Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 сен 2012, 12:56

Лемурий, Вы утверждаете , что Боян песнотворец СТАРОГО времени Ярослава, основатель русского летописания. Напишите мне хоть строчку из его произведения.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 сен 2012, 13:35

Лемурий, у Вас уже «струны – лебеди». Даже имея богатую фантазию -это трудно себе представить .
" Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,…
Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице.» Боян помнил о междоусобных войнах которые начались«от старого Владимира». «Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей»- свадебная метафора обозначающая военную брачную поездку 10 князей за невестами из чужого рода - племени, где «соколы» – юноши , «лебеди» – девушки. Боян не участвовал в этом походе «Боянъ же, братие, не 10 соколовь
на стадо лебедей пущаше»,а аккомпанируя себе на каком- то музыкальном инструменте воспевал военные походы «нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху.»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 сен 2012, 01:04

Zinchenko_tanya писал(а):Лемурий, Вы утверждаете , что Боян песнотворец СТАРОГО времени Ярослава, основатель русского летописания. Напишите мне хоть строчку из его произведения.

Откройте ПВЛ до 1073 года и читайте. Именно ОН Никон/Иларион и был редактором Древнейшего Киевского Свода 1039 г. Читайте А.А. Шахматова "Разыскания..." Для пущей наглядности начните с эпизода с Редедей и Мстиславом, а ведь именно ОН Автор этой вставки в ДКС 1039 года.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 сен 2012, 18:53

Лемурий писал(а):
Zinchenko_tanya писал(а):Лемурий, Вы утверждаете , что Боян песнотворец СТАРОГО времени Ярослава, основатель русского летописания. Напишите мне хоть строчку из его произведения.

Откройте ПВЛ до 1073 года и читайте. Именно ОН Никон/Иларион и был редактором Древнейшего Киевского Свода 1039 г. Читайте А.А. Шахматова "Разыскания..." Для пущей наглядности начните с эпизода с Редедей и Мстиславом, а ведь именно ОН Автор этой вставки в ДКС 1039 года.

Здравствуйте , Лемурий!
Для пущей наглядности, как Вы и посоветовали , начну с эпизода с Редедей и Мстиславом.
«та преди песнь пояше -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.»
О чём же эта песня?
Названы три князя. Счисление времени у древних происходило по примечательным событиям года. В 1024г отмечена война между «старым Ярославом» и Мстиславом, который зарезал Редедю . « пришёл Мстислав из Тмуторокани в Киев… и пошли Мстислав и Ярослав друг на друга» . «В тот же год родился у Ярослава сын, и нарёк ему имя Изяслав». (ПВЛ В год 6532 (1024).
Какое же событие произошло после смерти Изяслава в 1078г.?
В «Повести временных лет…» сообщается : «В год 1079. Пришёл Роман с половцами к Воиню. Всеволод же стал у Переяславля, и сотворил мир с половцами. И возвратился Роман с половцами назад, и убили его половцы. И до сели ещё лежат его там кости, сына Святослава…».
Двумя этими событиями , отмечены годы жизни Изяслава .Почему Изяслав (1024-1078г.) так важен автору Бояну ? Основные исторические события в «Слове…» происходят при княжение Изяслава: сначала междоусобица с Всеславом Полоцким
« Ярославе вси и внуце Всеслав ( здесь исправление моё)
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.
Уже бо выскочисте изъ дедней славе.
Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую,
на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи!

На седьмомъ веце Трояни
връже Всеславъ жребий
о девицю себе любу.
Тъй клюками подпръ ся о кони
и скочи къ граду Кыеву(1068г)
и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго.
Скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ
въ плъночи изъ Белаграда,
обесися сине мьгле; утръже вазни,
с три кусы отвори врата Новуграду,( 1067г)
разшибе славу Ярославу,
скочи влъком
до Немиги съ Дудутокъ.

На Немизе снопы стелютъ головами,
молотятъ чепи харалужными,
на тоце животъ кладутъ,
веютъ душу отъ тела.
Немизе кровави брезе
не бологомъ бяхуть посеяни -
посеяни костьми рускихъ сыновъ.

Всеславъ князь людемъ судяше,
княземъ грады рядяше,
а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше(1069г)
изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя,
великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано
у святыя Софеи въ колоколы,
а онъ въ Кыеве звон слыша.
Затем междоусобная война с Олегом в 1078г.:
«Были вечи Трояни,
минула льта Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя.
Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше
и стрелы по земли сеяше.
Ступаетъ въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане,
той же звонъ слыша давный великый Ярославль,
а сынъ Всеволожь, Владимиръ,
по вся утра уши закладаше въ Чернигове.
Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе
и на Канину зелену паполому постла
за обиду Олгову
храбра и млада князя.
Съ тоя же Каялы Святоплъкь полеле яти отца своего
междю угорьскими иноходьцы
ко святей Софии къ Киеву.
Тогда, при Олзе Гориславличи,
сеяшется и растяшеть усобицами,
погибашеть жизнь Даждьбожа внука,
въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась.
Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть,
нъ часто врани граяхуть,
трупиа себе деляче,
а галици свою речь говоряхуть,
хотять полетети на уедие.»
Вот такую «преди песнь пояше»Боян.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 сен 2012, 22:16

Zinchenko_tanya писал(а): Для пущей наглядности, как Вы и посоветовали , начну с эпизода с Редедей и Мстиславом.

Бонсуар, мон ами Татьяна!

§231. Личность Никона тесно связана, таким образом, с летописью, составленною в Печерском монастыре; мы признаем это естественным, как только допустим, что составление этой летописи падало на начало семидесятых годов XI столетия, когда Никон жил в Феодосиевом монастыре, распростившись с основанною им в Тмуторокане обителью. Из Жития Феодосия известно, что Никон, как старейший пользовался большим влиянием в монастыре; ему Феодосий поручал братию, когда отлучался из монастыря; Никон был человек книжный; тогда как Феодосий поучал братию "духовными словесы", великий Никон говорил поучения братии из книг ("ис кънигъ почитающе"); он занимался переплетным делом, что также требовало известной книжности и грамотности. Трудно сомневаться в том, чтобы летописный труд, предпринятый святой обителью, не стал под непосредственное заведование Никона. Никон мог сделаться главным редактором летописи; ему же мы вправе приписать некоторые вставки, сделанные в переписанный им, или под его наблюдением, Древн. летописный свод, который лег в основание дальнейшего летописания Печерского монастыря. Перечислим эти вставки.

§232 Под 6530 (1022) мы читаем в Повести вр.л. (Нач. своде) рассказ об единоборстве Мстислава Тмутороканского с Касожским князем Редедей; рассказ основан на местном тмутороканском предании, связавшем это событие - победу Мстислава над Касогами - с построением Мстиславом по обету в Тмуторокане храма св. Богородицы. "И пришедъ Тмутороканю, заложи церковь святыя Богородица и созда ю, яже стоить и до сего дне Тьмуторокани" - так заканчивается рассказ, обличая своим окончанием знакомство автора с этим отдаленным городом....
-------
А. А. Шахматов "Разыскания о русских летописях" (1908) М., 2001, с.304

Если не возражаете, снова отъеду во Францию не надолго. Во вторник вернусь - продолжу. А бьенто, Шампс Элизе !
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 12 сен 2012, 06:23

Здравствуйте , Лемурий.
Вы правы ,личность Никона связана с летописью, соглашусь и с тем , что он записал рассказ о единоборстве Мстислава с Редедею. К «Слову…» Никон никакого отношения не имеет. И Ваши намёки , что под именем Боян подразумевается Никон, не верны. Отказывая в авторстве Слова…» Бояну, Вы автоматически переводите произведение в разряд фольклорных, при этом уничтожаете и авторское время .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 12 сен 2012, 06:34

Ну, если не обращать внимания на контекст, Татьяна, где черным по белому Боян именуется песнотворцем СТАРОГО времени Ярослава-Олега, когда Никон и жил, то может быть Вы бы были правы, хотя ... надо было бы переписывать СПИ, ведь и в самом начале Автор обращается к Бояну как к 3-му лицу и начинает СПИ старыми словесами ратных повестей, как если бы Боян жил в его время и начинал Слово.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 сен 2012, 09:18

Здравствуйте , Лемурий.
Ещё раз обращу Ваше внимание на текст:
«Не лепо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню!».
«старыми словесы» говорят нам о давно прошедших временах
по былинамь сего времени – о событиях настоящего времени
«по замышлению»- Замышление - Замысел, намерение: - относится к будущему времени .
Таким образом, прошлое, настоящее и будущее не сливаются в одно целое: они существуют по отдельности и выясняют между собой отношения.
«старыми словесы» - это те возможности, которые нашли отражение в языке как форме повествования. С языком тесно связана память и время «Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ…» Время в человеческой истории присутствует как процесс памяти. В «Слове.. » память о жизни отдельных людей, истории семей и Руси передавалась в устной форме « братиям» :«Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити, « нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше;они же сами княземъ славу рокотаху.» Певше песнь старымъ княземъ,
а потомъ молодымъ пети» . Главное условие хорошей памяти - это способность упорядоченно располагать в мыслях все то, что требуется запомнить Такое правило предназначено для соотнесения набора объектов времени и пространства, не имеющих видимой логической связи, с другим набором, структура которого логически ясна или хотя бы легко запоминается благодаря каким-то характерным признакам:
«то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.» Этот текст - пример структурного мышления, которое объединяет известные элементы. Каждый из этих элементов в структуре имеет собственное место и связан с другими словами. Объединяющий фактор – время. . Временные свойства природных объектов, а лучше сказать свойства их времени, тоже разные. Одни свойства меняются, и изменения эти фиксируются, как слои прироста древесного ствола. Эти свойства (фиксаторы времени) называются темпофиксаторы, а само явление темпофиксацией. В самом дереве «мысленном древе» реконструируется не нечто во времени, а само время, теперь уже застывшее. (Если спилить дерево, то по его годовым кольцам можно определить его возраст). Другие свойства времени тоже сохраняются, но уже отделены от индивида и появляются в « Слове…» в виде следов волка «серым вълком по земли». След - отпечаток лап волка на земле, после его движения. Оставить след на земле (переносно) создать что-то, родить ребенка, построить дом и т. д. Время имеет особенность прерываться и отделяться от индивидуума. Например, змея оставляет свою старую шкуру. Такое свойство времени называется темпосепарацией. Другое свойства времени, изменяясь не оставлять следов, как полет птицы по небу, «шизым орлом под облакы».Это растворение, разрушение временных свойств или темподесиненция. Все эти процессы всегда протекают совместно, но в одних случаях вверх берет одно в других случаях другое, пока все не будет поглощено необратимой темподесиненцией, за ней последнее слово.
Воспоминания можно сохранять путем " привязки их к свадебным обрядам «Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей», связанные с ритуалом действия «сохраняют для коллектива память о тех поступках, представлениях и эмоциях, которые соответствуют данной ситуации».
Воспоминания связываются с определённым временным отрезкам «първыхъ временъ усобице»
или с историческими личностями «та преди песнь пояше -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю». Историческое время, изображенное в произведении, имеет границы протяжённости « отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря»,от основания рода старым Владимиром в 980г до похода Игоря в 1185г. . Воспоминания автора длинною в 205лет - это форма регистрации прошлых событий, в той или иной степени трансформированных, чтобы удовлетворить
текущим идеологическим потребностям.

Передача времени в литературном произведении имеет свои особенности .История – память времени, связанная с языком . Память представляет собой «инструмент мышления» в настоящем, хотя ее содержанием является прошлое.
А настоящее время «по былинамь сего времени» связано с действием и передается через действие: « Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень
и поеха по чистому полю» «Игорь къ Дону вои ведетъ!» «потопташа поганыя плъкы» «прыщеши на вои стрелами,
гремлеши о шеломы мечи харалужными.
Камо, туръ, поскочяше» и т.д.
Время заключено в сюжете и сюжетом исчерпывается .Поход Игоря в степь определяется и календарными отсчетами «С зарания въ пятокъ», « Другаго дни велми рано» « Съ зараниа до вечера,
съ вечера до света
«Бишася день,
бишася другый;
третьяго дни къ полуднию падоша стязи Игоревы.
, и соотнесенностью событий.

«по замышлению»- искусство вымысла состоит в том, смешать восприятие повседневности и восприятие внутреннего мира. Есть ли в «Слове…» текст повествующий о будущим? Да, это сон Святослава. (К восприятию внутреннего мира относятся ощущения : зрительные- чръною паполомою, вкусовые- чръпахуть ми синее вино, осязательные - негуютъ мя.
и т.д.)
Автор Боян получает способ переходить от одного потока сознания к другому: история – память времени, связанная с языком, поход Игоря- настоящее время и действия, «замышление» –внутренний мир и повседневность . Песнотворец поднимает целый комплекс проблем, касающихся времени рассказывания, взаимосвязей реального и литературного времени, а также богатство форм временной организации в поэтическом произведении.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 13 сен 2012, 10:06

Доброе утро, моя не сдающаяся собеседница!

Zinchenko_tanya писал(а):«по замышлению»- Замышление - Замысел, намерение: - относится к будущему времени.

А это смотря каким словарем пользоваться, если словарем В.Даля и более поздними, то так и получится, а если Вы не сомневаетесь в том, что СПИ древнерусское произведение, то и словарь выбирайте соответствующий. По Срезн. "замысел, предположение", тут нет никакого "намерения", см. примеры:

    "Прiидоша Немци...со многимъ запасомъ замышленiи своих..."(Псков 1 л., 6877)
Вот и объясните, как по Вашему может быть "запас" будущих намерений ???

А контекст отрывка такой: "Замысел Бояна" - это те самые "старые словеса трудных повестей", которыми летописцы, современники Автора СПИ, написали повести о полку Игореве. Но по словам Автора СПИ сделали это "не лепо" - "старыми словесами ратных повестей" о столь нечестном походе. Он же намерен начать свою "песнь" по былинам СЕГО времени, а не по замышлению родоначальника школы старых словес Бояна /Никона - редактора 1073 г. Древнейшего Киевского Свода, введшего в оборот именно такой стиль.

Zinchenko_tanya писал(а):«по замышлению»- искусство вымысла состоит в том, смешать восприятие повседневности и восприятие внутреннего мира. Есть ли в «Слове…» текст повествующий о будущим? Да, это сон Святослава. (К восприятию внутреннего мира относятся ощущения : зрительные- чръною паполомою, вкусовые- чръпахуть ми синее вино, осязательные - негуютъ мя.
и т.д.)

Сон посему и называется "мутен", что в нем нет ничего от действительности. Это ТО, что беспокоит князя: шаткое положение его как старшего князя - саваном накрывают его именно на горах Киевских, где стоят стяги Рюрика и Давыда, на лоно сыпят ему праведные души (жемчуг) погибших дружинников из колчанов его поганых союзников по 1180-1181 году, воронье (угры) угрожают захватом важнейших перевалочных пунктов Перемышль (у реки Сан) и Плесненска, откуда ведет речной путь к синему морю. Это СТРАХИ Святослава к 1187 году. Хотя с уграми в 1188 году именно так и получилось.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 сен 2012, 10:34

Замышление (1)
1. Замысел, намерение: Начати же ся тъи пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню. Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. 1—3.
Аште въ грѣсѣхъ въпадъ къто състарѣеться ни поститися можеть, ни на жестоцѣ лѣгати... кыимь замышлениемь таковыи спастися можеть? Отъвѣт: Имь же замышлениемъ спасеся и мытоимьць, яко же рече пророкъ: Съмѣрихъ ся до смрьти и господь спасе мя. Изб. Св. 1076 г., 196 об. — 197. Симъ убо роди ... Мадию, от него же Миди родишася и Вавилониею обладавъше, страна Мидия наречена бысть по истиннѣ и по замышлению. Хрон. Амарт., 58 (XIII—XIV вв. ~ XI в.). Сходящемъ паче домышлениемь и замышлениемь своимь человѣци чьсть и славу божию възложиша на небо и на солнце и на луну и на звѣзды. Там же, 60—61. Всякому хотящему к тобѣ что изрещи, подажь дерзновение. Аще бо угодны ти будуть рѣчи его, то велику ползу приимеши ... улучающих же правду хвали и чьсти, замышленьемъ бо ихъ славенъ ты еси. Пчела, 18 (XIV в. ~ XIII в.). Писати живописцемъ иконы 3 древних образовъ, како Греческие живописцы писали, и какъ писалъ Андреи Рублевъ, и прочии пресловущии живописцы. И подписывати святая Троица, а отъ своего замышления ничтоже претворяти. Стоглав, 168 (XVI в.). И здумаша, и принесоша мощи его июля 10 день, и празникъ великъ учиниша, и канонъ повелѣша принесени мощемъ учинити, и слово доспѣти о церковномъ замышлении, и обрѣтении чюдотворцовѣ. Льв. лет. I, 298 (XVI—XVII вв.).
Ср. Добровольский (Смол. обл. сл.): Замышление — замысел. Покров. и Яцен. (2 Допол. к „Опыту“): Замышление — замысел, намерение: Было у меня это замышление. Моск.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 сен 2012, 11:14

Лемурий, мне ли Вам объяснять , что язык делится на устный как в «Слове…» и письменный в летописи . И они отличаются лексикой , фразеологией, синтаксическими построениями, грамматическими формами, а иногда и произношением . Однако слово живёт не в словарях. Слово существует в живой речи в условиях общения между людьми (обращение к «братиям» «Уже бо, братие, не веселая година въстала.) Язык всегда развивается , сравните текст летописи и современную книгу и сразу понятно, что есть в языке «старые словеса», свойственные прошлой исторической эпохи, и новые. Какие «старые словеса» мог сочинить Никон? Он мог только произвести творческий отбор художественных средств, из материала речевых возможностей, которыми ОБЩЕНАРОДНЫЙ ЯЗЫК располагал в данное ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 13 сен 2012, 11:18

Zinchenko_tanya писал(а):Замышление (1) ...

Ну, так и второе значение приводите, зачем на одном-то останавливаться?

    2. Нечто изобретенное, выдумка (об осадных орудиях, сооружениях).

    1323: Прогна их за Великую рѣку, и пороки их отъяша, и грады ихъ и иная их замышления зажьгоша. Псков. 1 лет., 16 (XVII в.). 1463: Приидоша Немци изгономъ ратью къ Новому городку съ многымъ замышлением, хотяще плѣнити град. Псков. 2 лет., 52 (XV в.). Царь и велиликий князь ... повелѣ градъ Казанъ обложити ратными и стенобитными замышъле[ньми]. Каз. лет. (Рум.), 417 (XVI—XVII вв. ~ XVI в.).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 13 сен 2012, 11:24

Zinchenko_tanya писал(а):Какие «старые словеса» мог сочинить Никон? Он мог только произвести творческий отбор художественных средств, из материала речевых возможностей, которыми ОБЩЕНАРОДНЫЙ ЯЗЫК располагал в данное ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ .

Стиль составления трудных (ратных) повестей именно ему принадлежал, продолжатели этой летописи токмо под него подстраивались.

Вы когда нибудь в буриме играли? Это когда первый пишет первые строки, а другие продолжают, придерживаясь зачина.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 сен 2012, 12:19

Правильное дополнение: Замышление -Нечто изобретенное, выдумка. И второе значение нам говорит, что сочинение Бояна лишено выдумки «а не по замышлению Бояню!», а всё ,о чём он пишет ,правда.
Ратные же повести стал сочинять не Никон , а мы уже с Вами говорили , что героический эпос появился с обрядами инициации, затем он плавно перешёл в героическую сказку, а уж потом появились и былины, которые сочиняли песнотворцы.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 13 сен 2012, 14:06

Zinchenko_tanya писал(а):Второе значение нам говорит, что сочинение Бояна лишено выдумки «а не по замышлению Бояню!», а всё ,о чём он пишет ,правда.

Вот как раз второе значение, нам и говорит о том, что Автор собирается слагать песнь не по ИЗВЕСТНОМУ ему стилю, "изобретенному" Бояном, а по былинам сего времени.

Zinchenko_tanya писал(а):Ратные же повести стал сочинять не Никон , а мы уже с Вами говорили , что героический эпос появился с обрядами инициации, затем он плавно перешёл в героическую сказку, а уж потом появились и былины, которые сочиняли песнотворцы.

Ну как же не Никон? Вы же сами намедни согласились, что вставка в ДКС о Мстиславе и Редеде принадлежит Никону Великому.
Так Автор и пишет:

    "...Боянъ бо вѣщій, аще кому хотяше пѣснь творити ... помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіцѣ. Тогда пущашеть соколовь на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди пѣсь пояше старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю... О Бояне, соловію стараго времени! "
Заметьте, песнь поющий не (о ком?), а КОМУ? т.е. он их знал живыми и ПОМНИЛ живую речь первых усобиц.
Как же певец СТАРОГО времени может быть современником того, кто поет песнь по былинам СЕГО времени ?!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Analogopotom, Лемурий и гости: 26