Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 окт 2011, 08:30

Переход невесты из одного рода в другой все - таки не был физической смертью девушки .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 17 окт 2011, 09:14

Так и Святослав успел еще и выслушать толкование сна, и злато слово изронить... а понятие "физическая смерть" - это не понятие родового строя. Родович покинул род - значит, умер. А там уж изгнали, замуж выдали или медведь заломал - несуществено.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 17 окт 2011, 11:14

Добрый день, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):«Глубоки омуты Днепровские» соответствуют тексту «у плесенска»...

Омуты Днепровские - правильное построение фразы: место + гидроним. В Вашем варианте - Вы название топонима заменяете словом, от которого этот топоним образовался. Плесненск от слова "Плес", но никак не наоборот.

Zinchenko_tanya писал(а):Вороны и были «у плесенска», у глубоководного участка русла реки,там где омуты, но сами «босуви- бусови врани» находились «на болони» - поемном лугу, низине.

Всю нощь съ вечера босуви врани възграяху у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь(с)ки Сан<и> и несош<а я> къ синему морю».

У Плесненска враны граят о том где БЫЛИ, т.е. болонь и Плесненск - это разные пункты.

Zinchenko_tanya писал(а):Образ покрытие Святослава" одевахъте мя чръною паполомою на кроваты тисовѣ" похож на образ «Тьма светъ покрыла» и никакого траура в данном тексте нет .

Красивая метафора, т.е. Вы считаете, что Святослав видит себя во сне солнце-князем, которого покрыла черная паполома?

Zinchenko_tanya писал(а):Свадебный наряд невесты, в то далёкое время ,был красным, а не белым :" Ты не шей мне, матушка, красный сарафан..."

Красный, Татьяна, в то время означал красивый, а одежды что траурные, что свадебные белыми были.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 окт 2011, 12:27

"Считается, что только в середине XVII века благодаря королеве Виктории в Англии, а затем и во всей Европе, появилась мода невесте на свадьбу надевать белое платье. Именно королева Виктория появилась в белом платье на собственной свадьбе и была так неотразима, что мода на белое платье стала повсеместной. Впрочем, согласно другой версии, эта мода была введена еще раньше Анной Австрийской.
В России обычай наряжать невесту в белое свадебное платье впервые появился только в XIX веке, а в обиход вошел только к середине следующего столетия. До этого времени русские невесты облачались в народный костюм ("Ты не шей мне матушка красный сарафан"). Разница между крестьянским и дворянским свадебными платьями состояла в том, что в отличие от крестьянского наряда свадебное платье невесты из дворянского сословия было сшито из более дорогих тканей и украшено драгоценными камнями."
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 17 окт 2011, 13:27

Zinchenko_tanya писал(а):" До этого времени русские невесты облачались в народный костюм ("Ты не шей мне матушка красный сарафан")..."

Татьяна, разве здесь хоть слово сказано про красный цвет? НЕТ. Зачем же додумывать?
Этак, у нас и Красная площадь в Москве тоже не из-за красного кирпича была названа, как и Красная площадь XII в. Переяславль-Залесского.

Срезн.
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 окт 2011, 14:34

Значение слова "КРАСНЫЙ" в толковом словаре Даля
КРАСНЫЙ - , по цвету: рудо, алый, чермный, червленой: кирпичный, малиновый, огневой и пр. разных оттенков и густоты; сравнит. степень краснее. | о доброте, красоте: красивый, прекрасный; превосходный, лучший;
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 17 окт 2011, 14:49

А Владимир "Красное" Солнышко - от злоупотребления питием, которое есть Руси веселие, и готские девы красные, поскольку обгорели на пляже, пока русским золотом звенели? Чормный, червленый, червоный - вот красный цвет...
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 17 окт 2011, 15:34

Татьяна, не спорьте по значению "красный" для X -XII вв, ей-ей.

"Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша..."
"Лисици брешутъ на чръленыя щиты.."
"А самъ подъ чрълеными щиты на кровавѣ травѣ..."

"Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружіе..."

Даже "Словарь древнерусского языка XI-XIV" содержит "новодел" XIII-XIV вв., неупотребляющихся во времена СПИ значений, а Вы пишите о словаре Даля...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 окт 2011, 16:55

Здравствуйте , Лемурий!
Борьбой света и тьмы пронизано всё «Слово…» «…възре на светлдое солнце и виде отъ него тьмою…» «… кровавые зори светъ поведаютъ, чръныя тучя с моря идутъ хотятъ прикрытии солнца..» «… тьма светъ покрыла…» и т.д. Восхваляя злые , темные силы «Всю ночь с вечера босуви врани възграяху у плесенска на болони …»,им противопоставляются соловьи «Тогда врани не граахуть, галицы помлекоша, сорокы не троскотоша… соловьи веселыми песнями свет повидаютъ.» Соловьи приветствуют свет и добрые силы. К свету или тьме принадлежат «готьскиiя красныя девы, которые поют время бусово, лелеютъ месть Шароканю»? Однозначно , к силам тьмы. Им противопоставляются «девицы поют на Дунае» и поют они свои песни когда « солнце светиться на небеси…».. В результате чего возникает эффект двойного освещения персонажей с точки зрения их принадлежности к миру света или миру тьмы. Эффект создающий в повести разительный контраст низкого и высокого, светлого и темного . Следует отметить активную оценочную роль света и тьмы. Тьма осмысливается как отрицательное явление и противопоставлена положительному свету .Сон Святослава насыщен брачной символикой (сон невесты, корильные и величальные песни) . Используя и перерабатывая их автор акцентирует внимание на тех элементах обрядового фольклора, которые работают на его замысел. Первой ступенью преображения должно стать духовное пробуждение. Падение Святослава с горы «В Киеве на горах» в море «и несошлю к синему морю»означает признание своих заблуждений, которые смываются слезами покаяния « Тогда великiй Святославъ изрони златое слово слезами смешено….».


Красным на свадьбе был не только наряд невесты , но и рубашка жениха .
«От стороны невесты дружка просит «кумачу на красную руба-
ху» [Лысанов 1916: 88] или требует для жениха рубаху в качест-
ве выкупа, если невесту не выведут к поезжанам:
Как у этого двора
Подворотенка пола,
Заскочила куна.
Отдайте куницу.
Не отдадите куницу —
Отдайте сто рублей штрафу,
Не отдадите сто рублей штрафу —
Отдайте жениху красную рубаху.
[Русская свадьба 2001: 280, № 539.
Подосиновский р-н Кировской обл.;
вар.: Ивановский 1881: 49]
В приговорах зафиксированы два оттенка красного — алый
и малиновый.»Алый, более светлый тон
красного или ярко-красный [Словарь синонимов 1970 I: 490;
Ожегов 1987: 23; Даль 1995 I: 12; Срезневский 2003 I: 20], при-
сутствует в описании невесты …»[Кузнецов 1902: 6–7, 17]; «девушка видит нехороший сон», в котором «расплеталась у ней коса русая, / Выпадала у ней лента алая» [Обрядовая
поэзия 1997: 243, № 348] [Там же: 126, № 246]. Обраща-
ется к подруге: «Уж вплети мне алу да ленточку, / Уж перечеши
меня по-старому да по-прежнему» [
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 17 окт 2011, 17:47

Zinchenko_tanya писал(а): К свету или тьме принадлежат «готьскиiя красныя девы, которые поют время бусово, лелеютъ месть Шароканю»? Однозначно , к силам тьмы. Им противопоставляются «девицы поют на Дунае» и поют они свои песни когда « солнце светиться на небеси…»..

Насчет "однозначно" не стал бы утверждать, разве что как антитеза "девиц с Дуная".

Zinchenko_tanya писал(а):В результате чего возникает эффект двойного освещения персонажей с точки зрения их принадлежности к миру света или миру тьмы.

При таком делении каждой деве-света должна противостоять дева-тьмы. Кто в такой версии противостоит Деве Обиде :?:

Zinchenko_tanya писал(а):Падение Святослава с горы «В Киеве на горах» в море «и несошлю к синему морю»означает признание своих заблуждений, которые смываются слезами покаяния «Тогда великiй Святославъ изрони златое слово слезами смешено….».

Не пойму про какое "падение" Вы пишите, если Святослав на горах, а врани были на болони, а теперь летят к синему морю. Про то что Святослав вдруг стал вороном в "мутен сне" НИ слова...

Zinchenko_tanya писал(а):Красным на свадьбе был не только наряд невесты , но и рубашка жениха .

Про какой век речь идет? Если про XII, то это небывальщина. Кумач известен с XV - XVII вв. А в X-XII вв льняную белую одежду вышивали красными узорами, этим и ограничивались. Вспомните, в какой одежде Святослав Игоревич с тризны приехал на встречу с Иоанном Цимисхием. Что он, что его свита были в белых одеждах, токмо у его спутников она была более грязная, поколику они в ристалищах участвовали.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 17 окт 2011, 19:26

Ну, готские девы из ответа бояр, которые попеть-позвенеть высыпали на пляж - это те самые вороны, которые разграялись и отбыли к синему морю из мутного сна.
Деве Обиде не требуется никого противопоставлять, она персонаж мифический, аллегория. А вот готские девы дунайским девицам противопоставлены. Есть противопоставление светло - темно для солнечных князей и ночных, темных половцев - логично распространить его и на дев.
Видел ли себя Святослав Солнцем во сне - не могу сказать, но вот бояре увидели однозначно, какая уж тут метафора, прямой текст: одевают черной паполомой - тьма свет покрыла, два Солнца померкли...
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 17 окт 2011, 20:54

Да, кумача в Киевской Руси не носили, это прерогатива Московии. Носили, как и столетия спустя, - белые рубахи...
А Никола прав, готские девы противопоставлены дунайским (русским, галицким) девицам как чужие - своим. Изящная оппозиция
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 18 окт 2011, 09:37

Konrad писал(а): А Никола прав, готские девы противопоставлены дунайским (русским, галицким) девицам как чужие - своим. Изящная оппозиция

Эту антитезу предложила Татьяна.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 18 окт 2011, 16:50

Да, вижу...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 окт 2011, 12:13

Здравствуйте , Лемурий!
Лемурий писал: «Не пойму про какое "падение" Вы пишите, если Святослав на горах, а врани были на болони, а теперь летят к синему морю. Про то что Святослав вдруг стал вороном в "мутен сне" НИ слова...».
Как представляли пространство древние? Весь мир они делили на три части . Небо и горы составили верхний мир( мир горний), земля – средний ( мир дольний); все, что ниже ее поверхности: овраги , моря - океаны, - нижний( подземный мир ).
Почему частей в мире только три ? Почему в крестьянских семьях было много детей , а в сказках всегда только три сына ?Какова символика числа три ?
Разбирая наши сказки, нельзя не приметить, что в них народ нашел некоторый особенный способ выражения числа три, которого придерживается неизменно и постоянно по всей Руси
«У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший, вовсе был дурак».
Весь текст построен по схеме тезис-антитезис-синтез. То есть, имеется некоторое понятие:" Старший умный был детина" (тезис). Далее берется другое понятие (антитезис), по смыслу противоположное: «Младший, вовсе был дурак». Наконец, берется средняя фраза (синтез), в которой две первые так или иначе объединяются. «Средний сын и так и сяк».
Числом три характеризуются события, явления мира, которые имеют ритм, отличаются периодичностью, зеркальным превращением в схеме постоянного повтора (т.е. диссиметрией), благодаря выдержанному единству противоположностей. Проще , перед нами закон : единство и борьба противоположностей . Вот такими "тройками" и изложено почти всё «Слово…».
« Бишася день , бишася другый
Третьяго дни,к полунию падоша стязи Игоревы».
Первый день битвы Игоря « Съ зарания въ пятокъ потопташа поганыя плъки половецкыя….» Другим противоположным понятием будет антитезис «Третьяго дни,к полунию падоша стязи Игоревы». Во второй день «Другого дни вельми рано Яр тур Всеволод был то в обороне « стоишь на борони», то в наступлении «прыщеши на вои стрелами» .

Падение Святослава происходит в пространстве .
Обратим внимания, что во сне Святослава указаны полярные образы горы «на горахъ» и впадины «синего моря» Происходит раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные моменты: гора - море, Где кончается гора и начинается впадина- море? Видимо , там где проходит нейтральная линия дольнего мира «на болони». «На Болони» происходит сцепление крайностей. Через «болонь» гора переходит в свою противоположность впадину - море, она как бы переворачивается . А с горой летит кувырком вниз «несошася к синему морю « и Святослав . «Босуви врани» как были «на болони» так и остались .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 16