Теперь немного о дипломатии в те времена.........
"политические трактаты и мемуары XI века — могут быть использованы для характеристики приемов аббасидской дипломатии, поскольку ее традиции были чрезвычайно живучи на Востоке. В мемуарах Абу-л-фазля Бей-Хаки, близко стоявшего к посольскому делу, содержится следующее описание посольства. В качестве послов отправляются два лица — одно принадлежит к числу придворной знати, другое выбирается из ученых мулл. Им даются два письма. Одно из них адресовано на имя государя, к которому отправляется посольство. Письмо начинается цитатой из корана, перечисляет титулы обоих государей, рекомендует послов и указывает пределы их полномочий. Характерна заключительная просьба не задерживать послов и поскорее отправить их обратно. Другое письмо адресовано первому послу и начинается словами: «О, наш брат и наш доверенный!» В нем содержатся инструкции. Посол должен передать приветствие и подарки, вести переговоры относительно договора, причем ему, по-видимому, вручался уже готовый текст этого документа, в котором ничего нельзя было изменить. В случае несогласия иностранного государя подписать договор посол уполномочен был вести дальнейшие переговоры, причем он должен был информировать своего государя о их ходе и в случае надобности испрашивать новые инструкции. Если договор будет заключен, посол должен потребовать клятвенного его скрепления иностранным государем, его сыновьями и приближенными. Важное место среди поручений, которые давались послу, занимала раздача подарков. Часть подарков раздавалась по прибытии посла к иностранному двору, другая часть — лишь в том случае, если его миссия заканчивалась успехом. Послу вручался список подарков, среди которых особенно часто фигурировали драгоценные ткани и сосуды. Особый штат чиновников ведал выдачей и перевозкой подарков.
В другом источнике XI века — в трактате Сиасет-Намэ Низам-уль-Мулька — есть главы, специально посвященные посольскому делу. Трактат требует, чтобы по прибытии послов на границу немедленно отправлялись гонцы с извещением, сколько их и сколько с ними людей. Их должны проводить и в дороге давать им кров и продовольствие. Послов не следует оскорблять даже в том случае, если они — представители враждебной державы, ибо в коране сказано: «На посланнике только одна обязанность — верная передача».
Низам-уль-Мульк отмечает, что государи, отправляя послов друг к другу, преследуют не только явные, но и тайные цели. «Они хотят знать, каково положение дорог, проходов, рек, рвов, питьевых вод, может ли пройти войско или нет, где имеется фураж, где его нет, кто из чинов в том или другом месте, каково войско того царя и каково его снаряжение и численность, каковы его note 4 угощения и собрания, каковы распорядки чина, сидения и вставания, игры в мяч, охоты, каков нрав, жизнь его, благотворительность, око и ухо, повадка и поступок, пожалования, неправосудие и правосудие. Стар ли он или молод, учен или невежествен? Разрушаются или процветают его владения? Его войско — довольно или нет? Народ его — богат или беден? Бдителен ли он в делах или беспечен? Визирь его — достоин ли или нет, религиозен ли, добродетельного ли жития? Являются ли его главнокомандующие опытными и искушенными в делах людьми или нет? Его приближенные — учены, даровиты или нет? Что они ненавидят и что любят? Во время питья вина царь общителен и весел или нет? Участлив ли он или безучастен? Склоняется более к серьезному или веселому? Предпочитает более находиться среди воинов или женщин?»
Вернемся пожалуй опять к слону Карла Великого.
По легенде Карл, прогуливаясь, заметил у купцов огромные бивни невиданного животного и загорелся желанием заполучить его себе в зверинец.
Через купцов в Багдад было отослано письмо, переписка велась несколько лет и наконец в 797 году к Гаруну аль Рашиду отправилось посольство.
Для нас тут интересна сама схема:
Cначала идут купцы (они дают своим правителям общую информацию о новом государстве)
Затем следует обмен письмами в которых оговаривается возможность посольства
Затем (в уже практически изученную страну) следует собственно посольство, как правило громоздкое, с дарами и кучей народа.
Исключений нет-поскольку Договор между сторонами уже заранее обсужден и требует только торжественного подписания.
Выходит, что мимоходом потрепать базилевса по загривку абы кому не получиться!
Это дозволялось лишь проверенным народам, в особо торжественном случае и по предворительной многоходовой переписке!
Сама логика вопиет, что Император Византии трех неведомо откуда взявшихся оборванцев принимать не будет!
(Кстати некоторые христианки-государыни по полгода аудиенции ждали)
Что получается?
Получается, что Император Византии прекрасно знал КОГО он принимал................он принимал
посольство народа Рос (Rhos)», правитель которых именуется «каганом» (chacanus). Придти это посольство могло только с территории Руси-больше просто неоткуда.
Мог ли что нибудь напутать Император Франков?
Да ни в коем случае!
Мало того, что франки прекрасно знали свеонов
Мало того, что при франкском дворе скандинавы просто кишели
Мало того, что германский язык практически ещё не разделился
Так ведь у Императора помимо, а чаще всего и вместо пряника всегда припасен кнут..........и дыба...........и клещи!

Иловайский почему то наотрез отказывается видеть свеонов в руском посольстве 839 года???
Но ведь посольство за слоном для Карла Великого возглавлял
Исаак и при этом никому и в голову не пришло объявить франков евреями!
Собственно А КТО сказал, что свеоны попавшие к Людовику -это было ВСЁ посольство, а НЕ ЧАСТЬ его?
Во всяком случае в тексте летописи этого нет.