Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение radivilow » 01 дек 2011, 00:22

Правильно предполагает Лемурий! Неверно разбит текст во многих местах. Ажурная герменевтика в "молоко",как говорят стрелки охотники.О том,чего нет, можно вечно талдычить,хоть и красиво. Свет может померкнуть, но ночь-никак. Хоть на кровати-чуждый элемент.Там чёрным по белому написано: "...един же...далее от укр. притрэман(придержан) был литовскими мечами на кроваве траве исходи (исходил) ю (ты) на кров (на кровь исходил).
А то и рёк (что один). "Кровати" и под Святославом нет.И Дуная нет трижды.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 01 дек 2011, 01:23

Можно спросить: а мы дождемся этой работы Лидии Викторовны всё же?
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 дек 2011, 12:39

Здравствуйте, Лемурий!
Ворот в «Слове…» много, так как битва происходит не только между половцами и русскими, но борются^ Свет и Тьма, Суша и Вода . Примером стражей ворот между миром горним , земным и подземным могут служить волк и орёл «серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ под облакы»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 02 дек 2011, 07:56

Konrad писал(а):Можно спросить: а мы дождемся этой работы Лидии Викторовны всё же?

Если речь об обзорной статье "Див и тмутараканский болван в «Слове о полку Игореве» , то несмотря на то что статья была сдана в редакцию, Лидия Викторовна решила её ПОКА не публиковать. Основные положения изложены в статье ЭСПИ "Див".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 02 дек 2011, 08:14

Доброе утро, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):Ворот в «Слове…» много, так как битва происходит не только между половцами и русскими, но борются^ Свет и Тьма, Суша и Вода . Примером стражей ворот между миром горним , земным и подземным могут служить волк и орёл «серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ под облакы»

К Переяславлю перестали течь два среброносных пути Соляной и Залозный. Они фактические, а не метафорические. Цепь оборонительных сооружений (Змиевы валы) также вполне реальная, а не метафорическая. Призыв "Загородите полю ворота" - это призыв к фактическому действию, а не прогоните врага в ... ночь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Станислав Сахаров » 02 дек 2011, 23:58

К кому обращаться? - Собравшиеся здесь вроде бы подглуховатые.

Сон Святослава.
Святослав мутен сон виде - Кто такой Святослав, и почему Автор наградил его такими мучениями?
Вспомним, что в прошлом году С. крупно обидел половцев.
Не забываем,что "Слово" - не конкретный исторический документ, а эмоциональный рассказ.
Поэтому описание сна дано в мрачных тонах.
--Сам этот сон мог быть вызван : переживаниями в ожидании возмездия и внешними помехами.
Помехи - яркая луна и посторонние шумы.
По летописям - каков сам князь.? При всех его достоинствах он не только жестокий , но и сентиментальный, = мутный.
--Си ночь с вечера= этой ночью с вечера (так у почти всех) и "сыночки".
"Сыночки" - по О.Сулейменову - вполне допустимо : ведь после объяснения сна боярами сам Святослав признаёт это.
Даже во сне ему видятся вечер и вся ночь. Сновидения длятся коротко, но тут что-то затяжное - бессонница.
Вечор началось = с вечера вчера началось.
--Одевахуть - одеждой. Паполомою = покрывалом - укрывают, наКРЫвают.
"В чёрном-пречёрном дворце, в чёрной-пречёрной комнате, на чёрном- пречёрном столе - чёрный-пречёрный гроб..." Гробы обматывали чёрной материей.
И "одевахуть" одеялом = обматывают, накрывают.
--"Накрывают мя чёрною паполомою на кровати". "Кровать тисова".
В слове КРОВАТЬ можно увидеть :
-Кровать= ложе, это очень хорошо видно. "Кровь" - заметно. "Кров" = укрытие, КРЫша, дом, много других производных от этого слова.
Кровать = ложе, гроб. Кров тисовый = гробовая доска с чёрным покрывалом.
- - -
Последний раз редактировалось Станислав Сахаров 04 дек 2011, 11:20, всего редактировалось 1 раз.
Станислав Сахаров
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 09 май 2011, 13:10

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 03 дек 2011, 12:04

Лемурий, да там, увы, никаких основных положений нет, а, как и во всех статьях, историография, а потом одной строчкой мнение о самом Диве
Какое отношение он, по её мнению, к Тмутороканскому болвану имеет и как землю незнаему госпожа Соколова оценивает, тоже неясно.
Или это должна была быть просто публикация двух объединенных статей из энциклопедии - историографических?
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 дек 2011, 14:04

Konrad писал(а):Лемурий, да там, увы, никаких основных положений нет, а, как и во всех статьях, историография, а потом одной строчкой мнение о самом Диве...

Сам статью не читал, но если Автор не захотела её публиковать, значит были причины.
Взгляды любого ХОРОШЕГО исследователя не могут быть консервативными, иначе он не исследователь, а теоретик.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 12 дек 2011, 22:06

Это Вы предполагаете, что автор поменяла свои взгляды на текст?)
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 13 дек 2011, 15:14

Konrad писал(а):Это Вы предполагаете, что автор поменяла свои взгляды на текст?)

Почему предполагаю? Спрашивал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 24 дек 2011, 12:50

То есть она поменяла свои взгляды на написанное и отказалась от публикации? Жаль.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 10 янв 2012, 17:47

Здравствуйте , Лемурий!
Лемурий писал: «Боян в СПИ представлен в 2-х гипотетических припевках (1 и 2-й) и двух его цитатах, которые он ЛИЧНО говорил о Всеславе Полоцком (ум.1001) пока тот ещё был жив и жене (хоти) кагана. А каганами Иларион назвал токмо 2-х князей Владимира и его сына Ярослава, получается что обращаться Боян мог токмо к жене Ярослава (снохе Ерине в СЗБ). Ингегерда (Ирина) ум. в 1050, опять таки НИКАК на современника "нынешнего Игоря" Бояне НЕ тянет.
Я же разбирала этот простой текст «Рёкъ Боян (г(х)одына Святославля песнотворца старого времени Ярослава Ольгова коганя ) хоти: Тяжко ти головы кроме плечю зло ти телу кроме головы. Русской земли безъ Игоря».
Слово г(х)одына означает время «Уже бо братие невеселая ГОДИНА въстала(година бедствий)»
Толковый словарь Ушакова
годины, ж. Известная, чем-н. отмеченная, ознаменованная пора, время (книжн.). Страшная година. Година войны. Година бедствий. || То же, что год (поэт. устар.).

Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой
година [година] ж. 1) Пора, время, ознаменованные важными общественными событиями. 2) устар. Час.

Година - ознаменованная пора ,("г(х)одына Святославля " ) время княжения Святослава ( ум 1194г) в Киеве.
А чтобы мы поняли о каком Святославе точно идёт речь, Боян называет « старое время» по протяжённости рода Святослава (ум 1194г) Отсчёт времени ведётся от Ярослава « старого времени Ярослава» ум 1054г, «Ольгова коганя» ум 1115г(Олег гориславич) Время откладывается от деда до внука .
Олег внук Ярослава, а Святослав внук Олега .
Боян песнотворец Святослава( ум1194г).В Киеве (куда Игорь приехал «Игорь идёт по Боричеву к святей богородице Пирогощей»)Боян рекъ хоти ( жене Игоря в 1185)г: «Тяжко ти головы кроме плечю зло ти телу кроме головы. Русской земли безъ Игоря».

Боян и автор «Слова…» одно и тоже лицо.

Лемурий, что для Вас означают «старые словеса»?
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 10 янв 2012, 21:01

Добрый вечер, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а): Я же разбирала этот простой текст «Рёкъ Боян (г(х)одына Святославля песнотворца старого времени Ярослава Ольгова коганя ) хоти: Тяжко ти головы кроме плечю зло ти телу кроме головы. Русской земли безъ Игоря».
Слово г(х)одына означает время «Уже бо братие невеселая ГОДИНА въстала(година бедствий)»

Ну начнем с того, что НЕ простой, а самое испорченное место в СПИ, поколику было самое сокращенное.
Слово "ходына" и слово "година" - совершенно разные. Расшифровку нашла Саша.
«ходыня» - это человек с легкой походкой в карпатских горах; так называла старая хозяйка меня на курорте Моршин...
--------
Поздеев В.В. Новгородские (северорусские) корни в «Слове о полку Игореве»

"Ходына" от глагола "ходити"

К тому же как справедливо пишет про версию "ходы = походы" А.В. Соловьев (Восемь заметок к «Сл. о п. Иг.». 4. Рекъ Боянъ и Ходына. — ТОДРЛ, т. XX. М. — Л., 1964, с. 375):
    "в древнерусском языке это слово никогда не означало "походы", а лишь "ход" и во множественном числе не засвидетельствовано..."
К тому же "Святославля" - - это расшифровка сокращений позднего переписчика.
Читайте Щепкина М.В. Замечания о палеографических особенностях рукописи «Слова о полку Игореве». (К вопросу об исправлении текста памятника)// ТОДРЛ, М.-Л., 1953, Т. IX, С. 12:
    "...Надо также иметь в виду, что в одном слове могут быть отмечены и два сокращения; такой прием применен в следующих словах поэмы:
    1) ,,пѣ[с]творь[ц]", которое в первом издании раскрыто неполностью как „пѣстворца" вместо „пѣснотворца", и 2) „Стъслав[л]", раскрытое как „Святъславля". Падежное окончание слова устанавливается здесь в зависимости от контекста. Первое слово можно понять и как „пѣснотворец" и как „пѣснотворца", второе — как „Святославль" и как „Святославля", „Святославлю" и т. д. Следовательно, здесь неверное раскрытие сокращения могло повлечь за собой ошибочное понимание текста...."
Стъслав[л] можно раскрыть и как Стъ - славлю и токмо тогда получится лаконичный и согласованный перевод:

    Рекъ Боянъ и ходына святъ, славлю пѣснотворца стараго времени Ярославля - Ольгова, коганя хоти:

Zinchenko_tanya писал(а): Боян и автор «Слова…» одно и тоже лицо.

Ну и как Боян мог сказать припевки Всеславу Полоцкому (ум.1001) и жене кагана Ярослава (ум.1050), если Автор современник событий 1187?
Более того скажу, СПИ было посвящено Бояну/Никону, умершему в 1088 году. По византийскому летосчислению 1 сентября 1187 года как раз ознаменовывало 100 лет со дня смерти основателя русского летописания, вития, летописца и святого ходыны (до Тьмуторокани из Киева и назад).

Zinchenko_tanya писал(а):Лемурий, что для Вас означают «старые словеса»?

Не просто старые словеса, а "старые словеса трудных (героических) повестей (временных лет)".

    ТРУДНЫХЪ. Повести, в которых описывались важные, или героические события, именовались на древней нашей Руси - трудными; позднее их стали называть Умилительными, или Умильными (Г. Максимовичъ) см. II, пр. 236
    (Дубенский Д.Н. "Слово о плъку Игореве...", М., 1844, с.4)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 11 янв 2012, 11:19

Здравствуйте , Лемурий!
Лемурий писал : «ходыня» - это человек с легкой походкой в карпатских горах; так называла старая хозяйка меня на курорте Моршин...»
Как можно разбирать «Слово…» по принципу ОБС- Одна Бабка Сказала на курорте , от этого становится совсем грустно .

«Рёкъ Боян (г(х)одына Святославля песнотворца старого времени Ярослава Ольгова коганя ) хоти: .
, отметим , идёт перечисление людей по именам: Святослав , Ярослав , Олег.
Следовательно, имена делит нельзя.
Три имя«…г(х)одына Святославля песнотворца старого времени Ярослава Ольгова коганя…» соединены временем, а точнее двумя его точками. Принцип счисления такой же ,как в тексте «от старого Владимира до нынешнего Игоря».Самая нижняя точка времени ,от которой идёт отсчёт «старого времени Ярослава» ,нынешняя точка «г(х)одына Святославля», т.е. отмечено время по протяжённости рода.
Восстановим протяжённость рода Святослава:
ЯРОСЛАВ (ум . 1054г)- Святослав(ум . 1076г)-ОЛЕГ (ум . 1115) – Всеволод(ум1146) – СВЯТОСЛАВ ( ум 1194г). «Ольгова коганя» и « старого времени Ярослава»( Ярослав(ум. 1054г) и Олег (ум.1115г) находятся в родстве дед- внук, следовательно и Олег – Святослав(ум. 1194г) будут такими же родственниками .
Олег назван коганом Кага́н (хакан, хаган, др.-тюрк. ) — высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии. Но так могли назвать и русских князей «Слово о законе и благодати» свт. Илариона, митрополита Киевского: «О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала КАГАНУ нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ».
Следовательно, все три человека «…г(х)одына Святославля песнотворца старого времени Ярослава Ольгова коганя…» имеют высший титул и относятся к княжескому роду. В летописи счисление времени шло не только по протяжённости рода Рюриковичей, но и по княжению в Киеве, поэтому правомерно отметить точки «старого времени Ярослава» время княжения Ярослава(ум. 1054г) в Киеве, и «годына» Святослава – время княжения Святослава (ум1194г)в Киеве. «Рёкъ Боян (г(х)одына Святославля песнотворца» Боян был песнотворцем киевского князя Святослава. Он был «Святославов муж»,как написано в летописи, но это ему не мешало «песнь творите» и другим князьям"Игорю , буй тур Всеволоду..."
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 11 янв 2012, 12:14

Доброе утро, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а): Лемурий писал : «ходыня» - это человек с легкой походкой в карпатских горах; так называла старая хозяйка меня на курорте Моршин...»
Как можно разбирать «Слово…» по принципу ОБС- Одна Бабка Сказала на курорте , от этого становится совсем грустно .

Во-первых это писал НЕ Лемурий, а краевед Поздеев Владимир Васильевич,
во-вторых, нашла эту версию не "бабка", а sasha_a, за что ей Спасибо,
в-третьих, "ходына" от "ходити" куда грамматически правильнее получается, чем "ГодИна" из "ходыны".

Zinchenko_tanya писал(а):«Рёкъ Боян (г(х)одына Святославля песнотворца старого времени Ярослава Ольгова коганя ) хоти: .
, отметим , идёт перечисление людей по именам: Святослав , Ярослав , Олег.

Отнюдь. Ярослава - Ольгова ◊ род. пад. ед. ч. м. р. оба притяж. прилагат. относятся к слову времени, а не к хоти (ж.р.)
Святославля - это Вы так раскрыли написание "Стъслав[л]", здесь любое окончание ставь и будет правильно, НО контекст отрывка выбирает единственный вариант: стъ - славлю

Zinchenko_tanya писал(а): Следовательно, имена делит нельзя.

Золотые слова! Как это у Вас жена (=хоть) и Ярослава и Олега получается причем муж. рода.
В то время как ◊ Коганя — им. пад. ед. ч. ж.р..

Zinchenko_tanya писал(а):Олег назван коганом Кага́н (хакан, хаган, др.-тюрк. ) — высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии. Но так могли назвать и русских князей «Слово о законе и благодати» свт. Илариона.

Вы совершенно правильно упоминаете об Иларионе. Вчитайтесь в СЗБ и Вы поймете, почему он двух русских князей, принявших Благодать христианства, ставит НАД иудейским Законом, приписывая им высший титул хазар, принявших иудаизм. НИКОГО кроме Владимира и Ярослава Мудрого на Руси "каганами" НЕ называли.
Подробно в теме: "Каган" в титулатуре Древней Руси

Zinchenko_tanya писал(а): «Рёкъ Боян (г(х)одына Святославля песнотворца» Боян был песнотворцем киевского князя Святослава. Он был «Святославов муж»,как написано в летописи, но это ему не мешало «песнь творите» и другим князьям"Игорю , буй тур Всеволоду..."

Вы написали ◊ Святъславля — род.-вин. пад. ед. ч. м. р. , а притяж. прилагательное относите к године (ж.р.). Отнести его к песнотворцу - получается НОНСЕНС: Рек Боян и година Святославова песнотворца строго времени Ярослава- Олега.
Боян - НЕ может быть годиной, поколику последняя это 1) время, часть, 2) год, 3) час, церковная служба (см. Срезн.) , а Боян - это человек.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20