-дин Чобан (или Чупан). Целью сельджуков являлся Судак (Сугдак, Сугдейя). Не касаясь сейчас причин данной операции скажу, что этот разноплеменный торговый город находился тогда под верховным сюзеренитетом половцев (согласно сообщению Ибн ал-Асира).
Наиболее подробный рассказ об этой крымской кампании содержится в труде сельджукского историка 13-го века Ибн ал-Биби. Вот, для примера:
Одновременно власти Сугдака отправили гонца в степи к кипчацкому хану. Когда флот с войсками турок-сельджуков приблизился к берегу, тотчас же хан кипчацкий отправил посла с уведомлением к князю русскому. В результате из русских и кипчаков составили войско в 10.000 всадников и поджидали, какой ответ принесет посол сугдиан (жителей Сугдака), отправленный к Хусам-ад-дин Чупану...
Хусам-ад-дин приказал бить военный сбор и начать сражение раньше, чем врагам придет помощь со стороны русских и Саксина. Утром произошло сражение, которое не дало однако победы ни той, ни другой стороне. В рядах кипчацкого войска сражались и русские. Прерванное ночью сражение возобновилось с новой силой на следующий день. На этот раз победа окончательно склонилась на сторону сельджукского войска. Кипчаки были на голову разбиты и бежали...
Когда русский князь узнал о гибели кипчацкого войска, то пришел к заключению, что он не в силах сражаться с победоносным сельджукским войском. Поэтому он решил отправить к Хусам-ад-дин Чупану посла мудрого и изворотливого, которому и вручил грамоту следующего содержания...
http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Bibi/frametext3.htm
А.Ю.Якубовский, который когда-то опубликовал отрывок из Ибн Биби о Крымской экспедиции сельджуков, видел в безымянном русском князе и его дружине кого-то из южнорусских Мстиславов. Но С.Ф.Орешкова называет этих русинов, пришедших на помощь половцам, русским отрядом из Тмутороканя. Почему – не знаю. Предполагаю, что она опирается на следующие две работы, которые мне недоступны:
Шукуров Р.М. Великие Комнины и Восток... СПб., 2001.
Шукуров Р.М. Коробейников Д.А. Великие Комнины, Синоп и Рум в 1223-1230 гг.//Причерноморье в средние века. Вып.3. М., 1998.
То есть в предмонгольский период русского княжества в Тмуторокане нет, но есть община, которая выставляла собственный воинский контингент в случае нужды. Так ситуация выглядит на данный момент.