Продолжим.
В самом Китае таких повозок найдено много.
![Изображение](http://img263.imageshack.us/img263/4561/86372d0ea41604596b4dfcc.jpg)
Эта из некрополя Иньсюй ок. г. Аньян, столицы династии Шан (1300-1046 гг. до н. э.).
На лучших колесницах бронзового века могли в ступицы вставлять бронзовые втулки.
![Изображение](http://img855.imageshack.us/img855/2406/koleso.jpg)
![Изображение](http://img402.imageshack.us/img402/8774/mm11v.jpg)
Как, похоже, у этой колесницы из богатого захоронения с городища Гонур-депе в Маргиане (ок. г. Мары, Туркмения).
![Изображение](http://img853.imageshack.us/img853/2240/20zefir.jpg)
Или у колесницы из Италии.
Хотя на современных телегах и арбах в деревянной ступице имеется стальная втулка, в старинных конструкциях ступица была просто деревянной.
![Изображение](http://img832.imageshack.us/img832/8752/turkmennau2.jpg)
Как на этой старинной туркменской арбе.
Причём, например, в конце 19-начале 20 века в Хорезме для разных частей арбы брались определённые породы дерева. Так ободья "тахта" и ступицы "кипчак" делались из дерева "караман" (разновидность "Ulmus campestpis"). Ступицы полгода сушились, и только потом в них выдалбливалось отверстие.
На Северном Кавказе, у карачаевцев и балкарцев, ступицу "кеп" для арбы делали из берёзы. Кстати, там известно и колесо без спиц - "жыгъырык". Следует пояснить, что арбой на Украине, в Крыму и на Кавказе называли и четырёхколёсные телеги.
Имеется и такая разновидность телег, у которых колесо намертво соединялось с осью.
![Изображение](http://img156.imageshack.us/img156/7532/1feqyu.jpg)
Как у этой древней модели колеса из Италии.
![Изображение](http://img839.imageshack.us/img839/2093/saibainu.jpg)
Или у современной арбы из Монголии.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.