Ну и самое время упомянуть о "харалужных" (=каролингских) мечах из "Слова о полку Игореве":
В СПИ Автор пользуется разными эпитетами для характеристики востока и запада, язычников и христиан, оружия и способа его ковки.
В частности, у половцев: "сабли половецкие", а у русичей копья и мечи
харалужные.
Се у Римъ кричатъ подъ саблями половецкыми...
Не ваю ли храбрая дружина рыкаютъ акы тури, ранены саблями калеными...
----
Яръ туре Всеволодѣ! Стоиши на борони, прыщеши на вои стрѣлами, гремлеши о шеломы мечи харалужными...
Съ зараніа до вечера, съ вечера до свѣта летятъ стрѣлы каленыя, гримлютъ сабли о шеломы, трещатъ копіа харалужныя...
Бяшеть притрепеталъ своими сильными плъкы и харалужными мечи; наступи на землю Половецкую...
Тѣми тресну земля, и многи страны – хинова, литва, ятвязи, деремела и половци – сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи...
Tокъ на Немизѣ: снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла...
То что ХАРАЛУГ относится к способу ковки следует из строки:
Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена.
Само слово точно воспроизводит древненемецкое
car(a)l-ung/ing «Каролинги» «мечи и копья из стали
франков (haralug)» (С-С СПИ:"Харалугъ")
Европейский способ ковки мечей вытекает и из строки:
Суть бо у ваю желѣзныи па<в>орзи [петли для крепления оружия к руке] подъ шеломы латинскими. Тѣми тресну земля, и многи страны – хинова, литва, ятвязи, деремела и половци – сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ тыи [те же] мечи харалужныи.
Scaevola писал(а):Каролингский способ ковки мечей (продолжающий римскую традицию) известен сравнительно хорошо. Он состоит в том (если совсем кратко), что к широкой срединной полосе, вязкой и довольно мягкой, приваривают по краям узкие твёрдые полоски, из которых формируются лезвия и острие. Ценральная полоса всегда, а крайние полоски довольно часто, изготовлялись способом, который мы сейчас называем дамасским - пластины мягкой и твёрдой стали (вместо мягкой стали в то время часто брали простое железо) сваривались между собой кузнечной сваркой, складывались или скручивались (а часто и то, и другое одновременно), снова проковывались, и так неоднократно до получения своеобразного стального композита. Таким образом центральная полоса меча приобретала достаточную вязкость и упругость, что не ломаться и не гнуться при ударах, и нести на себе твёрдые и острые лезвия. После шлифовки и протравки в слабокислых растворах на таком клинке проявлялся характерный узор из тёмных и светлых линий, что являлось одним из признаков качества меча.
Каролингский способ достиг своего совершенства примерно в VII веке. Дальше пошёл медленный процесс упрощения технологии - в частности, центральную полосу уже частенько делали не из композита, а просто из железа. Такой меч можно было погнуть ударом по плоской его стороне. И ещё важная деталь - при протравливании в кислоте на таком клинке не проявится узор.
В IX веке на смену старому каролингскому способу в Западной Европе пришёл новый способ - более простой, но не уступающий в качестве. Суть его в технологии "сэндвич" - тонкую широкую полосу твёрдой высокоуглеродистой стали помещали между двумя толстыми полосами мягкой вязкой стали или железа. После механической обработки такого "бутерброда" твёрдая сталь выходила на лезвия и остриё. Проявляющийся узор был очень отличен от старого каролингского. На Руси этот способ появился на 100 лет позже, в Х веке. Ко времени написания СПИ он уже почти вытеснил старый каролингский. Но, видимо, старые харалужные мечи и копья по-прежнему высоко ценились знатоками и/или их замечательные свойства вошли в пословицы/фольклорные эпитеты. Во всяком случае, когда в XIV веке русичи познакомились с высококачественными восточными клинками из булата, то новое слово булат в фольклоре заменило собой старое харалуг. По моему мнению, это произошло в том числе и по причине внешнего сходства узора харалужной стали и булата. Сходство это, в частности, отмечает Л. Б. Архангельский - выдающийся современный знаток "узорчатых" сталей и технологий их изготовления.
К XIV веку каролингский (харалужный) способ ковки "
жестоцемъ харалузѣ скована" себя изживает и уступает месту дамасскому булату. Поэтому у автора Задонщины (XIV в.) нет уже "харалужных" мечей, а есть мечи булатные.
гремѣли князи руские мечьми булатными о шеломы хиновские (Задон. Унд.)

см.
Антейн А.К. Дамасская сталь в странах бассейна Балтийского моря, Рига, 1973