Zinchenko_tanya » 16 окт 2012, 11:13
Здравствуйте участники форума.
radivilow расскажите лучше о свадебном обряде на Чукотке, здесь может быть много сходства со «Словом…».
Продолжу тему Бояна:
« Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.»
«О Бояне, соловию стараго времени!
Абы ты сиа плъкы ущекоталъ,
скача, славию, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы…».
В двух отрывках Боян сравнивает себя с птицами орлом и соловьём. Вспомним текст Даниила заточника «… разумом обилен ун възраст имею, а стар смысл во мне. Бых мыслию паря, аки орелъ по воздуху». Образ орла связывается в песне с разумом , смыслом .Вторая птица у Даниила« …своею беседою, подобно птице, частящей свои песни…». Соловья прославили именно дроби . У хороших певцов отмечали до 9 вариантов дробей. Разливаться соловьём - Петь с переливами (разг.). перен. Говорить увлеченно и красноречиво. Поэт - это соловей, который поет и услаждает слушателей дивными звуками, воздействуя и на эмоциональное состояние человека.
Два очень древних жанра песни «Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
1. княземъ славу рокотаху.
2. ты сиа плъкы ущекоталъ
Первое – Боян умел воспевать по обычаю своего народа деяния предков и подвиги нынешних князей.
Второе – отразилось представление о чудесной силе песни, целью которой воодушевить воинов на ратные подвиги .
Иллюстрацией сказанного может служить текст обращённый к Игорю за помощью:
« Пети было песнь Игореви,
того внуку:
"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици стады бежать
къ Дону великому"..
Ответ на призыв Бояна выступить в поход мы найдём в Ипатьевской летописи «В год5593(1185) Игорь отвечал же Святославову мужу (Бояну): Не дай бог отказаться от похода на поганых: поганые нам всем общий враг!». Игорь готов был тот час же идти на половцев, в летописи « Хотел он (Игорь) ехать прямиком по степи, по берегу Сулы. Но была распутица, так что войско за целый день не смогло бы преодолеть и поля от края до края, поэтому Игорь и не мог выступить со Святославом». В «Слове ….»«Комони ржуть за Сулою» .
И вот беда пришла в земли Игоря, половцы напали на южные окраины Руси.
И вновь Бояну предстояло сочинить послание к каждому князю на тему «Абы ты сиа плъкы ущекоталъ», призывая их на помощь , теперь уже к Игорю.
« Великый княже Всеволоде!
Не мыслию ти прелетети издалеча,
отня злата стола поблюсти?
Ты бо можеши Волгу веслы раскропити,
а Донъ шеломы выльяти!
Аже бы ты былъ,
то была бы чага по ногате,
а кощей по резане.
Ты бо можеши посуху
живыми шереширы стреляти -
удалыми сыны Глебовы.
Ты, буй Рюриче, и Давыде!
Не ваю ли вои
злачеными шеломы по крови плаваша?
Не ваю ли храбрая дружина
рыкаютъ, акы тури,
ранены саблями калеными
на поле незнаеме?
Вступита, господина, въ злат стремень
за обиду сего времени,
за землю Рускую,
за раны Игоревы,
буего Святъславлича!
Галичкы Осмомысле Ярославе!
Высоко седиши
на своемъ златокованнемъ столе,
подперъ горы Угорскыи
своими железными плъки,
заступивъ королеви путь,
затворивъ Дунаю ворота,
меча бремены чрезъ облакы,
суды рядя до Дуная.
Грозы твоя по землямъ текутъ,
отворяеши Киеву врата,
стреляеши съ отня злата стола
салътани за землями.
Стреляй, господине, Кончака,
поганого кощея,
за землю Рускую,
за раны Игоревы,
буего Святъславлича!
А ты, буй Романе, и Мстиславе!
Храбрая мысль носитъ вашъ умъ на дело.
Высоко плаваеши на дело въ буести,
яко соколъ, на ветрехъ ширяяся,
хотя птицю въ буйстве одолети.
Суть бо у ваю железныи папорбци
подъ шеломы латиньскыми.
Теми тресну земля,
и многы страны -
Хинова,
Литва,
Ятвязи,
Деремела,
и половци сулици своя повръгоша,
а главы своя подклониша
подъ тыи мечи харалужныи.
Нъ уже, княже Игорю,
утръпе солнцю светъ,
а древо не бологомъ листвие срони:
по Роси и по Сули гради поделиша.
А Игорева храбраго плъку не кресити!
Донъ ти, княже, кличетъ
и зоветь князи на победу.
Олговичи, храбрыи князи, доспели на брань...
Инъгварь и Всеволодъ,
и вси три Мстиславичи,
не худа гнезда шестокрилци!
Не победными жребии
собе власти расхытисте!
Кое ваши златыи шеломы
и сулицы ляцкыи
и щиты?
Загородите полю ворота
своими острыми стрелами
за землю Рускую,
за раны Игоревы,
буего Святъславлича!».
В данном тексте песни Бояна имеют характер магического обряда, в них он показал своё искусство , цель которого воодушевить князей и поднять их боевой пыл, призывая выступить на войну с половцами .
Татьяна