Хинова, готские девы и время бусово

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 28 дек 2013, 07:49

Арсен писал(а): у готок были не золотые деньги, а золотые товары

Вот именно! Ведь в то время на Руси был безмонетный период, а палочками золотых гривен не позвенишь.

Изображение
Золотая новгородская гривна (~200 гр.)

Речь идет не о монетах, а об изъятии русских товаров, ювелирных украшений в частности.

В Крыму можно найти всё что угодно, начиная со скифского золота и кончая трофеями ВОВ, к рассматриваемому периоду эти находки не относятся. Нет ни одного упоминания о передаче/изъятии русского злата гоффи. А на Готском берегу ЕСТЬ и акурат в год написания СПИ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение corvin » 28 дек 2013, 13:21

В былинном эпосе есть три сюжета о Чуриле: поездка князя Владимира в поместье Чурилы и служба последнего в Киеве стольником-чашником, а затем «позовщиком на пиры»…

По-вашему Чурила князь?
Наиболее вероятным первоисточником былинного сюжета считается византийское «Сказание об Индийском царстве» XII века, получившее широкое распространение на Руси и оказавшее влияние на многие литературные памятники.

Ю.С. Худяков, О СИМВОЛИКЕ СТРЕЛ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ:
Например, известно, что хан Кучум, получив сообщение о приходе отряда Ермака, разослал своим подданным "вместо царских грамот стрелы свои золоченые", которые служили знаком мобилизации всех военных сил.

По данным Г. Парцингера, К.В. Чугунова и А. Наглера, на некоторых железных наконечниках стрел, найденных в кургане Аржан-2 скифского времени в Туве, есть золотая инкрустация .

Золотая инкрустация подчеркивала высокий социальный статус военного вождя.

В хуннское время кочевые племена Саяно-Алтая раскрашивали кибити луков и древки стрел в красный и черный цвета, обертывали древки полосками золотой фольги.

Причем здесь финны?
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 28 дек 2013, 13:47

corvin писал(а):
В былинном эпосе есть три сюжета о Чуриле: поездка князя Владимира в поместье Чурилы и служба последнего в Киеве стольником-чашником, а затем «позовщиком на пиры»…

По-вашему Чурила князь?

Это Всеволод Ольгович в сатирическом представлении. Выше дал цитату из Б.А.Рыбакова, если не читали это исследование - см. С.199-206

Изображение

:arrow: Борис Александрович Рыбаков ПЕТР БОРИСЛАВИЧ. Поиск автора "Слова о полку Игореве", М., 1991

Наиболее вероятным первоисточником былинного сюжета считается византийское «Сказание об Индийском царстве» XII века, получившее широкое распространение на Руси и оказавшее влияние на многие литературные памятники.

"Индийское царство" от Волыни и Корелы также далеко, как Сальница от Италии. Это раз.
А два, это греческое произведение, написанное византийскому императору Мануилу. «Послание царя индийского Иоанна к греческому царю Эммануилу». На Руси известно не ранее XIII века и то через сербского переводчика. см статью М.А. Салминой.
Былина же о Чуриле Пленковиче и Дюке Степановиче кишит русскими топонимами и актуальными именно для Руси событиями.

corvin писал(а):
По данным Г. Парцингера, К.В. Чугунова и А. Наглера, на некоторых железных наконечниках стрел, найденных в кургане Аржан-2 скифского времени в Туве, есть золотая инкрустация .

Золотая инкрустация подчеркивала высокий социальный статус военного вождя.

Причем здесь финны?

"Хинова" СПИ - не финны ( Хинская земля ), а Корела. Золоченые стрелки присутствуют в былине о Дюке и Чуриле. Скорее всего их просто подкрашивали, не золотом, конечно. Инкрустация СКИФСКОГО времени для XII века совсем не актуальна.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Арсен » 31 дек 2013, 08:09

Обсуждаем мы снова и снова,
Углубляясь в науки основы,
С умным видом проблему хиновы,
Не заметив, что год завтра - Новый!

Дед Мороз только с севера дунет -
И отыщутся стрелы в Сигтуне
Среди каменных древних развалин,
Заблестят позолотой на стали.

Как и в русской легенде старинной,
Словно в гриднице князя дружина,
В этот день пусть друзья и родные
Уплетают запасы съестные.

Пожелаем друг другу - удачи,
Чтобы всё зазвучало иначе,
Прояснилось под звоны бокалов
То, о чём было споров немало.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 31 дек 2013, 12:53

От Хиновы до Клобуков
Русь единая проснись,
Для грядущей Славы внуков
И страны - объединись!

С наступающим 2014 годом!!!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Время бусово - события 1164 года (версия)

Сообщение Лемурий » 10 июн 2014, 13:38

Как и писал ранее "бусово время" тесно связано со скандинавскими судами. Вариант был "Ormurinn langi" = Ormen Lange ("Длинный змей") 34 весельный корабль типа busse, построенный в 996 г. для войск Олафа Трюггвасона.

Но по контексту готские девы лелеют МЕСТЬ, т.е. радуются поражению своих врагов вместе с половцами. А время Олафа Трюггвасона не было отмечено войной Готланда с Русью, более того Олаф Трюггвасон был почетным гостем при дворе Владимира Святого и даже служил у него, когда тот был новгородским князем. Причем согласно "Саге об Олафе Трюггвасоне" монаха Одда именно он убедил Владимира выбрать для Руси христианство см. здесь.

Может быть было другое время, когда готы вторглись на бусах на Русь и проиграли ?

БЫЛО такое время. В 1164-м, причем этот разгром, предшествующий нападению карел на Сигтуну летом 1187-го, остался на момент написания СПИ с точки зрения готов неотомщенным:

В 1164 году шведская флотилия через Неву прошла в Ладожское озеро. Шведское войско осадило город Ладогу. Ладожане сожгли свой посад, а сами с посадником Нежатою заперлись в каменном кремле и послали за помощью в Новгород. Шведы попытались взять кремль приступом, но были отражены с большими потерями. Тогда они отошли к устью реки Вороной и устроили там укрепленный лагерь. Через пять дней к лагерю шведов подошли воины новгородского князя Святослава Ростиславовича и посадника Захария. Атака русского войска оказалась для шведов неожиданностью. Большинство шведов было убито или взято в плен. Из 55 шнек сумели уйти лишь 12...
---
Широкорад А.Б. Северные войны России. — М.: ACT; Мн.: Харвест, 2001.


Изображение
Невская битва. Миниатюра из Лицевого летописного свода.

    "Въ лЂто 6672 [1164]. Придоша Свье подъ Ладугу, и пожьгоша ладожане хоромы своя, а сами затворишася въ градЂ съ посадникомь съ Нежатою, а по князя послаша и по новгородце. Они же приступиша подъ городъ въ суботу и не успЂша ничтоже къ граду, нъ большю рану въсприяшя; и отступиша въ рЂку Воронаи. Пятыи же день приспЂ князь Святослав съ новгородьци и съ посадникомь Захариею, и наворопиша на ня, мЂсяця маия въ 28, на святого Еладия, въ четвьрток, въ час 5 дни; и побЂдиша я божиею помощью, овы исЂкоша, а иныя изимаша: пришли бо бяху въ полушестадьсятъ шнекъ, изьмаша 43 шнекъ; /л.33./ а мало ихъ убежаша и ти Ђзвьни...." (1-я Новг. 1164)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение corvin » 30 июн 2014, 23:39

В средневековых текстах авторы подтверждали свою принадлежность к церкви, объясняя описываемые события с точки зрения святого писания. Автор СПИ почему-то этого не делает. Т.е. либо он не православный, либо почему-то хочет обойти этот вопрос молчанием.
----------------
P.S. По-поводу "хиновя" - есть более простое объяснение нежели "китайцы".
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 01 июл 2014, 10:50

Сергей Шавырин писал(а):...это возможно придётся доказывать...

Это Вам надо доказывать, а не писать как само собой разумеющееся.

Сергей Шавырин писал(а):Анализируя слово "хин", которое встречается в СПИ три раза, Гумилёв идентифицирует его со словом "Кин" названием чжурчжэньской империи...

А если стоять всё-таки на контексте, то с "хинова" перечислена среди литовских племен, т.е. должна быть территориально рядом и с ней воевал новгородский князь Роман Мстиславич, сын ляцкой княжны Агнессы, отсюда и союзные шеломы латинские (=католические). Вы бы с "мистиком" Гумилевым открыли бы карту и посмотрели ГДЕ новгородское княжество, а ГДЕ Чжурчжэньская империя, так интереса ради...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 01 июл 2014, 11:10

corvin писал(а):В средневековых текстах авторы подтверждали свою принадлежность к церкви, объясняя описываемые события с точки зрения святого писания. Автор СПИ почему-то этого не делает. Т.е. либо он не православный, либо почему-то хочет обойти этот вопрос молчанием.

Не православный - т.е. католик или иудей? Ни то и ни другое не годится. Он переживает за Русскую Землю, за судьбу местного населения, за разорительную усобицу, за контроль торговых путей. При этом везде противопоставляет христиан (русских в союзе с католиками = латинянами) язычникам:

    Суть бо у ваю желѣзныи па<в>орзи [петли для крепления оружия к руке] подъ шеломы [= полки] латинскими [ католические]. Тѣми [союзными полками] тресну земля, и многи страны – хинова, литва, ятвязи, деремела и половци – сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ тыи [латинские] мечи харалужныи [каролинские].

К тому же библеизмов в СПИ более чем достаточно. К тому же брянско-смоленский говор, на котором говорили СМОЛЯТИЧИ, перечеркивают его иностранное происхождение.

corvin писал(а):P.S. По-поводу "хиновя" - есть более простое объяснение нежели "китайцы".

Половцы отпадают. Хинова И половцы перечислены через соединительный союз.

P.S. Вот Вам с Сергеем на раздумье: как в Ваших версиях XIV века (даже хоть начиная с XIII-го и позже) могла появиться такая строка современника события:

    Что ми шумить, что ми звенить да вечя рано предъ зорями? - Игорь плъкы заворочаетъ, жаль бо ему мила брата Всеволода.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение corvin » 01 июл 2014, 12:37

Тѣми тресну земля, и многи страны хинова: литва, ятвязи, деремела и половци – сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи.

Хинова здесь дикие, дикарские – в смысле народы, живущие негосударственным строем, ордой.
Что ми шумить, что ми звенить да вечя рано предъ зорями? - Игорь плъкы заворочаетъ, жаль бо ему мила брата Всеволода.

В советское время была полуофициальная версия, что Слово написано кем-то из участников похода, и эти шум и звон на полном серьезе слышал сам Автор. В современном академическом переводе эти «ми» даже переводить не стали, просто опустили.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 01 июл 2014, 13:12

corvin писал(а):
Тѣми тресну земля, и многи страны хинова: литва, ятвязи, деремела и половци – сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи.

Хинова здесь дикие, дикарские – в смысле народы, живущие негосударственным строем, ордой.

Увы, уважаемый corvin, по синтаксическому разбору НИКАК такой вариант не проходит:

Не страны (чего?) хиновЫ:
а
многи ◊ Страны — им. пад. мн. ч. [перечисление]: ◊ Хинова — им. пад, ◊ Литва — им. пад., ◊ Ятвязи — им. пад. мн. ч., ◊ Деремела — им. пад. ед. ч. и ◊ Половци — им. пад. мн. ч.

Не говоря про то, что литовские племена своими стрелами НЕ славились, в отличии от карелов (что буйство в Сигтуне во время написания СПИ устроили) и финнов Хинская земля:

...в олонецких старинах упоминается Хинская земля (т.е. финская) предлагаемая шведским королем царю Алексею Михайловичу в обмен на Смоленец-город [Гильфердингъ II, 510, 511]
Финны по Саксону грамматику (в его Historia Danica, напис. между 1201-1206 г.) отличаются редким искусством в метании стрел. В этой области, говорит он, ни один народ не достиг подобного рода совершенства. Они бьются большими, широкими стрелами [Тиандер "Поездки скандинавов в Белое море"]. Вспомним финского кузнеца, художника и волшебника Ильмаринена, воспеваемого рунами Калевалы. Самые совершенные мечи, ножи, стрелы, выходят из его кузнецы; он же славится, как искусный стрелок...
------
Миллер В.Ф. Хинова «Слово о полку Игореве». — ИОРЯС, 1914, т. XIX, с. 110—118


corvin писал(а):В советское время была полуофициальная версия, что Слово написано кем-то из участников похода, и эти шум и звон на полном серьезе слышал сам Автор. В современном академическом переводе эти «ми» даже переводить не стали, просто опустили.

Был такой генерал-лейтенант Фёдоров Владимир Григорьевич - это его версия. Мне такое видение солдата-книжника сразу известный фильм напоминает:

Изображение
"Картинки и таблицы пропускаю, а в пролетарскую суть вникаю..."(с)

На самом деле Автор, совершенно очевидно - СОВРЕМЕННИК событий, просто для него вся страна единое целое и событие в одном месте отзывается в другом. Получается этакая СВЕРХСЛЫШИМОСТЬ Руси. Так в "Слове" Владимир Мономах слышит звон стремян своего современника Олега Гориславича в Тмуторокани, а Всеслав, сидя в Киеве, звон колоколов Софии Полоцкой, снятых им во время захвата Новгорода.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение corvin » 05 июл 2014, 12:51

Версия что «хинова» у Автора родовое название для диких народов решает все смысловые проблемы:
1. Хиновсие стрелы - просто половецкие стрелы, так как половцы это хинова.
2.Понятно, что объединяет такие далекие народы – родоплеменной строй.
3.Ясно, что значит буйство хиновы – нападение литовцев на северо-запад Руси: Двина течет по кликами поганых.

В отношении грамматики: Если хинова прилагательное, то желательно знать какое его породило существительное. Хинове? Это множественное или единственное число?

Может быть, для Автора исходное предложение тождественно:
«Тѣми тресну земля хинова, и многи страны: литва, ятвязи, деремела и половци – сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи.»
Вообще манера переставлять (в нашем понимании) слова в старых текстах присутствует. Кроме того «тресну земля хинова» более осмысленно, чем просто «тресну земля».

Карело-финская теория не заслуживает трудов для ее разбора.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 05 июл 2014, 19:42

corvin писал(а):Карело-финская теория не заслуживает трудов для ее разбора.

Уважаемый corvin, это версия "хинова" = корела согласована и по контексту и по историческим событиям, а вышепредложенная на допущении стоит, перестановкой погоняет, про отсутствие похожих исторических событий и вовсе молчу...

1. Хинова в перечислении народов которые победили Мстиславичи стоит в им.пад. - это такой же этноним, как и ятвязи, и деремала, и половцы. Это никак не прилагательное, можете сверить как таковое пишется в сочетании со стрелками. Более того хинова И половцы перечислены через соединительный союз "И", т.е. одно никак не другое!

2. Литва никого не захватывала ни в 12-м, ни в 15 вв. В сочетании со среброносными струями Переяславля, пересекающих Сулу речь идет о Торговых путях Руси XII века

3. Буйство хиновы напрямую связано с готскими девами, играющим на готском берегу (о.Готланд) русским золотом. Такое действительно случалось и именно летом 1187 года, когда у новгородских купцов готландцы конфисковали товар за "буйство корелы" - уничтожение Сигтуны.

4. В чём ирония или смысл, если половец захотел расстрелять княжича половецкими стрелами? В этом случае Автор бы просто написал стрелами, а тут он выделил что хиновскими - в чем смысл? В 1180 году новгородцы с их корельскими кузнецами были на стороне Святослава и Игоря вместе с половцами в их усобице с Мстиславичами. Смысл злоумысла Гзака возвращение зла - повтор идеи "мутен сна" Святослава:

    ... мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам . (Лк.6.38.)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение corvin » 06 июл 2014, 14:24

Утверждение, что Двина течет под кликами поганых может означать только одно: в эту область вторглись какие-то язычники. Естественно предположить – литовцы.
В чём ирония или смысл, если половец захотел расстрелять княжича половецкими стрелами?

Иронии никакой: золоченая стрела атрибут ханской власти у многих кочевых народов. Символ права казнить и миловать.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 06 июл 2014, 17:29

Уважаемый corvin, Вы зачем-то отвергаете контекст: сперва в тексте речь о Переяславле и его "серебряных струях", что не текут к Переяславлю. Сула не протекает через этот город, она проходит несколько ниже, однако через Сулу к Переяславлю "текут" два среброносных пути: Солонный и Залозный.
Это же касается и Двины. Раз не сказано под кликом кого она течет болотом - зачем тогда додумывать, что именно литовцев?

Древнейшие народы, жившие по З. Двине, — кривичи, полочане, земигола, летьгола, или латыши, ливы. Более других в деле колонизации З. Двины известны полочане (полоцкие князья). Хотя прямые известия об обладании ими и нижним течением З. Двины относятся только к второй половине XII в., когда латыши и ливы платили им дань и поставляли отряды во время войны, но свидетельство Генриха Латыша и ливонской летописи подтверждают, что придвинские народцы задолго еще до прихода немцев были данниками полоцкого князя.
----
ЭБЕ "Западная Двина"

Западная Двина была частью золотоносного пути "Из варяг в греки". Латыши и ливы (языческие племена) до написания СПИ платили полоцким князьям дань, в теперь Двина течет для них "болотом" и далее речь опять таки про полоцких князей, как логическое продолжение начатой темы.

Что же касается золоченных стрелок, известных на всю Русь - открывайте былину Дюк Степанович и Чурила Пленкович"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21