Zinchenko_tanya » 26 дек 2012, 13:50
Здравствуйте Лемурий!
Спасибо за поздравление. Вы правы, Даниил знал церковную литературу. Псалтирь с самого начала православия на Руси, с первых шагов русской письменной культуры была не только богослужебной, но и учебной книгой. «Сначала в такой учебной псалтири располагалась азбука, потом чтение по слогам, потом короткие молитвы, затем — вся псалтирь. «Псалтирь на протяжении столетий служила своеобразным „учебником“ нашим далеким предкам», — писал академик Янин в статье «Звездный час Отечественной археологии». Как пишет академик Янин, «Многие псалмы, звучавшие ежедневно во время церковной службы, христиане знали наизусть. Существовало немало людей, наизусть помнивших все тексты этой книги», т.е. книга была на слуху, а значит, легко было учиться читать по книге, которую ученик уже хорошо знал на слух, местами наизусть.»
В средневековой Руси весьма ощутимо влияние «первого русского учебника». . Уже в XI и XII веках, в летописном «Сказании о Борисе и Глебе» и в «Поучении» Владимира Мономаха, обильно цитируется Псалтирь. «Именно на Псалтири построил свое знаменитое «Поучение» потомкам Владимир Мономах в XII веке), Мономах «взял Псалтирь … и потом собрал эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал». Мономах, напр., берет 36 псалом, который хорошо подходит для описания бед раздираемой усобицами Руси и дает ответы на злободневные вопросы: «малое у праведника лучше многих богатств нечестивых, нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем: меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся» (вольное переложение псалма 36). Князьям, стремящимся в погоне за богатством и властью завоевать чужие наследные земли-вотчины, Мономах адресует слова Псалтири «Не ревнуй лукавнующим (т.е. не соревнуйся со злодеями), не завиди творящим безаконье (не завидуй творящим беззакония), зане (потому что) лукавнующии потребятся (т.е. истребятся, погибнут), терпящии же Господа — ти (те) обладают землею». Псалтирь можно назвать начальным «учебником жизни» для русского человека: кроме правил письма и чтения человек постигал здесь правила жизни.
Каждый из псалмов содержит вначале указание на авторскую принадлежность, иногда и на повод, послуживший его сочинению. Надо отметить, что и наш автор избрал такой же путь « Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю».
Целью общения Даниила служит побуждение определённых действий у князя « но зри на мя, аки мати на младенец» и предупреждение о том , что необходимо воздержаться от какого либо действия «Но не възри на мя, господине, аки волк на ягня.»
По содержанию выделяются псалмы: хвалебные , покаянные, дидактические и мессианские. В тексте «Въструбим, яко во златокованыя трубы, в разум ума своего и начнем бити в сребреныя арганы возвитие мудрости своеа. Въстани слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех. Востану рано, исповем ти ся.» Даниил использует хвалебный псалом ,
«дословное цитирование псалма 150, где сказано на каких инструментах следует ХВАТЬ БОГА. 1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Пс 105:1
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Пс 144:6
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Пс 32:2; 46:2
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Пс 149:3
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия. (Псалом 150)»
Значит, хваление было цель общения Даниила с князем, то ради чего и возникло данное произведение. Даниил хочет установить с князем более лучшие отношения , чем были ранее « Но не възри на мя, господине, аки волк на ягня, но зри на мя, аки мати на младенец.» « Но боюся, господине, похулениа твоего на мя.»Хваление и форма любви к Богу является универсальной и всеобщей, вбирает в себя другие виды любви матери и младенца «зри на мя, аки мати на младенец». Невозможно верить в Бога и не любить собственного ребёнка. Равно как и обратное любить- значит верить в Высшую Добродетель .В псалме хваление Бога выступает как символ добра, истины и любви, поэтому понятно появление у Даниила аналогичных чувств, только в данном случае не к Богу , а к князю Ярославу Владимировичу. Это может быть и разновидностью любви к своим близким, прежде всего к матери«зри на мя, аки мати на младенец» или отцу. Воплощение черт своих родителей рассматривают в качестве идеала: « Княже мой, господине! Яви ми зрак лица своего, яко глас твой сладок и образ твой красен; мед истачають устне твои, и послание твое аки рай с плодом…. Дивиа за буяном кони паствити, тако и за добрым князем воевати…. крепок множеством корениа; тако и град нашь - твоею дръжавою.».С родителями дети, ориентированные на отцовскую любовь, мягки , добры, но вместе с тем беспомощны и безвольны: « Княже мой, господине! Избави мя от нищеты сея, яко серну от тенета, аки птенца от кляпци, яко утя от ногти носимаго ястреба, яко овца от уст лвов.
Аз бо есмь, княже, аки древо при пути: мнозии бо посекають его и на огнь мечють; тако и аз всеми обидим есмь, зане огражен есмь страхом грозы твоеа.»
Татьяна