Lukman писал(а):С вами продолжать спор?![]()
Э не, увольте, как в старину говорили: чур меня, чур.
Да Бога ради. Не расстроюсь. Пусть невежество и дальше царствует на этом сайте.
Lukman писал(а):С вами продолжать спор?![]()
Э не, увольте, как в старину говорили: чур меня, чур.
Sarmat писал(а):Lukman писал(а):С вами продолжать спор?![]()
Э не, увольте, как в старину говорили: чур меня, чур.
Да Бога ради. Не расстроюсь. Пусть невежество и дальше царствует на этом сайте.
Sarmat писал(а):Lukman писал(а):В 1939 г. в Эрмитаж из Музея г. Остяко-Вогульска поступил серебряный с позолотой предмет чеканной работы, в виде головы зверя с раскрытой пастью, торчащими вверх ушами (дл. 30 см, выс. с ушами — 27 см), с глазами, инкрустированными некогда цветной пастой.
И к чему эта цитата и картинка? То что это Сэнмувр я и без вас знаю. Проблема в ином лингвистически Симаргл/Семаргл из Сэнмувр не выводится, а Сэнмувр у персов в Симурга превратился ближе к Х веку. И же из Симурга, через посредство алан, у славян трансформировался в Симаргла/Семаргла.
SIMORḠ (Persian), Sēnmurw (Pahlavi), Sīna-Mrū (Pāzand), a fabulous, mythical bird. The name derives from Avestan mərəγō saēnō ‘the bird Saēna’, originally a raptor, either eagle or falcon, as can be deduced from the etymologically identical Sanskrit śyená.
Nehbcn писал(а):Лемурий писал(а):Nehbcn писал(а):А почему "варяга" никогда не производят из "врага" или "ворога"?
Поколику væringi варяг [д-а. wær-genga наемник] потолику и НЕ производят.
А понеже "находникъ" от слова "находъ" = вторжение, нападение, то и контекст в ПВЛ иным представляется.
Я имел ввиду с точки зрения лингвистов, а не норманистов!
Евгений писал(а):Я тоже не понял, к чему картинки Симурга и драконьего навершия штандарта, но, Сармат, вы неправы в той части, что "лингвистически Симаргл/Семаргл из Сэнмувр не выводится, а Сэнмувр у персов в Симурга превратился ближе к Х веку."
Вот что написано по этому вопросу в Enc. Iranica (http://www.iranicaonline.org/articles/simorg):SIMORḠ (Persian), Sēnmurw (Pahlavi), Sīna-Mrū (Pāzand), a fabulous, mythical bird. The name derives from Avestan mərəγō saēnō ‘the bird Saēna’, originally a raptor, either eagle or falcon, as can be deduced from the etymologically identical Sanskrit śyená.
Сенмурв - лишь пехлевийское написание исходного Сэнмург, конечное "в" появилось лишь там (речь идёт о текстах 5-9 вв н.э., в отличие от авестийских текстов, которые гораздо древнее, и где уже есть mərəγō, т.е. мъръго) а пехлевийское написание слов отличается большой девиантностью, в том числе и потому, что в этом алфавите одни и те же буквы могли читаться по-разному, означали несколько разных звуков.
Таким образом, нет оснований для того, чтобы заявлять, что Симаргл - какая-то поздняя форма, которая должна была быть воспринята от персов, а не от северо-восточных (сарматов) или северо-западных (скифов) иранцев. Она достаточно близка к авестийской форме, которая своей древностью доходит до уровня, где индо-иранских языков нет, есть диалекты.
Более того, я бы не стал утверждать, что северным иранцам образ Симурга был неизвестен. Не могу привести в подтверждение письменных источников, или сослаться на данные археологии, может там и есть что-то, но судя по тому, что в Шах-намэ Симург помогает Ростему против Исфендияра/Спентадаты, а среди перечисляемых подвигов а-ля Геракл последнего есть и победа над злым Симургом, Симург был персонажем положительным для иранцев-арийцев, но отрицательным для иранцев-туранцев. Опять же напомню, что по данным армянских летописей арабы при вторжении за Дербент разрушали святилища Исфендияра/Спентадаты, а армянские попы рубили посвященные ему деревья. Так что знали туранцы Симурга и без персов, по-крайней мере должны были знать.
Sarmat писал(а):И все таки, новоперсидская форма Симург куда ближе к славянскому Симарглу нежели Саена, Сэнмувр, Сэнмург? Далее, расцвет культа Симурга в самой Персии приходится на вторую половину 1 тыс. н.э. поэтому говорить о более раннем времени проникновения Симурга к славянам тоже не приходится. Получается что типа поперек батьки в пекло. Третье о чем я тут твержу не переставая. Худо бедно в погребениях скифов встречаются изображения Сэнмувров, в погребениях сарматов насколько я пытался это выяснить таких предметов нет, как нет их в местах проживания черняховццев и иных протославянских племен. Нет и свидетельства существования культа Сэнмувра у скифов и сарматов, как и алан и их потомков - осетин. Поэтому все рассуждения о том, что у сарматов и скифов практиковался культу Сэнмувра и именно от них его усвоили славяне гипотетичны и не имеют сколь-нибудь материальных и источниковедческих подтверждений.
Enc.Iranica писал(а):When the Simorḡ carries her protégé to the netherworld and back, this is related to the well-known function of the собака as psychopompos.
Евгений писал(а):А мне непонятно, зачем искать слову варяг объяснения в древне-английском, если по всему востоку распространен термин фаранг (faranj в арабских текстах, palang, parang в пехлевийских) - его мы тоже должны из wær-genga выводить? Сомнительно, чтобы термин со значением "член вооруженной банды/шайки" обладал достаточной престижностью, чтобы распространиться в средневековье по всему Ближнему и Среднему Востоку. Скорее уж на такую роль тянет этноним "франк".
Nehbcn писал(а):Евгений писал(а):А мне непонятно, зачем искать слову варяг объяснения в древне-английском, если по всему востоку распространен термин фаранг (faranj в арабских текстах, palang, parang в пехлевийских) - его мы тоже должны из wær-genga выводить? Сомнительно, чтобы термин со значением "член вооруженной банды/шайки" обладал достаточной престижностью, чтобы распространиться в средневековье по всему Ближнему и Среднему Востоку. Скорее уж на такую роль тянет этноним "франк".
"Франк" оно как бы неплохо..............но вот беда- с варягами, верингами и варангами логически не согласуется.
Евгений писал(а):Nehbcn писал(а):Евгений писал(а):А мне непонятно, зачем искать слову варяг объяснения в древне-английском, если по всему востоку распространен термин фаранг (faranj в арабских текстах, palang, parang в пехлевийских) - его мы тоже должны из wær-genga выводить? Сомнительно, чтобы термин со значением "член вооруженной банды/шайки" обладал достаточной престижностью, чтобы распространиться в средневековье по всему Ближнему и Среднему Востоку. Скорее уж на такую роль тянет этноним "франк".
"Франк" оно как бы неплохо..............но вот беда- с варягами, верингами и варангами логически не согласуется.
Логически может и нет. Кто такие веринги? А варанги-варяги (я- носовой звук) - вполне. Звука "ф" в древнерусском не было, вставление гласных между корневыми согласными (полногласие https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B5) - характерное явление для восточнославянских языков, и хотя здесь не самый показательный случай из-за "а", а не "о" или "е", но всё же... Тибарен нам подскажет, если спросить, наверное.
А могло и так произойти, что слово франк сначала попало в иранские языки (пехлевийское parang, скорее всего, старше первых славянских и греческих упоминаний варягов), а затем уже к нам.
Nehbcn писал(а):1) Славяне не могли называть франков варягами, поскольку франки не сидели на берегу Балтийского (Варяжского) моря, да и тесными тогдашние франко-славянские контакты вряд ли назовешь. (имеются ввиду естественно восточные славяне). В ПВЛ приводится список народов, которые по мнению летописца являются варягами-и там франков нет.
2) Греки не могли называть франков-варангами, поскольку название "варанг" появляется приблизительно в 1000 г РХ, а Рим и франки на тот момент уже как 500 лет имели тесное сотрудничество.
"В 496 году Хлодвиг I принимает христианство. Переход в христианское вероисповедание позволил Хлодвигу получить влияние и власть над галло-римским населением. Тем более, что теперь у него была могущественная поддержка — духовенство."
Можно предположить, что Константинополь 500 лет не знал название народа с которым тесно и часто сотрудничал?![]()
К тому же, если и были франки в варангах-то в единичных количествах.
3) Пару раз в скандинавских сагах проскальзывает название "веринги", с точным пояснением "так нас называют в Константинополе". Понятно, что сами норманны себя так не называют, и слово является искаженным из "варанг". Принять, что скандинавы придумали называть себя "франки"-уж извините не могу!
Евгений писал(а):Вы сами в третьем пункте отмечаете, "что сами норманны себя так не называют, и слово является искаженным из "варанг". Я догадываюсь, что вы это делаете исходя из того, что варяг происходит от названия племени вагров, однако это лишь показывает, что слово варяг воспринималось носителями германских языков как иностранное. А раз греки его до 1000ых не употребляли, то оно явно к ним от иранцев зашло, потому что фаранг уже в пехлевийских текстах есть, и хотя датировки точной текстов, в которых оно упоминается, я не нашёл, они несколько древнее 1000ых, потому что это гос.язык Сасанидов, после арабского завоевания уже 300 лет прошло, и считается, что к тому времени пехлевийский (среднеперсидский) остался в использовании лишь у зороастрийцев, а остальные перешли на новоперсидский и на арабский алфавит.
Nehbcn писал(а):Вагры здесь ни причем.
У греков есть свое слово "фаранги"-ущелье, именно ущелье пробивали варанги во вражеском строю!![]()
Проблема только в том, что для славян название константинопольской гвардии не такое эпохальное значение что бы называть им целое Море!
К тому же русы служили в варангах и в немалых количествах и это зафиксировано в греческих хрисовулах.
Слово варяг с наибольшей вероятностью произошло именно на территории будущей Руси, в ПВЛ во всяком случае славяне его знали до призвания Рюрика.
Евгений писал(а): Абаев там говорил только о гласных, о том что "а" в Симаргл, скорее всего именно от сармат/алан, потому что у персов там "у". И больше ничего - скорее всего, потому что Сенмурв, Симург и Саэно-мрго и прочие формы он счел достаточно схожими во всем, кроме гласной второго корня.
Евгений писал(а): По поводу того, что по датам расцвет культа и время проникновения следует отнести ко второй половине 1ого тысячелетия - не могу сказать ничего, кроме того, что это уже излишние детали, если согласиться с Абаевым что "а" в Симаргл могла появиться только благодаря заимствованию из языка алан.
Евгений писал(а):В дополнение хочу сказать, что я и у персов свидетельств культа Симурга не вижу, нет их там. Птица легендарная, встречается в эпосе и мистической литературе, но никогда не была она в Персии объектом культа, религиозного поклонения - по крайней мере в статье мною процитированной нигде не говорится о том, что Симург - язата, или что ему где-либо поклонялись как божеству.
Евгений писал(а):Орел это из наших сказок, которого герой три года кормит, пока тот в конец его не объедает, а потом несет его через миры, посещая золотое, серебряное и медное царства, чтобы герой получил свою награду - волшебный дворец разворачивающийся из ларца в любом месте, помните? Так вот, по моему мнению Симург - это психопомп, пережиток того времени, когда трупы выставляли на съедение диким птицам и собакам/волкам, оттого у него и черты птичьи и собачьи в облике.
Евгений писал(а):Ладно, вагры нипричем. Ущелье - тоже. Служили - хорошо, это не противоречит тому, что термин мог сначала появиться для обозначения европейцев в иранских языках, например, в Средней Азии (или же у арабов, когда они столкнулись с ними в Европе), а оттуда попасть к славянам и грекам.
Ждём онлайн-публикации статьи Фаранг в Иранике, обещают что будет. Я сам додумался до возможной взаимосвязи фаранг-варяг только недавно, и никакой дополнительной информацией, а уж тем более развитой аргументацией не обладаю.
Sarmat писал(а):. Птица Варагн - наиболее почитаемая ипостась иранского бога войны Вэртрагна. Здесь куда больше шансов если учесть изображение птицы на скандинавском оружии, штандартах, иной воинской амуниции. О чем смотрите у В. Кулакова. Сюда же можно отнести и пресловутый трезубец Владимира. Ну и если в западнославянских языках Варагн дало Рарог, то у восточных славян, чем черт не шутит, могло дать и варяг. Тем более что у осетин wariag означает - соколиный.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 41